Игра "Что Где Когда"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сараева Галина Васильевна

Воспитание у детей бережного отношения к природным богатствам Республики Марий Эл.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_chto_gde_kogda.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74 «Родничок» г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл

 

НОД «Знатоки природы Марий-Эл»

в старшей группе в форме

игры «Что? Где? Когда?»

 

                                                                                                                           выполнила:

                                                                                                                           воспитатель :                   

                                                                                                                 Сараева  Г.В

                                                                                                                           

 

 

                                                                             2021г.

                                                                             

Цель

Воспитание у детей бережного отношения к природным богатствам Республики Марий Эл.

 Задачи: -

закрепить знания детей о водных и лесных ресурсах республики, природных заповедниках;

способствовать формированию познавательной активности, расширению кругозора детей;

 воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

 развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе;

упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);

Предварительная работа:

Разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд

Рассматривание иллюстраций и картин художников о природе.

Беседы о природных сообществах – лес, луг, водоём.

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные», «Растения», «Насекомые» и др.

Материал: Конверты с заданиями-вопросами, песочные часы, волчок со стрелкой, скрипичный ключ, металаллофон, медали.

Правила игры: На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)

Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»

Ход игры

Воспитатель:

      Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 Сегодня наша игра «Что? Где? Когда?»

В игре участвуют две команды: «Звездочка» и «Снежинка» во главе с марийскими сказочными героями: Чоткар, Онар, Айвика, Салика, Акпарс, Акпатыр, Кокша- Богатырь,Пампалче.

Я предлагаю команде «Звездочка» и «Снежинка»  занять игровые столы.

- Команды готовы к игре? Молодцы! 

 

 Воспитатель. Наш край марийский необыкновенно красив и летом и зимой, ранней весной и золотой осенью. Прекрасны и леса, и реки, многообразен животный мир. Это край вековых сосен и лесных озер, колосящихся полей и цветущих лугов, красивых колхозных усадеб и городов.

 

ВоспитательМного тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?». Итак - внимание! Начинаем игру «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Перед вами на столе круг разделенный на сектора, в каждом из них лежат конверты с заданиями.

Члены команды по очереди заводят волчок, стрелка, остановившись, укажет письмо с вопросом. Ответив на него, команда может заработать 1-3 балла в зависимости от сложности вопроса. На обдумывание дается 1 минута. (показ песочных часов)

Вы можете стать победителями игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Для этого вам предлагается вспомнить все. Спешите выиграть! Уважаемые игроки пожелайте удачи друг другу: «Желаю вам победы!»

 Ведущий:                        

И так начинаем  игру.   

 

Раунд 1

Ведущий:

«Разминка». С вами играет  герой из марийской сказки «Кокша –богатырь». За одну минуту нужно ответить  как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри. Слушайте его вопросы внимательно. 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОМАНДЫ «Снежинка»

  1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
  2. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние)
  3. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые)
  4. У какого дерева белый ствол? (Береза)
  5. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы)
  6. Как называется дом муравьев? (Муравейник)
  7. Как назвать детеныша коровы? (Теленок)
  8. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
  9. Сколько ног у жука? (Шесть)
  10. Кто носит свой дом на спине? (Улитка)
  11. У  какого зверя есть иголки? (У ежа)
  12. Лев – дикое или домашнее животное? (Дикое)
  13. Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца)
  14. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок)
  15. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)
  16. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОМАНДЫ «ЗВЕЗДОЧКА»

  1. На каком дереве растут желуди? (На дубе)
  2. Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми)
  3. Карась, щука, сом, окунь – это ….(Рыбы)
  4. У какого зверя рыжая шубка? (У лисы, белки)
  5. Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок)
  6. Какая птица лечит деревья? (Дятел)
  7. У какой птицы красная грудка? (Снегирь)
  8.  У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (Божья коровка)
  9. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие)
  10. Собака – дикое или домашнее животное? (Домашнее)
  11. После дождя на дорогах …. (Лужи)
  12. Червяк вредное или полезное насекомое? (Полезное)
  13. У какого дерева вместо листьев иголки? (Ель, сосна, пихта)
  14. Какого цвета василек? (Синего)
  15. Как называется дом белки? (Дупло)
  16. Когда медведь просыпается после спячки? (Весной)

    Воспитатель: Ну вот и закончилась разминка. Переходим к основному конкурсу.

КОМАНДЫ КРУТЯТ ПО ОЧЕРЕДИ ВОЛЧОК, ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ И РАЗБИРАЮТ СИТУАЦИИ ИЗ КОНВЕРТОВ, ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КОМАНД.

 

Раунд 2. 

Ведущий: команда «Снежинка « крутите волчок! Вопрос под номером…

Внимание, против знатоков играет  сказочный марийский герой Онар:

 

Уважаемые знатоки!

На каких деревьях растут шишки?

 Ведущий: Внимание на экран! Правильный ответ!

Правильный ответ: (Пихта, сосна, кедр, елка).

Ведущий: команда «Звездочка« крутите волчок! Вопрос под номером…

Внимание, против знатоков играет  сказочный марийский герой «Чоткар»:

Уважаемые знатоки!

  Скажите, пожалуйста, чем деревья отличаются друг от друга? Ведущий: Внимание на экран! Правильный ответ!

Правильный ответ: 

 (У одних деревьев листочки, у других вместо листьев иголки и не     бояться мороза).

Раунд 3. 

Ведущий: 

 Музыкальная пауза: ( Марийский флешмоб под марийскую мелодию ).

Раунд 4.  

Ведущий:

Блиц – опрос для знатоков обеих команд. Команды внимание! Кто ответит первый.

(время на ответы – одна минута):

Все эти деревья произрастают в Республике Марий Эл.

Разные деревья цветут в разное время.

 1.Назовите дерево, которое зацветает самым первым.  

 2.Назовите дерево, которое зацветает самым последним.  

 Ведущий: Внимание на экран! Правильный ответ!

1. (Черёмуха) 2. (Липа)

Раунд  5: 

Ведущий:

Внимание, против знатоков играет  сказочный марийский герой «Салика»:

Команды внимание! Кто ответит первый.

«Чёрный ящик» - в студию.

В этом чёрном сундучке

Прячется загадка.

Вы загадку отгадайте,

Что там прячется, узнайте.

Если правильный ответ, крышку поднимайте,

Что найдёте там, внутри, смело доставайте.

- То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения.

Рассмотреть семена. (подсолнечника, гороха, плоды шиповника)

Раунд 6  

Ведущий:

Команда знатоков »Звездочка»   Крутите волчок! Вопрос под номером… Внимание, против знатоков играет  сказочный марийский герой » Акпарс»:

Уважаемые знатоки!

Летом в Марий Эл поспевает множество лесных ягод: малина, черника, брусника. Они очень вкусные и полезные. Но есть растения, плоды которых на первый взгляд очень похожи на ягоды. Эти красивые и яркие кустарники с плодами черного, белого, красного, оранжевого цвета кажутся безобидными. Свое название эти растения получили не из-за того, что являются едой для волков. Просто раньше считалось что волк – это зло, коварство, так и эти ягоды смотрится безобидно, а на самом деле очень ядовитые.

Внимание! Вопрос: назовите это ядовитое растение нашего края.

 Ведущий: У знатоков есть минута, чтобы обсудить вопрос и дать правильный ответ. Минута подошла к концу, прошу капитана команды назвать имя знатока, который будет отвечать на вопрос.

Капитан команды: называет имя знатока, который ответит на вопрос героя.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

 Правильный ответ: это  растение называется «волчья ягода».

 Раунд 7 

Ведущий: Команда знатоков: »Снежинка»

  Крутите волчок! Вопрос под номером… Внимание, против знатоков играет  сказочный марийский герой Акпатыр:

Уважаемые знатоки!

Лесные озера – это визитная карточка республики Марий Эл, их в республике около 700.

Озеро, о котором я говорю - самое большое в Марий Эл. Находится оно в Волжском районе и состоит из двух озёр, большого и малого. Их соединяет небольшой канал, который высыхает летом. На берегах озера растут сосновые леса и там приятно отдыхать. Поэтому на берегу этого озера расположены многочисленные базы отдыха, санатории и пансионаты. Еще это озеро знаменито чистотой и теплотой водой.

Внимание! Вопрос: назовите это озеро?

 Ведущий: У знатоков есть минута, чтобы обсудить вопрос и дать правильный ответ. Минута подошла к концу, прошу капитана команды назвать имя знатока, который будет отвечать на вопрос.

Капитан команды: называет имя знатока, который ответит на вопрос зрителя.

Ведущий: Внимание!

 Правильный ответ: это озеро называется «Яльчик»).

 

Раунд 8 

 Ведущий:

Команда знатоков: »Звездочка»

Ведущий: Крутите волчок! Вопрос под номером… Внимание, против знатоков играет  сказочный марийский герой «Айвика»:

Уважаемые знатоки!

 Я загадаю вам загадку про дерево:

- Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.

Это дерево произрастает в национальном парке «Марий Чодра», и местные жители верят, что по преданию, под этим огромным деревом, диаметр которого составляет 159 см, на ночлег останавливался сам Пугачёв со своим отрядом.

Внимание! Вопрос: о каком дереве идет речь? И как его называют жители нашей республики?

 Ведущий: У знатоков есть минута, чтобы обсудить вопрос и дать правильный ответ. Минута подошла к концу, прошу капитана команды назвать имя знатока, который будет отвечать на вопрос.

Капитан команды: называет имя знатока, который ответит на вопрос марийского героя.

Ведущий: Внимание на экран! Правильный ответ!

 Правильный ответ: это Дуб Пугачева.

Раунд 9. 

Ведущий: Команда знатоков »Снежинка»   Крутите волчок! Вопрос под номером… Внимание, против знатоков играет  сказочный марийский герой «Пампалче»:

Уважаемые знатоки!

Наша Республика Марий Эл славится своими лесами. На возвышенных участках произрастают клёны, липы, ели. В долинах — сосны, осины, и дубы. Встречаются сосняки с участием осины, березы, ели.

Внимание! Вопрос: как называется лес, когда рядом произрастают разного вида деревья?

 

Ведущий: У знатоков есть минута, чтобы обсудить вопрос и дать правильный ответ. Минута подошла к концу, прошу капитана команды назвать имя знатока, который будет отвечать на вопрос.

Капитан команды: называет имя знатока, который ответит на вопрос марийского героя.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

 Правильный ответ:  это смешанный лес

Раунд 10. 

Музыкальная пауза -  (чтение стихотворения о природе марийского края)

Раунд 11. 

Ведущий:

 Посмотрите на столе, остался один конверт. Давайте посмотрим. Здесь загадка.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж).

Живу в лесной сторонке, под елью домик мой.

Я знаю, знатоки природы подружатся со мной.

За ваши знания, старанье –

Вам витамины на прощанье!

Это письмо от ёжика. А где же витамины? Вон посмотрите, стоит корзинка, а в ней лежат яблоки. Угощайтесь. Раздают яблоки детям. А наша игра подошла к концу. Вы справились со всеми заданиями, правильно отвечали, работали дружно. Молодцы!

 Подводится итог интеллектуальной викторины

«Что? Где? Когда?»

В конце игры дети старшей группы рассказывают о правилах поведения в лесах: Что делать в лесу ни в коем случае нельзя?

Дети:

1. Не ломай ветки, не повреждай кору деревьев.

2. Не собирай березовый сок – это вредно дереву.

3. Не сбивай грибы, даже съедобные.

4. Не разоряй муравейник и гнездо шмелей.

5. Не лови диких животных.

6. Не подходи близко и не разоряй птичьи гнезда.

7. Не шумите и не кричите в лесу.

8. Не разжигайте костров без необходимости, затем тщательно их тушите.

9. Не оставляйте в лесу мусор – причина гибели животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Когда огонь – друг, а когда - враг»

Беседа проводится с детьми в преддверии экскурсии в пожарную часть.Совместные выходы с детьми в пожарную часть не только позволяют формировать огромный интерес детей к теме пожарной безопасности, но и...

Презентация к конспекту познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Когда огонь – друг, а когда - враг»

Презентация направлена на активизацию имеющихся у детей представлений об огне его пользе и разрушительных свойствах....

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?».

Конспект занятия для детей старшей группы поможет закрепить знания детей об овощных культурах, их пользе, сформировать представление о нитратах. На занятии рассказывается о том, в каких растениях они ...

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

Чем занять ребенка, когда вакм совершенно не когда?

Чем занять ребенка, когда вам совершенно не когда?Теперь еще один способ занять своего ребенка. Все мы не раз слышали о развивающих методиках и играх. Так ведь никто не мешает именно этим и заниматься...