Подготовка детей в ДОУ к систематическому обучению русскому языку в школе.
методическая разработка (подготовительная группа)

Утешева Оксана Петровна

Подготовка детей в ДОУ к систематическому обучению русскому языку в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Подготовка детей в ДОУ к систематическому обучению русскому языку в школе

Курсовая работа

Студентки        Утешевой Оксаны

Петровны

Курс:      II        

Группа: 201                        

Специальность: 050146        

Преподавание в начальных классах

Научный руководитель:

Профессор Латышина Д.И.

Оценка: _______________________

        

Москва, 2014


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования        6

1.1. Формирование « школьной готовности» у детей в ДОУ        6

1.2. Анализ программы по подготовке дошкольников к школе        13

1.3. Условия для формирования психолого – педагогических аспектов        18

Глава 2. Опыт работы воспитателей ДОУ по речевому развитию        23

2.1. Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников        23

2.2. Формирование связной речи с использованием занимательных игр        30

Заключение        39

Список литературы        40


Введение

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. У него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые "неорганизованные" дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия  воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Для того чтобы ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей будущих первоклассников, помочь им правильно организовать занятия с дошкольниками можно организовать систему мероприятий в виде групповых (родительские собрания, "круглые столы", организационно – деятельностные игры и др.), индивидуальных (собеседования) консультаций, привлечь  к работе с родителями дошкольного психолога.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Таким образом, подготовка детей систематическому обучению в школе одна из самых актуальных проблем современного общества.

Данная курсовая работа посвящена изучению программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и использованию занимательного материала на занятия по развитию речи. Актуальность исследования обусловила выбор темы: «Подготовка детей в ДОУ к систематическому обучению русского языка в школе».

Проблема исследования: оценка эффективности программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в системе обучения русскому языку в школе.

Объект исследования – раздел по коммуникациям (развитие речи) в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Предмет исследования – учебные пособия и дидактические упражнения по работе над формированием и развитием речи.

Цель исследования: рассмотреть условия ДОУ для полноценной подготовки детей к обучению в школе.

Задачи исследования:

•        изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме курсового исследования;

•        выявить основные направления и особенности работы на этапе формирования и развития речи при изучении букв и звуков по программе Н. Е. Вераксы;

•        проанализировать условия ДОУ для полноценной подготовки детей к обучению в школе.

•   апробировать на практике целесообразность и эффективность дидактических упражнений.

Методы исследования:

  • Теоретический – анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по теме курсовой работы с целью выяснения объективной картины в исследуемой области;
  • Социолого-педагогический – анализ эффективной работы с родителями воспитанников;
  • Статистический – обработка полученных в ходе практики данных.

Структура курсового исследования:

Курсовая исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы,  включающего …. название, приложений. Полный объем курсового исследования …. листов механического текста.


Глава 1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.1. Формирование « школьной готовности» у детей в ДОУ

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребёнка в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением ‹‹социальной ситуации развития››, и с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал ‹‹ кризисом семи лет ››. Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно - следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки [7; 242].

По мнению отечественных и зарубежных учёных, готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность.

Физическая готовность - это состояние здоровья, определённый уровень морфо - функциональной зрелости организма ребёнка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Личностная готовность - это определённый уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого, согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе.

Интеллектуальная готовность - это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и творчества, основ словесно - логического мышления, овладения элементами учебной деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры), выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного кругозорами компетенции (представление о мире людей, вещей, природе ит.д.) [8, 10].

С поступлением в школу ребёнок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определённого уровня познавательного развития. Ребёнок должен быть способен вставать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.

Для этого ребёнку необходимо владеть определёнными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребёнка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определённые знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует так же развивать у ребёнка любознательность, познавательные интересы и способность осознано воспринимать новую информацию [4, 210].

По мнению других ученых, в содержание понятия «школьная готовность» входит психологическая, социально - психологическая и нравственно-волевая, физическая подготовка.

Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать - всё это не может не отразиться на качестве обучения.

В содержании социально - психологической и нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучение) и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определённого уровня развития самостоятельности. Исследованиями К.П. Кузовского, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности.

Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданию. Ребёнок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать её долго и выполнять. Ребёнку надо уметь доводить дело до конца, преодолевая трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследованиям (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре), успешно формируются к концу дошкольного возраста.

Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребёнка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном образовательном учреждении на занятиях и вне их.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребёнка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься.

Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы.

Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.Л. Гуткина, Н.Г. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.). [7;102]

Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. Происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми- учениками, рассказов взрослых о школе. Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому что мне купят ранец», и т.д. среди этих мотивов нет главного- мотива учения. Лишь появление таких мотивов сможет свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. [2;35]

Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной организации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты.

В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Это навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребёнку первый этап школьного обучения, усвоение школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе ещё не может обеспечить достаточно успешного включения ребёнка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приёме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, ещё не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр.

В тоже время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целую систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определённого уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяется и развитие произвольной сферы (волевая готовность).

Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребёнка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, и т.д.), они служат для организации учебной работы учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определённым образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.

Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу - основные показатели сформированность произвольного поведения. Его развитие Д.Б. Эльконин считал более важной составляющей готовности к школе.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребёнком при приёме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности. [11, 83]

Итак, подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться за долго до фактического поступления детей в школу.


1.2. Анализ программы по подготовке дошкольников к школе

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

•        забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

•        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•        максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

•        творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•        вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•        уважительное отношение к результатам детского творчества;

•        единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

•        соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

В 2007 году ЮНЕСКО был опубликован Всемирный доклад по мониторингу «Программы ЮНЕСКО „Образование для всех" (ОДВ)». В докладе ЮНЕСКО большое внимание уделяется образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения. Обсуждению этого вопроса посвящена первая глава документа—«Обучение начинается с рождения». Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста.

В докладе говорится: «Опыт ребенка в рамках воспитания и образования в младшем возрасте — специальная тема всемирного доклада по мониторингу образования за 2007 год— является основой для его последующего обучения. Прочная основа воспитания и образования детей младшего возраста, включая хорошее здоровье, правильное питание и благоприятствующую ребенку среду, может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу, дать хорошую возможность для завершения базового образования и помочь ему избежать нищеты и других не благоприятствующих его развитию условий. Поэтому не случайно, что первая цель ОДВ содержит обращенный к правительствам призыв к расширению и совершенствованию воспитания и образования детей младшего возраста (ВОД М) и является инструментом, гарантирующим права ребенка».

В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» нашли отражение инновационные разработки, выполненные в рамках совместного пилотного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». [1;3]


1.3. Условия для формирования психолого – педагогических аспектов

Общеобразовательная Программа призвана обеспечить психолого-педагогические условия:

  • для целенаправленного развития возрастных (потенциальных) и индивидуальных (реальных) возможностей детей, имеющих разное состояние здоровья и разный стартовый уровень развития;
  • для поддержания удовлетворительного состояния здоровья, не ухудшающего качества жизни и образовательных возможностей детей;
  • для воспитания у дошкольников навыков элементарной саморегуляции и привычки к здоровому активному образу жизни;
  • для формирования готовности к самостоятельному обучению и успешной социализации.

Развивающей целью Программы является содействие становлению и проявлению детьми основ ключевых компетентностей и (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей). Главным признаком наличия у ребенка основ ключевых компетентностей признается проявление им инициативности, активности, самостоятельности в решении бытовых, образовательных, игровых и иных сообразных дошкольному детству и культурно-образовательным традициям детского сада видах деятельности.

Цель образовательной области «Познание»: развитие познавательных интересов, поисково-практической активности, интеллектуального развития воспитанников через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель образовательной области «Коммуникация»: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение нормами речи, умением выражать свои мысли, желания, планы, результаты.

Цель образовательной области «Здоровье»: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Цель образовательной области «Физическая культура»: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом самосовершенствовании.

Цель образовательной области «Безопасность»: формирование основ безопасности жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Цель образовательной области «Социализация»: освоение первоначальных представлений социального характера через включение детей в систему разноуровневых (близкие, дальние взрослые, сверстники, младшие) и разнонаправленных (учебных, игровых, познавательных) социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Цель образовательной области «Чтение художественной литературы»: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  •  воспитание интереса и потребности в обращении к книге как к источнику информации;
  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Цель образовательной области «Художественное творчество»: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в практикоориентированных видах деятельности;
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству;
  • воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Цель образовательной области «Музыка»: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству;
  • развитие музыкальности детей;
  • развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Цель образовательной области «Труд»: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. [3;28]


Глава 2. Опыт работы воспитателей ДОУ по речевому развитию

2.1. Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации, за последние несколько лет, свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольного образования встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. [9;14]

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей. [10;4]

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы  оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. 

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).

На занятиях всех педагогов ДОУ большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки - чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проводится ряд мероприятий:

  1. Педсоветы на темы «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Развитие связной речи и интеллект дошкольников», мастер-класс для начинающих воспитателей по проведению артикуляционной гимнастики, семинары-практикумы «Норма и патология ЗКР», «Учимся, играя».
  2. Консультации: по ознакомлению с современными методиками и технологиями по развитию речи И. Н.Мурашковска, О.С. Ушаковой; по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.
  4. Проекты «Солнечный лучик», «Воспитание любви к книге», «Новогодние игрушки», «Путешествие лампочки» и др. В процессе работы над проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательно-речевого развития дошкольников.

Программа О.С. Ушаковой по развитию речи реализуется не только в группах, работающих по программе «Тропинки», но и в группах, использующих другие образовательные программы, и на занятиях по обучению детей тат. языку. Для облегчения планирования работы по развитию речи старшим воспитателем составлена примерная сетка для календарного плана (распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю) для всех возрастных групп. [10;6]

С целью профилактики речевых нарушений в ДОУ организованы платные доп. услуги по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста «Звуки на все руки», основная цель которого - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха дошкольников. Занятия ведёт воспитатель, имеющий логопедическое образование.

С детьми старшего дошкольного возраста по запросам родителей на платной основе проводятся коррекционные логопедические занятия по постановке звуков. Для проведения данного вида занятий составляется трудовой договор с учителем-логопедом школы, к которой прикреплён наш ДОУ. Тем самым параллельно решается задача преемственности ДОУ и школы.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе - контрольный срез

Анализ диагностических материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. К сожалению, неговорящий полуторагодовалый-двухлетний ребенок, который приходит в детский сад, уже не удивляет воспитателей.

В случаеесли по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить в ПМПК (Психолого-медико-педагогическия комиссия), педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей. [4;79]

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

  • Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
  • Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
  • Проведение конкурсов («Словотворчество»).
  • Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).
  • Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.
  • Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
  • Показ открытых занятий по развитию речи.
  • Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ.
  • Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.


2.2. Формирование связной речи с использованием занимательных игр

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широким кругом педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. [6;87]

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей

Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.

Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

Монологическая речь: рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта.

Для рассказа можно использовать наглядный материал - сюжетные картинки. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог. Поэтому для ребенка очень важно, когда ему читают. Чем больше ребенку читают художественную, детскую литературу, тем ярке и богаче будет его речь.

Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Пересказ текста очень часто используется в как и школе так и в дошкольных учреждениях, ведь это упражнение не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст.

Для развития речи, необходимо развивать: мышление, память, внимание, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.

В дошкольном возрасте детей учат самих составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должна проявляться самостоятельность и творческая активность.

Первостепенной задачей педагогов в современном дошкольном и начальном образовании создать максимальную заинтересованность в изучении русского языка, используя самые эффективные и передовые методики преподавания.

На основе изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов таких как: Л. Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова и других, к решению задачи повышения интереса к обучению у детей.

Методика проведения занятия по развитию речи с элементами занимательности - одна из таких форм, способствующих развитию логического мышления и творческих возможностей обучающихся, помогающих им уяснить сущность азбуки, воспитывающих интерес к русскому языку.

В игровой форме легче усваивается материал, а если делать так систематически, ребенку будет легче усваивать не только простой материал, но и гораздо сложнее.

Ниже представлены небольшая часть занимательного материала, который может украсить и разнообразить занятия по развитию речи. [9;21]

Игра «Живые слова»

На перемене учитель готовит детей, которые будут выполнять роль «живых слов», обучает их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке он сообщает классу, что «живые слова» приготовили предложение и сейчас произнесут его. Дети – «слова» произносят свои слова хором.

В беседе дети приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Обучающиеся выстраивают «живые слова» в нужной последовательности, дети – «слова» произносят друг за другом свое слово. Предложение «Солнце светит» ярко понимают все дети.

Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.

Игру «Живые слова» в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению детей с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети могут записывать небольшие предложения под диктовку.

Эту игру можно использовать и при изучении темы «Слово», когда дети начнут учиться делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Назвать эту игру нужно не «Живые слова», а «Живое слово» или «Живые слоги».

Девять слов на букву «Л»

Найди и прочитай 9 слов – названий предметов на букву «Л»

Р

З

Ш

В

У

Д

Ы

Л

Ф

Л

М

Л

И

М

О

Н

В

А

В

У

С

Е

П

Р

Е

Н

М

В

В

П

Ч

Т

Ц

Л

Е

С

Й

И

У

А

Я

О

Л

Д

Ж

Э

Х

Н

З

Ъ

Ч

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

А

Ъ

Х

Л

У

Н

А

В

Л

П

Д

Л

У

С

Ж

Э

З

Х

О

Ъ

В

И

В

М

Л

Е

В

С

Т

Ч

Т

П

К

И

Т

Ь

Б

Ю

О

В

А

А

Ч

        

Л

Л

Л

И

М

О

Н

А

У

Е

 ....                  

В

П

Т

Л

Е

С

..

И

А

О

Н

А

Л

У

Н

А

Л

Л

О

И

Л

Е

В

Т

П

О

А

[8;13]

Задание на чистоту звучания

1. Произношение на одном дыхании:

ВДОХ - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ - ВЫДОХ

ВДОХ - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ - ВЫДОХ

Игра «Найди букву»

Учитель даёт установку, что, прослушав стихотворение, ребёнок должен в тетради напечатать букву, которая “сбежала” из стиха, сделав его потешным и нелепым. Например:

Землю роет старый кто,

Под землёю он живёт.

Нам темно. Попросим папу,

Нам включить поярче лапу.

Стужа. Снег. Метут метели.

Тёмной ночью бродят двери.

Скороговорки и чистоговорки помогают ребятам младшего школьного возраста развивать фонематический слух, чётко произносить звуки речи:

Шашки на столе,

Шишки на сосне.

Шапкой Саша шишки сшиб.

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

Вёз на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Саня, на, кусай, кусай сайку, сайку, сайку.

ас-ас-ас – мы купили квас

ос-ос-ос – мы прогнали ос

ис-ис-ис – мы купили рис

ес-ес-ес – мы ходили в лес.

ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ 

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

А для женушки —

Подсолнушки.

СОРОК СОРОК

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Прострочены в срок —

Сразу поссорились

Сорок сорок.

А - Рот пошире открываем,

 Руки кверху поднимаем.

У - Губы трубочкой вперед.

И руки вперед.

Шорох, шептание, шумок под окном,

Шлепанье легкое ...

Кто это — гном?

Ш—ш—ш!

Там, за шторами,

Возле окна

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Дрожу от страха до сих пор!

 — Воскликнуло полено,

 — Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

Мчится поезд скрежеща:

же — че — ща,

же — че — ща.

По утрам мой брат

Кирилл

Трех крольчат травой

 кормил.

Ещё одним занимательным заданием являются ребусы. Учитель может загадывать ребусы уже с подготовительной группы. Постепенно, в процессе накопления детского опыта, ребусы усложняются.

Все вышеперечисленные загадки можно объединить общим названием – интеллектуальные игры. При руководстве интеллектуальными играми учитываются индивидуальные особенности учащихся: одни нуждаются в наводящих вопросах, другим надо дать возможность решить логическую задачу самостоятельно. Важно, чтобы воспитанники полюбили интеллектуальные игры. Эмоции занимают большое место в жизни детского сада, и надо так организовывать игровую деятельность, чтобы она не только формировала мышление и закрепляла навыки чтения, но и доставляла радость.


Заключение

Для того, чтобы подготовить детей к систематическому обучению русскому языку необходимо:

  • организовать воспитательные работы в детском саду, которые обеспечивали бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников;
  • специальную подготовку детей к усвоению учебных параметров в начальной школе;
  • заинтересовать воспитанников русской азбукой.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, которые способствуют формированию познавательной, социальной сферы развития. Образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.

Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

Педагоги, работающие с детьми подготовительной к школе группы, должны придавать особое значение детским видам деятельности, разнообразию форм их организации, которые позволяют развивать важнейшие личностные качества, коммуникативные навыки и познавательные интересы.


Список литературы

  1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2010. -304 с.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -М; 2006.
  3. Дошкольное воспитание № 6, 2013г. Еженедельный научно-методический журнал.
  4. Дошкольная педагогика; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд. перераб. и доп. -М.; Издательский центр «Академия», 2000, -416с.
  5. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. -М, Издательский центр «Академия», 2009. -464с.
  6. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2008. – 96 с.
  7. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто; -Изд. 3-е. -Ростов н/Д; Феникс,2006. -442с.
  8. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений № 2, 2002г
  9. Сухонина Н. И. Развитие связанной речи у дошкольников/ Журнал "Дошкольная педагогика", 2005, № 7-8, 21 с.
  10. Ушакова О.С.  Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий; - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272 с.
  11. Эльконина Д.Б., Венгера А.П. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.П. Венгера. -М, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

"Весна. Лес, деревья" занятие по обучению русскому языку в подготовительной к школе группе

Поддержание интереса детей к изучению русского языка, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях....

Конспект открытого занятия по обучению русскому языку в средней, старшей и подготовительной к школе группе на тему “Домашние и дикие животные”

        Воспитатель МБДОУ «Детский сад деревни Саз-Тамак»          Кукморского Муниципального района  РТ Домино...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

"В гостях у осени", конспект образовательной деятельности по обучению русскому языку в подготовительной к школе группе

Образовательная деятельность по обучению русскому языку татароязычных детей на осеннюю тематику. мАТЕРИАЛ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

«Обучение русскому языку детей дошкольного возраста как неродному языку»

С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Все мы знаем и зачастую на практике сталкиваемся с «иноязычными гражданами&ra...