Памятки-рекомендации для педагогов по предупреждению и профилактике жестокого обращения с ребенком.
методическая разработка

Наталья Леонидовна Корчагина

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие? Как правильно организовать наказание ребенка без ущемления его прав. Представлены методические разработки в виде кратких памяток для педагогов. Данный материал можно использовать и в консультировании родителей по профилактике жестокого обращения с детьми в виде раздаточного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222_po_kakim_priznakam_mozhno_opredelit.docx17.18 КБ
Файл 7_pravil_nakazaniy.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

По каким признакам можно определить,

что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, иногда агрессивны.

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие.

Подчеркнем, что для этого важно наличие не какого-то одного признака, а сочетание нескольких признаков — именно они должны привлечь внимание педагога и насторожить его:

  • ребенок плохо развивается — его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок демонстрирует изменчивое поведение — оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;
  • у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатком во сне;
  • ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;
  • ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны;
  • для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание — головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
  • ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);
  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;
  • к вышеперечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка необязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на этого ребенка, но и на его родителей.

Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют: настороженность или безразличие; чрезмерную озабоченность. На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно или, наоборот, очень бурно и эмоционально. Отметим также, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник.

Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Побеседуйте с ними, выскажите свою озабоченность поведением их ребенка в детском саду.

Постарайтесь побывать у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, по возможности установите социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры, постарайтесь также установить контакт и с ними. При необходимости узнайте, какой детский сад посещал раньше ребенок, побеседуйте с педагогическим персоналом этого учреждения.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  • на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;        
  • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения

            специалистов.



Предварительный просмотр:

НАКАЗЫВАЯ,  ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!» 7  ПРАВИЛ  ДЛЯ  ВСЕХ

  1. Наказание  не  должно  вредить  здоровью – ни  физическому,  ни  психическому. Более  того,  по  идее, наказание  должно  быть  полезным,  не  так  ли?  Никто  не  спорит.  Однако  наказывающий  забывает  подумать…..
  2. Если  есть  сомнение,   наказывать  или  не  наказывать,  НЕ  НАКАЗЫВАЙТЕ.  Даже  если  уже  поняли,  что  обычно  слишком  мягки,  доверчивы  и  нерешительны.  Никакой  «профилактики»,   никаких  наказаний  «на  всякий  случай»!
  3. За  один  раз – одно. Даже  если  проступков  совершено  сразу невообразимое  множество,  наказание  может  быть  суровым,  но  только  одно,  за  все  сразу,  а  не  поодиночке – за  каждый. Салат  из  наказаний – блюдо   не  для  детской  души!  Наказание  -  не  за  счет  любви,  чтобы  ни  случилось,  не  лишайте  ребенка  заслуженной  похвалы  и  награды.
  4. Срок  давности.  Лучше  не  наказывать,  чем  наказывать  запоздало.  Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая,  что  даже  в  суровых  взрослых  законах  принимается  во  внимание  срок  давности  правонарушения. Риск  внушить  ребенку  мысль  о  возможной  безнаказанности  не  так   страшен,  как  риск  задержки  душевного  развития.
  5. Наказан – прощен.  Инцидент  исчерпан.  Страница  перевернута,  как  ни  в  чем  не  бывало.  О  старых  грехах  ни  слова.  Не  мешайте  начинать  жизнь  сначала!
  6. Без  унижения.  Что  бы  ни  было,  какая  бы  ни  была  вина,  наказание  не  должно  восприниматься  ребенком  как  торжество  нашей  силы  над  его  слабостью,  как  унижение.  Если  ребенок  считает,  что  мы  несправедливы,  наказание  содействует  только  в  обратную  сторону!
  7. Ребенок  не  должен  бояться  наказания.  Не  наказания  он  должен  бояться,  не  гнева  нашего,  а  нашего  огорчения…. При  дефиците  любви  становиться  наказанием  сама  жизнь,  и  тогда  наказание  ищется  как  последний  шанс  на  любовь.

Владимир  Леви  «Нестандартный ребенок» - М., 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни....

Тренинг для родителей в детском саду «Предупреждение насилия и жестокого обращения с детьми».

Данный тренинг посвящен проблемам по предупреждению насилия и жестокости в семье и детском коллективе....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ : "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Цель: расширить и детализировать знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого...

Консультации для родителей и педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Представлены этапы профилактики и как можно определить, что ребенок переживает жестокое обращение....

Консультация для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя"

Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с д...

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

Цель семинара:повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка,формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям,создание условий по профил...

Информационно – обучающий семинар для педагогов «Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2

Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» (Конвенция о правах ребенка) Это выдержка из Конвенции о пра...