Технология организации эксперементирования
материал (младшая группа)

Кузьмина Евгения Владимировна

Доклад для воспитателей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_uroven_obr._org.docx596.77 КБ
Файл tehnologiya_organizatsii_eksperimentirovaniya.docx603.21 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Кира\Downloads\Справка №2 Кузьмина Е.В..jpg



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №10 «ЛУЧИК»

(МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Доклад

на тему «Технология организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

                                                                Кузьмина Евгения Владимировна

г. Долгопрудный

24.04.2019г

Консультация для воспитателей:

«Технология организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста»

Опыт всегда ставится на основе имеющихся у детей представлений и включает в себя:

1.Постановку познавательной задачи.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается педагогом, но может быть предложена и детьми. Ясно и четко сформулирована, осознана, мотивирована и принята ими.

2.Обсуждение способа решения задачи. Это предполагает специальный поиск: анализ, соотнесение известных неизвестных данных. В процессе обсуждения дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, т.е. определяют условия и организацию опыта.

3. Постановка опыта. При этом все условия должны быть уравнены и только одно из них, влияющее на результат опыта выделено, показано детям, осознано ими.

4. Сравнительное наблюдение после появления заметных изменений.

Опыт может проводиться как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в схемах-рисунках.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу (анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы).

По ходу опыта необходимо вспомнить с детьми, что мы хотим узнать, что мы для этого сделали, что произошло (получилось).

5. Подведение детей к суждениям, умозаключениям, самостоятельным выводам является завершающим моментом проведения опыта.

 

Необходимо помнить о недопустимости опытов приводящих к гибели, например, растений. Поэтому, как только появляются заметные изменения (бледнеют, вытягиваются побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия. Важно учить детей таким приемам ухода, которые обеспечивают хороший рост и развитие растениям

Воспитывать устойчивый интерес к природе, гуманное отношение к растениям в ходе проведения опытов можно только на примере положительных результатов их деятельности.

Фиксация изменений в ходе опыта. Для фиксации наблюдаемых детьми изменений могут служить зарисовки, лепка объектов, рассказы о том, что увидели.

Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев деревьев, плодов, лепка овощей, фруктов позволяет закреплять в памяти их особенности. Это развивает наблюдательность, обогащает представления детей.

 

Особенности детского экспериментирования.

 Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием  можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей наиважнейшими способами познания мира.

 Рассмотрим его некоторые особенности.

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя заставить ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными уголка природы, возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие старшие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности.

3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Следует радоваться открытиям своих воспитанников, одобрять их попытки мыслить самостоятельно, в группе создавать творческую атмосферу.

4. Дети не могут действовать, без обсуждения, пояснения своих действий. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.

Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека независимо от его возраста.

Из сказанного вытекает вывод: при организации экспериментов в ДОУ необходимо специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

5. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние. Детей без особых склонностей к исследовательской работе, можно привлечь к зарисовке происходящих изменений с объектами в дневниках наблюдений или другой работе.

6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на огромную пользу фиксации результатов экспериментирования, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дошкольники способны осознать смысл этой процедуры. Большинство из них еще не созрели для восприятия значения условных знаков. В руках умелого педагога данная форма работы доставит детям большую радость, но при насильственном использовании ничего, кроме вреда, не принесет.

7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, - это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильную точку зрения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают.

C:\Users\Кира\Downloads\Справка №2 Кузьмина Е.В..jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальным полифункциональными материалами

Технология  организации деятельности со специальными полифункциональными материалами (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)...

Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)

Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...

Инновационные педагогические технологии в практике работы ДОУ. Технология организации «Мобильные выставки» содержащие региональный компонент.

 Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не побывал на выставке. Кого-то привели мама или папа, учитель или старший друг, но, как правило, посещение первой выставки остается в н...

Деловая игра "Организация эксперементирования с детьми дошкольного возраста".

Деловая игра для педагогов для совершенствования знаний по организации эследовательно- эксперементальной деятельности в ДОУ. В ходе игры педагоги проявят свои знания и умения на практике в эксперемент...

методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»

Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...