КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По духовно- нравственному воспитанию на тему: «Мир загадок, пословиц и поговорок» с подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Помочь каждому ребенку обрести любовь к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvarotkrytoe_zshchanyatie_-_kopiya.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15»

Левокумского муниципального района Ставропольского края.

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По духовно- нравственному воспитанию

на тему: «Мир загадок, пословиц и поговорок»

с подготовительной   группы

                                                                                                                     

                                                                                                  Составлен

                                               воспитателем

Мазниной Ю. В.

                                                                                     

с. Владимировка

январь 2020 г

Цель:  Помочь каждому ребенку обрести любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (загадки, пословицы, поговорки);

расширить представление о добре, красоте,  мудрости, труде;

     - развивать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества;

     - расширять представления о нравственной и этической ценности произведений народного творчества.

 Речевое развитие:

     - активизировать словарь детей;

     -  развивать лексико - грамматический строй, выразительность интонации;

     - развивать фантазию, творческие способности и умения находить ответы на вопросы;

    Художественно-эстетическое развитие:

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

    Социально-коммуникативное развитие:

    -воспитывать уважительное отношение к окружающим;

    - формировать умение слушать собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать свое мнение;

    Физическое развитие:

- развивать физическую активность, умение снимать напряжение и расслабляться.

Методы и приёмы:

Игровой - использование сюрпризного момента, игры, упражнения;

Наглядный - картинки;

Словесный  - вопросы, пояснения, художественное слово, беседа, обогащение словаря;

Практический –  составление загадок, объяснение значения пословиц и поговорок .

 

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций  к пословицам и поговоркам; дидактические игры и упражнения; беседы о фольклоре; разгадывание загадок; заучивание  стихов, скороговорок, считалочек, песенок, прибауток, пословиц и поговорок.

Материал и оборудование:  сундучок, книги «Загадки», «Пословицы и поговорки».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь предлагаю вам повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.  Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

Воспитатель: А с чего же мы начнем (обращаю внимание на сундук)

Воспитатель: Ребята посмотрите что это?

Сундук.

Воспитатель: Сейчас я попробую его открыть, да он не открывается. Ребята, для того, чтобы сундук открылся нам нужно сегодня быть внимательными, активными и справиться со всеми заданиями.

Сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие. И отправляемся мы

в это путешествие не поодиночке, а небольшими экипажами. Зачем человек

совершает путешествие? Чтобы расширить свои представления, узнать что-

то новое, познакомиться с новыми людьми, увидеть что-то интересное,

необычное, запоминающееся на всю жизнь. Наверное, и мы не будем

изобретать велосипед и поставим перед собой такие же задачи. Только вот

отправимся мы во Вселенную Народной Мудрости, живущую по своим

законам, - на планеты загадок, пословиц и поговорок.

Сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие. И отправляемся мы

в это путешествие не поодиночке, а небольшими экипажами. Зачем человек

совершает путешествие? Чтобы расширить свои представления, узнать что-

то новое, познакомиться с новыми людьми, увидеть что-то интересное,

необычное, запоминающееся на всю жизнь. Наверное, и мы не будем

изобретать велосипед и поставим перед собой такие же задачи. Только вот

отправимся мы во Вселенную Народной Мудрости, живущую по своим

законам, - на планеты загадок, пословиц и поговорок.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие – а занятие путешествие.  Мы совершим путешествие в страну загадок, пословиц и поговорок.

Воспитатель: - Зачем человек совершает путешествие?

Дети:

Воспитатель: Чтобы расширить свои представления, узнать что- то новое, познакомиться с новыми людьми, увидеть что-то интересное, необычное, запоминающееся на всю жизнь.

Воспитатель:- Ребята, а знаете, в какой стране мы живем?

Дети: Россия.

 Воспитатель:- Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы, на каком языке говорим? (На русском.)

Воспитатель:  - Красив, богат и могуч наш русский язык.

Воспитатель: - В древние времена, когда русские люди еще не знали букв, то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным.

Воспитатель: - Может быть, вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

Дети: - Песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, колыбельные, былины, песенки, потешки, колыбельные, прибаутки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

Воспитатель: - Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать жанры устного народного творчества?

Дети:

Воспитатель: - Все эти произведения называются фольклором.

Воспитатель: - Как вы понимаете  три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять.

Воспитатель: Молодцы ребята! С разминкой вы справились. Воспитатель: Сегодня мы отправимся во Вселенную Народной Мудрости, живущую по своим законам, - в страну загадок, пословиц и поговорок.

Воспитатель: А путешествовать мы сегодня будем на  волшебном поезде. Занимайте свои места  и в путь.

Поезд мчится и свистит   (РУКИ СОГНУТЫ В ЛОКТЯХ, ВРАЗЩЕНИЕ РУКАМИ)

И колесами стучат (РУКИ СОГНУТЫ В ЛОКТЯХ, ВРАЩЕНИЕ РУКАМИ И ТОПАЮТ НОГАМИ)

Я стучу, стучу, стучу       (ШАГ В СТОРОНУ , ПРИТОП 3 РАЗА) 

Всех до места докачу      (БЕГ НА МЕСТЕ)

Чу-чу-чу, Чу-чу-чу.

Воспитатель: Мы прибыли в страну, которая  называется Тайна - здесь живут Загадки.  

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что же такое загадка?

Дети: 

Воспитатель: Загадка – это задача которую нужно решит, т.е., это загаданный предмет или явление, который нужно отгадать  по намёкам, сходным признакам, описанию.

Воспитатель:  - О чем бывают загадки?

Дети: (Загадки бывают о домашних и диких животных; о птицах; о насекомых;  о профессиях; об одежде; об овощах и фруктах;  временах года; о явлениях природы;)

Воспитатель: Загадки бывают разные:

- загадки рифмовки - в таких загадках отгадка должна совпадать с рифмой.

 Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички-

Золотистые …..(лисички)

- загадки обманки - в таких загадках обычно ответ не попадает в рифму.

Лажу, лажу я в лианах,

На хвосте могу висеть.

Проживаю в жарких странах,

Потому что я ……(обезьяна).

- загадки описание – в них описывают какой-либо предмет.

Она сделана из металла. Ею управляют при помощи руля. Что это? (Машина)

- загадки сравнения - в них сравнивают один предмет с другим.

По дороге едут ноги и бегут два  колеса. (Велосипед)

- загадки стихотворения – это небольшие стишки с вопросом.

Меня не растили-

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки,

Руки - сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (Снежная баба)

- загадки самоделки это загадки, которые мы придумывает и загадывает сами.

По форме он круглый.

По цвету он желтый.

С ним можно играть: катать, подбрасывать, бить об пол и стену. (мячик)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется, «Загадки самоделки». Т.е. вам нужно самостоятельно придумать загадки. Для этой игры мне нужно три участника.

Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями.

А сейчас я вам предлагаю немного размяться.

ФИЗМИНУТКА:

Вот большой стеклянный чайник,    (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.         (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                    (приседать руки на поясе)

Очень хрупкие бедняжки                   (приседать руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца                            (кружаться)

Только стукни - разобьются                (кружаться)

Вот серебряные ложки                        (потянуться вверх, сомкнуть руки над головой)

Вот пластмассовый поднос                 (стать вкруг и взяться за  руки)

Он посуду нам принес.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие?

Поезд мчится и свистит   (РУКИ СОГНУТЫ В ЛОКТЯХ, ВРАЗЩЕНИЕ РУКАМИ)

И колесами стучат (РУКИ СОГНУТЫ В ЛОКТЯХ, ВРАЩЕНИЕ РУКАМИ И ТОПАЮТ НОГАМИ)

Я стучу, стучу, стучу       (ШАГ В СТОРОНУ , ПРИТОП 3 РАЗА)

Всех до места докачу       (БЕГ НА МЕСТЕ)

Чу-чу-чу, Чу-чу-чу.

Воспитатель: Куда же мы приехали?  В  очень большую страну, которая называется Пословицы и Поговорки.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое пословицы и поговорки?

Объясните, что такое пословица?

Детти:

Воспитатель: Пословица — это краткое изречение, которое выражает житейскую мудрость народа.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех.

Воспитатель: Что такое поговорка?

Дети:

Воспитатель: Поговорка – это обычно часть пословицы, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным.

Например: стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить.

Воспитатель: Ребята о чем бывают пословицы и поговорки?

о совести, о чести и бесчестии; о добре и  зле; о правде и о лжи; о труде и о лени; о счастье и о горе, о мудрости и глупости, о хлебе, о Родине, о мире, о природе, о временах года.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки. Вы будете по очереди называть пословицу или поговорку и говорить о чем она.

1. Дело мастера боится – поговорка  

О чем эта поговорка? (эта поговорка о том, что если очень стараться, то можно сделать любое даже самое сложное дело.)

2. Палец слаб, а кулак силен – пословица (в этой пословице говорится о том, что в одиночку трудно справиться со сложным делом. Если сложно нужно попросить помощи у друзей.)

3. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь – пословица Захар (пословица о том, что прежде чем что-то сказать, необходимо хорошо подумать.)

4. Готовь сани летом, а телегу зимой.  (В этой пословице говорится о том, что все нужно подготавливать заранее.)

5. От горшка, три вершка. (Это поговорка - обычно так говорят на  кого-то очень маленького или низкого роста)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно объяснили.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи пословицу и поговорку»

1.        Что посеешь… (то и пожнешь).

2.        Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

3.        Сделал дело… (гуляй смело).

4.        В гостях хорошо… (а дома лучше).

5.        Дружба дружбой… (а служба службой.)

6.        С кем поведешься… (от того и наберешься).

7.        Семь бед…(один ответ)

8.        Как аукнется… (так и откликнется).

9.        За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

10.       Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб разобьет).

11.       Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

12.       Чем дальше в лес… (тем больше дров).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все пословицы и поговорки продолжили.

А сейчас я предлагаю вам выполнить игровое упражнение «Назови рифму» Я буду, называет рифмующиеся слова, а вы подбирать к ним пословицу.

1. «Руки-скуки» - «Умелые руки не знают скуки».

2. «Калачи-печи» - «Любишь, есть калачи, не сиди на печи».

3. «Лад – клад» - «Где лад, там клад».

4. «Дело – смело» -  «За правое дело стой смело».

5. «Тепло – добро» - «При солнышке тепло, а при матери добро».

6. «Труды – плоды» - «Какие труды, такие и плоды».

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно смогли подобрать рифму.

Воспитатель: Еще поиграем. А теперь я вам предлагаю подобрать поговорку к заданному слову.

1. Белка – «Крутится, как белка в колесе»

2. Гусь - « Как с гуся вода».

3. Сапог – «Два сапога пара».

4. Лиса – «Лиса хитростью берет».

5. Беда – «Лиха беда -  начало».

6. Лень – «Ленивому и лениться лень».

7. Овца – «Паршивая овца, все стадо портит».

Воспитатель: Ребята, а теперь пришла пора возвращаться в д.сад. Занимайте места в поезде.

Воспитатель: Ребята сегодня вы справились со всеми заданиями, может теперь сундучок откроется. Попробуем?  (сундук открывается, а там книги загадок, пословиц и поговорок)                    

Воспитатель: Ребята, в пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорки метко определяют какое-либо явление жизни.

Воспитатель: - Скажите мне пожалуйста, испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

- Какая информация сегодня на занятии для вас была интересная?

На этом наше занятие закончилось. Спасибо.

Самоанализ НОД в подготовительной группе

на  тему: «Мир загадок, пословиц и поговорок »

1. Тип:  познавательное развитие.

     Вид: со всей группой детей.

2. При проведении НОД достигалась цель: повысить качество духовно-нравственного воспитания дошкольников с помощью загадок, пословиц и поговорок.

3. Были интегрированы образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4.Для формирования интересов данной НОД использовались: яркий наглядный материал, художественное слово, игры и игровые упражнения, сюрпризный момент.

5. НОД вызвало желание отгадывать и самостоятельно придумывать загадки, называть пословицы, поговорки и пояснять их смысл; продолжать пословицы и подбирать рифмы к поговоркам.

6. Структура образовательной деятельности:

Мотивация: приглашение совершить путешествие в страну загадок, пословиц и поговорок;

Части образовательной деятельности последовательны и взаимосвязаны;

7. Все дети были заинтересованы и активны.

8. На НОД была сделана опора на имеющие знания детей о загадках, пословицах и поговорках.

9. План ОД был выполнен, поставленная цель и задачи достигнуты.

10.Атмосфера доброжелательна, все дети были заинтересованы.

11. Присутствовало  18 детей.

12. Длительность образовательной деятельности  30 минут.

Воспитатель:                                                                                      Мазнина Ю.В.

отправимся дальше? На очень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы доу)

В докладе отражена роль педагога в процессе духовно-нравственного просвещения обучающегося: проблемы, опыт, перспективы....

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

Подборка стихов, загадок, пословиц и поговорок по теме "Лес"

В подборке размещены стихи, загадки, поговорки, пословицы по теме "Лес". ПОдборка поможет воспитателям быстро найти нужный материал....

Картотека стихотворений, загадок, пословиц и поговорок по теме: «Зимующие птицы»

Картотека стихотворений, загадок, пословиц и поговорок по теме: «Зимующие птицы»...

Картотека стихотворений, загадок, пословиц и поговорок по теме: «Зимующие птицы»

Картотека стихотворений, загадок, пословиц и поговорокпо теме: «Зимующие птицы»...

Картотека стихотворений, загадок, пословиц и поговорок на тему "Зима"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов....