Программа по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Мы малыши»
рабочая программа

Баранова Ксения Викторовна

Программа  по адаптации детей раннего возраста к ДОУ  «Мы  малыши»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsiya.odt79.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский

сад №1 «Улыбка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по

физическому развитию детей

закрытого административно-территориального образования

поселок Солнечный Красноярского края

«Утверждаю»                                                                                                                                                       заведующий МКДОУ №1 «Улыбка»                                                                                                                                        Тимошевская Т.В.______________                                                                                                                                           «______»_______________20___г.                                                                                                                          

ПРОГРАММА

 по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 

«Мы  малыши»

                                                                       Возраст детей: от 1,6  до 3 лет

                                Срок реализации:  4 месяца

                                                                       Составитель программы: Педагог-психолог

                                 Баранова Ксения Викторовна

ЗАТО п. Солнечный, 2021 г.

Содержание:

Наименование раздела

Стр.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ

3-6

Пояснительная записка

3

Цель программы

4

Задачи программы

4

Планируемые результаты освоения программы

4

Особенности адаптационного периода

5

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (1,5 - 3 года)

6

Этапы адаптационного периода

6

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

Взаимодействие с родителями

8

Диагностика

8

Деятельность педагога- психолога на адаптационный период с детьми

9

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

Особенности организации предметно-пространственной среды

18

Список литературы

21

4.ПРИЛОЖЕНИЯ

22

Приложение №1. Игры в адаптационный период

22


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ

Пояснительная записка

Актуальность. Как показывает анализ массовой педагогической практики основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации в детском саду (Д.Б. Эльконин). Как известно, детям раннего возраста присуще повышенная впечатлительность, эмоциональность, внушаемость. Возраст ребенка с 1 до 2 – 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Очень важно организовать этот период так, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. 

Предлагаемая программа – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы психолога в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

 Данная программа рассчитана на 2 ясельные группы МКДОУ №1 и разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию и в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального комбинированного дошкольного образовательного учреждения №1 «Улыбка», разработанной на основе примерной образовательной программы «Тропинки», а также в соответствие со следующими нормативными документами:

Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении СанПиН от 22.июля 2010 г.№ 91 от 20.12.2010.№164.

Федеральный закон «Об образовании в РФ», (N 273-ФЭ от 29.12.2012); распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого—педагогическом консилиуме образовательной организации.

 Цель: создать условия, облегчающие адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

4. Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада.       

Задачи воспитания на адаптационный период:

-   Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

-   Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать музыкальные, подвижные игры, обеспечивающие каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

-   Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Методы: наблюдение, информирование, анкетирование, опрос, беседа, консультация.

Планируемые результаты освоения программы: 

  - Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

 - Проявляет интерес к сверстникам; и наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

- Понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

- Снижение частоты проявлений тяжелых эмоциональных состояний (повышенной тревожности, тяжелой формы адаптации).

Особенности адаптационного периода

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

3. Фаза компенсации. Темп развития убыстряется, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Дети адаптированы.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

-легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

- тяжелая адаптация: значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше) и тяжесть всех проявлений.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

 

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста

(1,5 - 3 года)

Нормативным для второго года жизни является овладение предметной деятельностью и ситуативно-деловым общением. Предметная деятельность реализуется в форме как самостоятельных действий с предметами, так и в сотрудничестве со взрослым. Поэтому в первый месяц адаптации детей я использую сенсорные коробки с предметным наполнением.

В процессе ситуативно-делового общения ребенок овладевает культурно нормативными (культурно-фиксированными) действиями. Важнейшим механизмом является подражание действиям взрослого. Ребенок понимает простейшие инструкции (например, дать определенный предмет), а также использует средства общения (смотрит на взрослого, выражает мимикой свои чувства, протягивает игрушки и тд.) свидетельствует о выраженном отставании и в познавательном и в социально-эмоциональном развитии.

У ребенка раннего возраста ведущей является ПРЕДМЕТНАЯ деятельность.

Этапы адаптационного периода:

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.

Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.

            Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.

2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.

           Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.

           Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап – постепенное привыкание.

Степень адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

     По истечении периода адаптации на психолого-педагогическом консилиуме ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Взаимодействие с родителями

Перспективный план работы с родителями на адаптационный период

Название деятельности

Форма работы

Сроки проведения

1

Общее родительское собрание. Знакомство родителей с администрацией, специалистами и педагогами.

Групповая

Октябрь

2

Лекция – консультация «Первый раз в детский сад»

Дистанционная

Сентябрь

3

Индивидуальные консультации с родителями  (по требованию)

Индивидуальная, групповая

В теч. года

Общее родительское собрание.

 На данном собрании собираются все родители вновь поступающих детей в  ДОУ. Родители знакомятся с администрацией детского сада заведующей, методистом, а так же специалистами педагогом-психологом и медсестрой.

Администрация знакомит родителей с основными положения и правилами МКДОУ. Рассказывают о режиме дня детей ясельных групп, питании, рассказывают о достижениях коллектива в целом и конкретных педагогов в частности.

Педагог- психолог проводит беседу о режиме дня, как помочь малышу адаптироваться, как справиться с адаптацией самим родителям.

Методы и приемы

Цель

Групповые и индивидуальные консультации воспитателя, специалистов

Удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей

Совместные игры родителей и детей (пребывание родителей в группе в период адаптации)

Научить родителей играть и общаться с детьми

Обмен опытом по способам и средствам воспитания детей

Побуждать родителей поддерживать друг друга

Диагностика

Диагностика проходит по направлениям:

– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета) (см. приложение 1)

 – заполнение индивидуального листа адаптации ребенка (приложение 2).                                                                                            

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. 

Деятельность педагога- психолога на адаптационный период с детьми

Месяц

Недели

Время

Сентябрь

1 неделя

Встреча детей с сенсорной коробкой «Морское дно» (игры с миниатюрными игрушками) – создание психологического комфорта

15 мин.

2 неделя

Встреча детей с сенсорной коробкой «Цветные рожки» (игры с миниатюрными игрушками) – создание психологического комфорта

15 мин.

3 неделя

Встреча детей с сенсорной коробкой «Щепки» (игры с миниатюрными игрушками) – создание психологического комфорта

15 мин.

4 неделя

Встреча детей с сенсорной коробкой «Орбизы» (игры с миниатюрными игрушками) – создание психологического комфорта

15 мин.

Октябрь

1 неделя

Понед.

1) Приветствие (песня «а вот и я», Марусины песенки 2);

2) Показ сказки колобок;

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Домашние животные)

4) Прощание.

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «а вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Зая» (А. Логачевская);

3) «Сорока, сорока, кашку варила»,

4) Муз. игра «Качу» (А. Логачевская);

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

 2) Муз. игра «Иду-бегу» (А. Логачевская);

 3) Показ сказки «Репка»;

 4) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Домашние животные);

3) Пальчиковая игра «Сорока, сорока, кашку варила»;

4) Муз. Игра «Побежали» (А. Логачевская);

5) Прощание.

2 неделя

Понед.

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Шоу мыльных пузырей;

3) Развитие мелкой моторики «Виноград»;

4) Прощание.

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Дикие животные);

3) Муз. Игра «Рыжая лисичка» (А. Логачевская);

4) Пособия «Учим цвета»;

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Менялки» (А. Логачесвская);

3) Подвиж. Игра «Раздувайся пузырь»;

4) Муз. Игра «Совята» (А. Логачесвская);

5) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Мишка» (А. Логачесвская);

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Дикие животные);

4) Муз. Игра «Ежи» (А. Логачесвская);

5) Прощание.

3 неделя

Понед.

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Мяч» (А. Логачесвская);

3) Развиваем мелкую моторику, аппликация «Мяч»;

4) Прощание.

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Иду- бегу» (А. Логачесвская);

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Инструменты);

4) Шоу мыльных пузырей;

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Зая» (А. Логачесвская);

3) Показ стихотворения «Зайку бросила хозяйка»;

4) Муз. Игра «Дом» (А. Логачесвская);

5) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Тук-так»(А. Логачесвская) стучим на ложках;

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Инстументы);

4) Пальчиковая игра «Сорока-ворона»;

5) Прощание.

4 неделя

Понед.

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Мишка» (А. Логачесвская);

3) «Чудо-вещи вокруг нас» (матрёшки, вкладыши, геометрические формы);

4) Прощание.

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Сова» (А. Логачесвская);

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Птицы);

4) Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»;

«Сорока, сорока, кашку варила»;

5)Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Рыжая лесичка» (А. Логачесвская);

3) Муз. Игра «Муха» (А. Логачесвская);

4) Муз. Игра «Побежали» (А. Логачесвская);

5) Сенсорная коробка.

6) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Совята» (А. Логачесвская);

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Птицы);

4) Аппликация «Зернышки для птиц»;

5) Прощание.

Ноябрь

1 неделя

Понед.

Посещение сенсорной комнаты.

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я» Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Паучки» (А. Логачесвская);

3) Дидактическаое пособие «Слушать интересно» (Уличные звуки);

4) «Чудесный мешочек» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым;

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Вьюшки» (А. Логачесвская);

3) Муз. Игра «Тук-так» (А. Логачесвская);

4) Игра: кормим любимую игрушку;

5) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Иду-бегу» (А. Логачесвская);

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Уличные звуки);

4) Пальчиковая игра «Сорока-ворона»;

5) Прощание.

2 неделя

Понед.

Посещение сенсорной комнаты

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра « Кит» (А. Логачесвская);

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Подводный мир);

4) Муз. Игра «Море» (А. Логачесвская);

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Побежали» (А. Логачесвская);

3) Шоу мыльных пузырей;

4) Муз. Игра «Рыжая лисичка» (А. Логачесвская);

5) Прощание.

Пятница

 1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра « Кит» (А. Логачесвская);

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Подводный мир);

4) Муз. Игра «Море» (А. Логачесвская);

5) Прощание.

3 неделя

Понед.

Посещение сенсорной комнаты

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Рисую», «Вьюга» (А. Логачесвская) на песочных столах;

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Музыкальные инструменты);

4) Аппликация «Снежинки»;

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Иду- бегу» (А. Логачесвская);

3) «Чудо-вещи вокруг нас» (матрёшки, вкладыши, геометрические формы);

4) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Музыкальные инструменты);

3) Муз. Игра «Лесные зверюшки» (Т. Марчук);

4) Сенсорная коробка;

5) Прощание.

4 неделя

Понед.

Посещение сенсорной комнаты 

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Домашние животные);

3) Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»;

«Сорока, сорока, кашку варила»;

4) Муз. Игра «Кухонный концерт» Т. Марчук;

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие («А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Пальчиковая игра: «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять»;

3) Муз. Игра «Великан и гном» Т. Марчук;

4) Сенсорная коробка;

5) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я» Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Кухонные приборы);

3) Аппликация «Бутерброд»;

4) Прощание.

Декабрь

1 неделя

Понед.

Посещение сенсорной комнаты 

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Кухонные приборы);

3) Муз. Игра «Колечко чу-чу» Т. Марчук;

4) Пальчиковая игра «Сорока-ворона»;

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Аппликация «Елочка»

3) Муз. Игра «Катай-кидай» М. Файн;

4) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я» Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Однажды в парке);

3) Муз. Игра «Снег» М. Файн;

4) Сенсорная коробка;

5) Прощание.

2 неделя

Понед.

Посещение сенсорной комнаты 

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Однажды в парке);

3) Муз. Игра «Мишка» (А. Логачесвская);

4) «Чудо-вещи вокруг нас» (матрёшки, вкладыши, геометрические формы);

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2)

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Кто что делает в доме?);

3) Муз. Игра «Паучок» (А. Логачесвская);

4) «Чудесный мешочек» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым;

5) Прощание.

3 неделя

Понед.

Посещение сенсорной комнаты 

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Муз. Игра «Барабан» Т. Марчук;

3) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Кто что делает в доме?);

4) Предметно-манипулятивная игра – действия с пирамидками (матрёшками, вкладышами, геометрическими формами);

5) Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Знакомство детей друг с другом. Д/и «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя».

3) Муз. Игра «Сова» (А. Логачесвская);

4) Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»;

«Сорока, сорока, кашку варила»;

5) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Животные Африки);

3)  Муз. Игра «Иду-бегу» (А. Логачесвская);

4) Шоу мыльных пузырей;

5) Прощание.

4 неделя

Понед.

Посещение сенсорной комнаты 

15 мин.

Вторник

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Животные Африки);

3) Муз. Игра «Ежи» (А. Логачесвская);

4) Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»;

«Сорока, сорока, кашку варила»;

5)Прощание.

Среда

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Игры со строительным материалом;

3) Муз. Игра «Дом» (А. Логачесвская);

4) Муз. Игра «Иду-бегу» (А. Логачесвская);

5) Прощание.

Пятница

1) Приветствие (песня «А вот и я», Марусины песенки 2);

2) Дидактическое пособие «Слушать интересно» (Птицы)

3)Аппликация из пластилина «Бусы»

4) Прощание.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАДЕЛ

Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально- личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер.

В группе имеются комната для приема детей со шкафчиками для одежды, групповое помещения для игр и занятий, спальня, туалетная комната. На территории детского сада выделен участок для прогулок, игр и занятий на воздухе. В детском саду имеется спортивный зал, зал для музыкальных занятий, медицинский блок, пищеблок.                                                                                                                                                     В группе каждый ребенок может найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда обеспечивает комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворяет собой домашний уют. В ней предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми, созданы условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение. С этой целью эстетично оформляется территория дошкольного учреждения (веранды, спортивные снаряды), создается красивый ландшафт (летом - аллеи, клумбы, лужайки; зимой – скульптуры из снега). Все элементы интерьера быть со вкусом оформлены. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными. Помещение для приема детей удобное, уютное и для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). В раздевалке достаточное количество скамеек для одевания и раздевания детей. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий, наш денек, стенд для демонстрации детских работ). На столике выставляются дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, книги, журналы и пр.). Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуждам маленьких детей. Каждому ребенку выделен горшок и одноразовые платочки. В спальне находятся кровати для каждого ребенка.                                                                                

         В групповой комнате расположена детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, на которых детям можно отдохнуть и полежать. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши играют самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми. В «уголке уединения» (паровозик) малыш может спрятаться, некоторое время побыть в одиночестве. Мебель и оборудование расположены так, что остается достаточно пространства для свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, качаться на качалках, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.                                                                                                                                                

               Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) используются во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения. Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.

             Зонирование групповых помещений. Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребностям актуального и перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Зонирование помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие, не отвлекаясь на другие виды деятельности.                                                                                                              

       Обеспечение безопасности среды.  Предметная среда служит целям развития детей и безопасна для них. Она организована таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же время не ограничивает свободу детей. Мебель и оборудование расположены таким образом, что дети и взрослые свободно передвигаются по комнате. Мебель, перегородки устойчивы, полки надежно укреплены, столы и стулья не имеют острых углов, свободно переставляются.  Игры и игрушки расположены на низких полках, дети свободно берут их и самостоятельно кладут на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) находятся в недоступном для малышей месте. Дети играют только под присмотром   взрослых.                           

        Взрослые заботятся о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок хранятся отдельно и регулярно моются. Малыши не остаются без присмотра на горке и других игровых сооружениях. Детская площадка регулярно проверяется на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов.

Рекомендации для родителей «Условия успешной адаптации ребенка к ДОУ».  

 Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации.

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например, «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада».

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например, «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»

Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.


Список литературы.

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации . авт.- сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград : Учитель, 2008.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2004.
  3. Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
  4. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад : программа, программа, психолого – педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград : Учитель, 2011.
  1. Приложение №1
  2. Готов ли ребенок к детскому саду? Анкета для родителей

Анкета, разработанная психологической службой д/с №1, поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

Возраст ребенка___________________________

ФИО ребенка _____________________________

Дата заполнения __________________________

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет и ходит мокрый - 1 балл

Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)

_______________________________________________________________ - 1 балл

Нет - 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

Есть ли у ребенка аффективная (очень сильная, расставания происходит только с истериками) привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

 

Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов; условно готов - 39-24 балла; не готов - 23-16 баллов.

Приложение 2

Лист адаптации

(К. Л. Печора, Г.В. Пантюхина, 2008; Н.В. Соколовская, 2008)

 

Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________________________

Дата рождения ______________ Возраст _______________  Дата поступления _____________________

 

Показатели

Балл

Характеристика

Адаптационные дни

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

5-ый

6-ой

7-ой

8-ой

9-ый

10-ый

11-ый

12-ый

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Аппетит (завтрак, обед, полдник)

+3

Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+2

Нормальный аппетит, ест до насыщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+1

Аппетит выборочный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1

Отвергает некоторые блюда, капризничает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2

Ест долго, неохотно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3

Отвращение к еде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон: засыпание, длительность

 

+3

Сон спокойный, засыпает быстро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+2

Сон спокойный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+1

Засыпает не скоро, спит недолго, но спокойно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2

Засыпает с плачем, беспокоен во сне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3

Отсутствие сна, плач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+3

Сон спокойный, засыпает быстро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные контакты ребенка

+3

Охотно играет с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+2

Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+1

Безразличен к играм, отстранен, замкнут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1

Невесел, с детьми не контактирует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2

Проявляет тревогу, бросает начатые игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное состояние

+3

Весел, жизнерадостен, подвижен, активен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+2

Улыбается, настроение хорошее, спокоен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+1

Иногда задумчив, замкнут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1

Легкая плаксивость, хныкает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2

Плачет «за компанию», плач приступообразный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3

Сильный плач, подавленное настроение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

болел - (б) ;  находился дома - (д).   Заболеваемость: 3 балла - два раза в мес.; 2 балла - раз в мес.; 1 раз в два-три мес.

 

Ключ

 

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

5 - 7дней

+12…+8

Высокий А-1 и П-1; А-1и П-2

Средняя

15 дней - 3 недели

+7..0

Средний А-1 и П-3; А-2 и П-2

Усложненная

25 дней - 5 недель

-1....-7

Сложный А-2 и П-4; А-3 и П-3

Дезадаптация

Более 5 недель

-8….-12

Дезадаптация А-3 и П-4; А-4 и П-4

 

Цель: выявление степени адаптации ребенка на основе определения динамики адаптационных показателей и длительности их стабилизации.

Инструкция для воспитателя, педагога-психолога.

С первого дня поступления ребенка в дошкольное учреждение в листе адаптации ежедневно отмечаются указанные показатели, которые оцениваются до того момента, пока не стабилизируются, при этом также отмечаются дни, когда ребенок болел и не посещал детский сад.

Обработка результатов. Определяется степень прохождения адаптации, соотносятся сроки и поведенческие реакции (см. ключ к оценке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...