Организация адаптации ребёнка к ДОО
консультация (младшая группа)

Онищук Елена Андреевна

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме. Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми проходит в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом присутствуют оба воспитателя группы и родители детей. Воспитатели знакомят детей и родителей с группой, проводится «Праздник знакомства» После представления нового члена детского коллектива  провести серию игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_adaptatsii_rebyonka_k_doo.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Цель: формирование навыка организации адаптационных мероприятий.

Задачи:

сформировать навык организации адаптационных мероприятий.

совершенствовать умение работать самостоятельно, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Обеспечивающие средства: конспекты лекций, учебные пособия.

Задание: разработать систему мероприятий, направленных на облегчение состояния адаптации ребенка к ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме. Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми проходит в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом присутствуют оба воспитателя группы и родители детей. Воспитатели знакомят детей и родителей с группой, проводится «Праздник знакомства» После представления нового члена детского коллектива  провести серию игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище. При этом использовать игры знакомства с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Назови друга ласково», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?». После игр направленных на знакомство, применять отвлекающие внимание от нового ребенка, игры на территории детской площадки: «Карусель», «Надень и попляши». Следующим ключевым моментом является  знакомство с группой в игровой форме: «Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти». В направлениях «Играем и строим» мы используем игры с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей: «Башенка из кубиков для матрѐшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идѐт к зайчику по дорожке».

 В организацию адаптационного периода  включаются элементы театрализованной деятельности: показ настольного театра «Теремок», драматизация сказки «Как собака друга искала», инсценированиепотешки «Курочка Рябушечка», игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп». На протяжении всего адаптационного периода проводить непосредственно- образовательную деятельность: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».  

Использовать в работе приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей: игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину». пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик». монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур). сжимание кистей рук (малышу предложить  резиновую игрушку-пищалку). рисование фломастером, красками. слушание спокойной музыки. занятия смехотерапией.  

 Ежедневно в работе использовать язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.  

 Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно – развивающую среду  создать по таким характеристикам: разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности); оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка); стабильность (материалы и пособия имели постоянное место); доступность (исключить высокую мебель и закрытые шкафы); эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции); зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).  

Также, в процессе адаптации, приветствуются, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома. В группе имеются фотоальбомы детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома. В групповой комнате размещается мягкая мебель: диванчик, кресла, где ребенок мог побыть один или поиграть с любимой игрушкой, просто отдохнуть. Рядом с «Уголком тишины» располагается «Живой уголок». Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашать сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличиваем постепенно, также постепенно новичка приучать к системе требований детского сада.  

 Разработать и использовать в работе с детьми систему оздоровительных мероприятий: I. Закаливание воздухом: утренний прием на свежем воздухе; воздушные ванны с упражнениями; воздушные ванны; солнечные ванны; прогулка в группе в холодную погоду; постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима  

Закаливание водой умывание в течение дня холодной водой постепенное обучение полосканию рта прохладной водой по мере прохождения адаптационного периода, питье прохладной воды; ходьба по корригирующим и массажным коврикам; топтание по мокрым дорожкам.  

Дополнительные закаливающие процедуры: сохранение домашних привычек; пальчиковая гимнастика; хождение босиком; сон без майки.

 В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» провести в нетрадиционной форме. Предоставить видеоматериал, в котором продемонстрированы режимные моменты в течении всего дня. В заключении собрания провести анкетирование. Для родителей разработать памятки и рекомендации. Основными формами работы детского сада и семьи являются консультации, анкетирование, родительские собрания, беседы, выставки, посещение на дому, папки передвижки. Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе, умение общаться со сверстниками, не конфликтовать, желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца, спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени, спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.  

Вывод :Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей с презентацией на тему: «Организация игровых занятий, как форма комфортной адаптации ребёнка раннего возраста к ДОУ»

        Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду легче всего происходит в привычной для ребёнка среде –  игре....

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации ребёнка к детскому саду.

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим посещения ребёнка ДОУ с учётом его особенностей( кому-то достаточно 2х часов пребывания в саду, кто-то сразу готов остаться до обеда и т.д), но ...

"Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики"

 А. А. Труфанова          Аннотация: в статье доказана актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на ...

Взаимодействие с семьёй в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации.

Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вх...

Доклад «Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеФилиал «Солнышко» МБДОУ детский сад «Радуга» Староюрьевский район, с. Староюрьево, Тамбовская область...

Психологические рекомендации педагогам по организации жизни ребёнка в детском саду в период адаптации

Психологические  рекомендации педагогам по организации жизни ребёнка в детском саду в период адаптации...

Психологические рекомендации педагогам по организации жизни ребёнка в детском саду в период адаптации

Психологические  рекомендации педагогам по организации жизни ребёнка в детском саду в период адаптации...