проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Как появилась Вихоревка?"
проект (подготовительная группа)

Ашабокова Наталья Александровна

проект "Как появилась вихоревка?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ob_istorii_rodnogo_goroda.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Сказка» г. Вихоревка Иркутской обл.

Информационно – поисковый проект

Тема: Знакомство старших дошкольников с историей г. Вихоревка

через познавательную деятельность.

Срок реализации: краткосрочный 1 неделя

Возраст детей: 6-7 лет

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Ашабокова Н. А.

2020 г

Тип проекта: информационно - поисковый. Дети вместе с взрослыми собирают информацию о родном городе и реализуют ее в соответствии с проектом, ориентируясь на социальные интересы. Оформление и дизайн группы по теме исследования.

Образовательная область: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

По срокам: краткосрочный, рассчитан на 1 неделю.

Проблема проекта: Важной частью воспитания старшего дошкольника является приобщение ребёнка к истории  родного города. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся  историческим личностям. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием родного края. Результаты диагностирования показали, что знания о родном городе у детей сформированы недостаточно.   Это и послужило основанием для выбора главной  цели – разработать проект. Проверить и описать педагогические условия эффективного процесса формирования первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование первичных исторических представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Способствовать формированию интереса детей к прошлому и настоящему своего города.
  2. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к региону.
  3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  4. Дать информацию родителям о важности знакомства детей с прошлым и настоящим родного города.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

- Формулируется проблема, определяется тема, цели и сроки.

Планируются предстоящие дела.

Аналитический:

- Проводят совместный поиск информации в литературе, интернете, обращаются за помощью к специалистам. Составляют алгоритм действий.

Основной:

- Привлекаются дети к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуются основные совместные действия.

Рефлексивный:

- Задаются вопросы детям: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

  1. Работа с родителями: Родителям было предложено пройти анкетирование на тему «Важно ли  знакомить детей с настоящим и прошлым нашего города?», нарисовать свою улицу для игры «Прогулка по городу по знакомым улочкам». Принести фотографии самого любимого места ребенка нашего города для оформления альбома «Любимые места нашего города».
  2. Работа педагога: провела диагностику с детьми по теме «Что знаете о своем городе, провела с родителями анкетирование  «Важно ли  знакомить   детей с прошлым и настоящим нашего города?». Подбор необходимого материала для д/и «Профессии моих родителей», атрибутов для подвижных традиционных игр наших бабушек и дедушек, создание альбома «Мы потомки своих первостроителей», изготовление папок передвижек «Достопримечательности нашего города», «история нашей земли – Вихоревки», оформление краеведческого центра в группе.
  3. Совместная деятельность родителей и детей: Родителям было предложено совместно со своими детьми нарисовать свою улицу и подготовить рассказ, принести фотографии для альбома.
  4. Предполагаемые результаты: создание краеведческого центра «Прошлое и настоящее моего города»
  5. Презентация проекта.

Этапы проектирования

Этапы проектирования

Действия родителей

Деятельность детей

Подготовительный

Формулируют проблему, определяют тему, цели (зачем) и сроки.

Планируют предстоящие дела.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел.

Аналитический

Проводят совместный поиск информации в литературе, интернете, обращаются за помощью к специалистам. Составляют алгоритм действий.

Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

Основной

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, музей,  чтение литературы, оформление, изготовление, беседы, обсуждения).

Участвуют в экскурсии по городу к историческим местам, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Презентационный

В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующего проекта.

Освоение проектных действий

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы и темы. Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха.

Помощь в анализе и синтезе по просьбе группы. Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение, консультации.

Выполнение

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы).

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

(успехов и неудач).

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.

Наблюдение. Направление процесса анализа

(если необходимо).

Защита проекта

 

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Формы совместной деятельности в рамках проекта в  образовательной деятельности

Образовательная деятельность

Действия детей

Действия воспитателей

Формы взаимодействия с семьей

1 блок «История Вихоревки»

 Тематический день: «Мы – потомки первостроителей» цель: знакомить детей с историей возникновения города, историческими местами, географическим положением.

1.Беседа «История возникновения города»

Участвуют в беседе. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы.

Папка-раскладушка «История создания нашего города»

Сбор исторических фотографий о городе

2.Рассматривание альбома «Откуда пошла она – земля таежная «Вихоревка»

Принимают участие в создании альбома.

Создание альбома «Откуда пошла она – земля таежная «Вихоревка»

Сбор исторических фотографий о городе

2 блок «Культура и традиции нашего города»

Тематический день: «Знаменитые люди» цель: формируют представления о культурной и общественной жизни нашего города.

Просмотр фильма «Моя маленькая  страна – Вихоревка»

Слушают песни о родном городе, чтение стихов.

Подбирает песни и стихи о городе.

Рисуют совместно с детьми семейный герб

Дистанционное выступление библиотекаря с рассказом о культуре и традициях наших бабушек и дедушек

Играют в п\ игры советского времени «Хали – Хало», «Жмурки», «Лягушка», «Резиночки», «Фанты».

Готовит атрибуты к подвижным играм.

Посещение совместно с детьми культурных массовых мероприятий города

3 блок «Улицы и их история»  

Тематический день: « Наших улиц имена».

1.Познавательная игра «Прогулка по городу по знакомым улочкам»

Д\и «Угадывай улицу города»

Подготовка выставки рисунков

Рисуют вместе с детьми свою улицу

2.Составление рассказа «Вот моя улица»

Дети рисуют «Вот моя улица, вот мой дом»

Готовит выставку рисунков

Подготовка сообщения вместе с ребенком «Вот моя улица»

4 блок «Исторические объекты города Вихоревки».

Тематический день «Памятники нашего города» цель: дети получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы.

Просмотр презентации «Исторические достопримечательности г.Вихоревка»

Экскурсия совместно со взрослым к достопримечательностям города.

Подготовка консультации «Знакомим детей с памятными местами нашего города»

Сбор фотографий о любимом месте города семьи.

Коллективная работа «Карту – схема нашего города»

Дети изготавливают карту – схему города

Готовит папку передвижку «Памятники Вихоревки»

Прогулка с детьми к историческим памятникам города.

5 блок « Предприятия  города и труд людей»

Тематический день: «Подвиг – работать там, где больше всего нужен»

цель: дается представление о предприятиях и их продукции, а также роли города в целом регионе.

Д\И игра «Профессии нашего города»

Экскурсия в музей, библиотеку, пажарную станцию.

Изготовляет Д\и «Профессии нашего города»

Сбор фотографий своих профессий.

Ст\и «Наш детский сад»

Дети строят из крупного лего по схеме «Детский сад»

Готовит схемы для построек крупных обьектов города

Сбор фотографий зданий, где работают сами родители.

Выводы:

Благодаря проделанной работе дети стали больше интересоваться  своим городом, его жителями, достопримечательностями и памятными местами.  Усвоили домашний адрес, ориентируются в родственных отношениях, знают символы родного города. Научились узнавать и называть знакомые улицы, здания, памятники. Проявляется эрудированность в вопросах исторического прошлого города. 

Данные контрольного этапа показали эффективность проделанной нами работы. Высокий уровень формирования представлений отмечен у 60% детей, средний 40%,  низкий уровень не выявлен.

Родители также отмечают положительные результаты и позитивные сдвиги в познании своих детей; выражают благодарность за вовлеченность в проект и предоставленный материал об истории родного города.

Изменилось мировоззрение многих родителей о своевременности и необходимости формирования исторических представлений у дошкольников об историческом прошлом города. 

Таким образом, результаты деятельности позволяют нам констатировать эффективность проделанной работы по формированию исторических представлений  у детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература:

1. Ильина Л.Н. « Нравственно — патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду».-М Сфера, с2003. -226с.

2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социально действительностью». М.ТЦ Сфера, 2004. 126с.

3. Новицкая Н,Ю. « Патриотическое воспитание в детском саду» М :ТЦ «Сфера» 2003- 192с.

4. Алёшина Н.В. « Знакомим дошкольников с родным городом» М.: ТЦ «Сфера»,1999-112 с..

5. Полокова Т.В. «Знакомим с малой родиной». М. ТЦ Сфера 2006.с.158..

6. Абросимова Г.Н. « Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо- туристской деятельности М.:АРКТИ.2004.- 208с.

7. Н,В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»- М:ЦГЛ 2004.- 256с.

8.О.Н. Юденко «Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности» дис. Канд. психол. наук \Юденко О.Н. Иркутск 2000. 172с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"

Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...

Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...

Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...

Выступление "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».  Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позв...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Консультация для воспитателей ДОУ " Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

       Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять  достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспи...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...