Доклад из опыта работы на тему: «Технологические аспекты создания РППС, обеспечивающей развитие самостоятельности у дошкольников»
консультация

Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками, приспособленными для реализации Программы, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центра развития ребенка - детский сад №51 «Радуга» г.Альметьевск

Доклад  из опыта работы на тему:

«Технологические аспекты создания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие самостоятельности у дошкольников»

                                                                                             

                                                                                                              Подготовила

                                                                                             Воспитатель МБДОУ

                                                                                          «ЦРР – д/с №51» Радуга»

                                                                            Ахмадиева Эльвира Умеровна

                                                                   

                                                                                 

г.Альметьевск 2019г.

«Развивающая предметно-пространственная среда  группы ДОУ»

Вопрос организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Прежде всего, это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Нововведения не обошли стороной и наше дошкольное учреждение. На протяжении нескольких лет нами в повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

Следует также отметить и важную роль образовательной среды, которая в свою очередь, должна быть развивающей. Образовательная среда  – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

По концепции С. Л. Новоселовой, «развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками, приспособленными для реализации Программы, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста.

Основной целью ФГОС является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.

  • В наших дошкольных группах построение предметной среды – это внешние, важные условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, которая направлена на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
  • - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • - возможность самовыражения детей.
  • Доступность среды предполагает:
  • - доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • - свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • - исправность и сохранность материалов и оборудования.
  •  Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
  • Вариативность среды предполагает:
  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Полифункциональность материалов предполагает:
  • - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • - наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами. Мы старались сделать развивающею предметно- пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых центров с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы   каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе   и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры   определенного вида деятельности.

Центр выбора  Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Вместе с воспитателем дети выбирают тот центр, где им было бы интересно заниматься каким-либо делом.                                                                                                                                                             Центр науки и природы  Центр природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольника. В центре природы находятся: уголок экспериментирования, аквариум, огород на окошке, календарь природы.                                                                                                       Книжный центр «Центр книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.                                                                                Центр театра и ряженья Театральная зона представлена куклами, атрибутами, декорациями разных театров: настольного, пальчикового, плоскостного.                                         Центр «Юный пешеход» Центр содержит дидактические игры, настольные игры, макеты светофора, дорожных знаков, а так же различный транспорт в виде игрушек. Дети могут воспользоваться материалом как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.                                                                                                                              Центр сенсорного развития  Центр «Сенсорного развития» направлен на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. В нем находятся вкладыши разной    формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, настольные игры, игры с прищепками, пособия сделанные своими руками:  «Разноцветные резиночки», «Бусы», «Веселые мячики», «Ракета».                                                                                                                    Центр искусства                                                                                                                                               Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности, которые постоянно дополняются.                                            Центр конструирования  Центр конструирования представлен разнообразными материалами, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен  мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Центр уединения – обязательный атрибут в нашей группе для детей, в нем дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкая мебель , книги, окна.                                                                                                               Центр физического развития В  «Центре физического развития» помещается различный физ.инвентарь: кегли, мячи, мешочки с песком, флажки, обручи и т.д.; также имеется гимнастическая стенка для детей, которая является доступной  для  занятий и в свободной деятельности.                                                                                                                                    Центр музыкального развития В музыкальном центре имеются: фортепиано, музыкальный уголок, русские народные ударные инструменты (деревянные ложки, трещотки, свистульки, бубен, погремушки). Национальные костюмы, видеомагнитофон, музыкальный центр.     

В каждой дошкольной группе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы.
Все мы знаем, что в процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда нашего учреждения создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.

Таким образом, из моего доклада следует, что организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ – важный момент, на который педагогический коллектив должен обращать особое внимание. При организации предметно – развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой, редко ссорится из-за игр, поскольку будут увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий способствующих развитию самостоятельной двигательной активности и развития мышления»

1. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 16 в прямом и обратном направлении; Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, при решении...

Создание развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельной деятельности дошкольников.

Вопрос организации предметно-развивающей среды, вДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структу...

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».

Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...

Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.

Опыт работы дошкольной организации  по созданию условий           для     развития самостоятельности  и инициативности у...

Презентация "Создание РППС по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Понимание  Родины в дошкольном возрасте  своеобразно: оно  тесно   связано с конкретными п...