Методическая разработка
материал

Елена Ивановна Рагозина

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumentatsiya_vospitatelya_dou_po_fgos_do.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

Документация воспитателя ДОУ по ФГОС ДО

  • Локальные акты

Ввиду того, что в образовательный процесс введены государственные стандарты, для детских садов это ФГОС ДО, то и ведение документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является необходимым этапом работы.

По ФГОС ДО воспитателю необходимо вести и оформить:

Локальные акты - это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения - постоянно.

В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:

  • Должностная инструкция воспитателя.
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
  • Инструкция по охране труда.
  • Документация по организации работы воспитателя
  • Рабочая программа, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. В ней отражены основные направления воспитательно - образовательной     работы     с     детьми     определенного  возраста.
  • Планирование воспитательно-образовательной деятельности.

Комплексно-тематическое планирование. Оно построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, но и в зависимости от особенностей своего дошкольного учреждения по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем.

Комплексно-тематические планы – это планы работы с воспитанниками по сезонам и неделям каждого месяца, где записываются общие направления работы. То есть, чего вы хотите достичь на протяжении каждого месяца.

Календарный план воспитательно-образовательной работы. Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной комплексно - тематическим планом, воспитатель использует в работе календарный план. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.

Для написания плана рекомендуется, помимо комплексно-тематического плана, использовать циклограмму образовательной деятельности группы. В первой половине дня воспитатель планирует беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку.

Во второй половине дня - бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности – это уже конкретный подробный план на каждый день. Он должен быть согласован с рабочей программой и комплексно-тематическим планом. Здесь записываем все, что будем делать с детками за день: зарядка, занятия, игры, прогулки, режимные моменты, работу с родителями и т.д.

Схематичное модульное проектирование образовательного процесса:

План образовательной деятельности

Время проведения  (месяц)  ___________

Группа (старший дошкольный возраст)______________________

Ф.И.О. педагога ответственного за разработку_________________________

Тема:_________________________________

Цель:___________________

Способы мотивации детей для участия в деятельности: _________________________

Сроки реализации темы: ______________________________________________________

Предполагаемые результаты: _________________________________________________

Итоговое мероприятие: ______________________________________________________

Ответственные за итоговое мероприятие:_______________________________________

Модуль 1.

«Основные направления реализации образовательных областей программы»

        Образовательные области

Содержание

Игровая деятельность

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

Комплекс утренней гимнастики

Комплекс закаливающей гимнастики после сна

(№ ___)

(№___)

Модуль 2.  «Взаимодействия педагога с детьми»

2.1. Непосредственно-образовательная деятельность

Дата проведения

Форма реализации

Содержание

«Двигательная деятельность»

1.Физкультурное занятие

«Коммуникативная деятельность»

1.Образовательная развивающая ситуация (речевое развитие)

2. Подготовка к обучению грамоте

«Познавательно-исследовательская деятельность»

1.Образовательная развивающая ситуация

(исследование объектов живой и неживой природы)

2.Образовательная развивающая ситуация

(познание предметного и социального мира)

3. Образовательная развивающая ситуация

(математическое и cенсорное развитие)

«Изобразительная деятельность»

1. Образовательная развивающая ситуация

(рисование, лепка, аппликация)

2. Образовательная развивающая ситуация

(конструирование)

«Музыкальная деятельность»

1.Музыкальное занятие

«Чтение художественной литературы»

1. Образовательная развивающая ситуация

Деятельность на основе художественного текста:

2.2. Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах

«Общение»

Ситуации общения, беседы и разговоры с детьми, игровые тренинги

«Игровая деятельность»

Сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, строительно-конструктивная игра, театрализованная игра,  игра-драматизация, подвижные игры, подвижные игры, режиссерские игры

«Познавательная и исследовательская деятельность»

Сенсорный, игровой и интеллектуальный тренинги, опыты, эксперименты, наблюдения, наблюдения за природой, чтение художественных произведений, образовательные холлы и центры

«Восприятие художественной литературы и фольклора»

«Самообслуживание и элементарный бытовой труд» (в помещении и на улице)

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами), общий и совместный труд (в помещении и на улице)

«Конструирование из разного материала»

Конструирование из мягких модулей, бумаги, природный и иной материал

«Изобразительная»

Рисование, лепка, аппликация, творческая мастерская

«Музыкальная»

Восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-театральная гостиная

«Двигательная»

Овладение основными движениями, Досуг здоровья и подвижных игр, Фестиваль детской игры

Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей»

3.1.        Организация развивающей предметно-пространственной среды

Центры: познавательной активности, художественно-продуктивной деятельности, патриотического воспитания, двигательной активности настольно-печатных и развивающих игр, библиотека, лаборатория

«Оборудование для проведения прогулок»

Познавательные, дидактические, подвижные игры, наблюдение, труд, самостоятельная деятельность

3.2.        «Детская инициатива в различных видах деятельности» (способы направления и поддержки детской инициативы «недирективная помощь»)

Образовательная развивающая ситуация  по предложению детей.

Проведение тематических дней, обсуждение - подведение итогов самостоятельной деятельности, организация детских мини проектов, организация помощи малышам

Технологии группового сбора:

«Утро радостных встреч» (ежедневно)

«Рефлексивный круг» (ежедневно – вечером)

«Экстренный круг» (по ситуации)

«Клубный час»

3.3. Индивидуально – ориентированное взаимодействие (еженедельно)

Деятельность воспитателя, направленная на педагогическую поддержку детей и помощь в преодолении  трудностей и проблем самореализации в различных видах деятельности.

Дистанционное взаимодействие с отсутствующими детьми.

Организация деятельности по рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога.

Организация деятельности по результатам педагогического мониторинга.

Модуль 4.

«Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»

Педагогический мониторинг

Педагогическая поддержка

Педагогическое образование

Совместная деятельность педагогов и родителей

Технология «Гость группы»

Образовательная афиша (помощь в подборе картинок, иллюстраций, фотографий, помощь в создании страниц к книжкам-малышкам и т.п.)

  • Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
  1. Она помогает педагогу систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию ростановлению главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил   СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов  социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (covid-19)» о максимально допустимом объеме образовательной деятельности нагрузка в первой половине дня в младшей и средней группах не должна превышать 30-40 минут, в старшей и подготовительной - 45 минут и 1. 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности - не менее 10 минут.
  • Оценка результатов освоения программы

Педагогическая диагностика. 

Каждый педагог во время работы постоянно изучает своих воспитанников. Такая работа проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Для этого документация воспитателя детского сада включает в себя карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе различных видов деятельности (речевой, познавательной, художественной, игровой, проектной    и    физического  развития) В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

  • Портфолио воспитателя (в электронном виде)

В современном дошкольном учреждении воспитателям приходится работать в условиях постоянной конкуренции. В большинстве случаев, портфолио воспитателя детского сада – это папка, которую создает и пополняет педагог-дошкольник, с целью повышения своей квалификации, отправляясь на которую необходимо подтверждение трудовой деятельности. Также можно сказать, что портфолио воспитателя – это своего рода форма для аттестации педагога, при помощи которой можно представить материалы своих работ, посещенных курсов, достигнутых успехов. Срок хранения – постоянно.

  • Творческая папка по самообразованию (Срок хранения - постоянно).

Любая профессия требует самосовершенствования, а уж тем более работа, связанная с детьми. Одним из путей повышения профессионального мастерства педагогов является самообразование. Это целенаправленная работа воспитателя по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Своевременное заполнение данного документа также помогает при сборе материалов для аттестации педагога. Выбираем тему и постепенно наполняем папку материалами

  • План досуговой деятельности.
  • План проектной деятельности.
  • Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ
  • Табель посещаемости.

Он необходим для того, во-первых, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и начисление родительской платы. Во-вторых, воспитателю проще сориентироваться на проведение занятий и раздачу материала для  каждого ребенка.  В-третьих, он помогает отследить заболеваемость детей в определенные периоды, наметить медсестре свою работу, направленную на оздоровление, а в период адаптации выявить беспричинные пропуски, усложняющие успешное прохождение адаптации ребёнка к условиям ДОУ.

  • Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках.

Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО обязательно предполагает выявление сведений не только о детях, но и о родителях.

В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:

  • фамилия, имя ребенка;
  • дата рождения;
  • адрес проживания и телефоны;
  • ФИО родителей, бабушек и дедушек;
  • место работы родителей и телефоны;
  • социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья).

Воспитателю следует в тактичной беседе выяснить у родителей информацию и отразить  ее в журнале. Причем нельзя разглашать полученные данные, сведения эти должны быть конфиденциальными. От родителей требуется еще и письменное согласие на обработку персональных данных.

Полученные сведения помогают воспитателю нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, если таковое имеется. Да и ребенка можно лучше понять, если больше знать об условиях его проживания и статусе родителей.

  • Возрастной список детей и возрастные особенности

Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и иногда разница может доходить до года. Воспитатель должен учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить весьма серьезные проблемы в группе.

  • Лист здоровья на воспитанников группы.

В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Ведь, как правило, дети не посещают ДОУ в связи с  болезнью.  Медицинский  персонал  и  воспитатель  обязательно  тесно сотрудничают между собой. Без этой взаимосвязи невозможна  грамотная  оздоровительная  работа.  Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья.

Режим дня группы.

Режим дня на теплый и холодный период времени необходим для рациональной продолжительности и разумного чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

  • Журнал приема и ухода детей под роспись родителей.

Ежедневный утренний прием детей должен проводиться воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают зев, кожу при наличии показаний измеряют температуру тела. В ясельных группах прием проходит с  ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела проводится во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются, а заболевшие  в течение дня изолируются от здоровых детей в изолятор до прихода родителей.

  • Документация по организации взаимодействия с семьями воспитанников
  • План Взаимодействия с родителями воспитанников группы.

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

  • родительские собрания,
  • консультации (индивидуальные, групповые,
  • семинары-практикумы,
  • тематические выставки,
  • эпизодические беседы с родителями,
  • клубы по интересам,
  • совместные праздники,
  • развлечения и досуги,
  • анкетирование,
  • родительские посиделки,
  • тренинги
  • экскурсии,
  • туристические походы,
  • участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Сколько мероприятий планировать, каждый определяет сам. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения. 

Это могут быть:

  • акции,
  • мастер-классы,
  • тренинги,
  • посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада;
  • семейные гостиные,
  • фестивали,
  • семейные клубы,
  • вечера вопросов и ответов,
  • салоны, студии,
  • праздники (в том числе семейные,
  • прогулки, экскурсии,
  • проектная деятельность,
  • семейный театр.
  • Протоколы родительских собраний группы.

Протокол родительских собраний в детском саду является важным документом. К его составлению нужно подходить ответственно и грамотно. Любое решение становится правомочным только в случае наличия протокола. Его необходимо вести всегда, вне зависимости от степени важности обсуждаемых вопросов. Тетрадь протоколов заводится во время комплектования группы и ведется до выпуска из детского сада.

План составления протокола родительского собрания

  • Полное название учреждения
  • Дата проведения собрания в ДОУ
  • Перечень присутствующих (педагоги, администрация, родители)
  • Тема встречи (повестка дня)
  • Перечень докладчиков (воспитатели, медицинский работник, логопед, педагог-психолог, руководители кружков, студий, родители и т. д.)
  • Решение
  • Подпись секретаря, воспитателя, и председателя родительского комитета.  Все протоколы хранятся у воспитателя.

И так список документации:

  • Локальные акты

  1.  Должностная инструкция воспитателя.
  2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
  3. Инструкция по охране труда.
  • Документация по организации работы воспитателя

  1. Рабочая программа
    Комплексно-тематическое планирование.
    Календарный план воспитательно-образовательной работы.
  2. Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
  3. Оценка результатов освоения программы Педагогическая диагностика.
  4. Творческая папка по самообразованию (Срок хранения - постоянно).
  5. План досуговой деятельности.
  6. План проектной деятельности.
  • Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ.

  1. Табель посещаемости.
  2. Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках.
  3. Возрастной список детей и возрастные особенности
  4. Лист здоровья на воспитанников группы.
  5. Режим дня группы.
  6. Журнал приема и ухода детей под роспись родителей. (на время карантина)
  • Документация по организации взаимодействия с семьями воспитанников.

  1. План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
  2. Протоколы родительских собраний группы.
  • Рабочий журнал воспитателя

Рабочий журнал включен в обязательную педагогическую документацию воспитателя ДОО. Он поможет воспитателям ДОО спланировать работу по различным видам деятельности, систематизировать результаты наблюдений за детьми, организовать работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...