Проектирование и проведение сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада
план-конспект занятия (старшая группа)

В данном материале подробно рассматриваются этапы проектирования и проведение сюжетно-ролевой игры и описывается сюженто-ролевая ирга "Повара" в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr_igra.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование и проведение сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада.

Оксана Евгеньевна Кабочкина,

воспитатель МКДОУ д/с №172

Л.С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, я заметила, что многие игры заканчиваются скучно, неопределенно, без интереса со стороны детей. Чтобы изменить эту ситуацию, мне захотелось подробнее разобраться в вопросах организации сюжетно-ролевых игр. Изучив методическую литературу, я поняла, что каждую сюжетно-ролевую игру нужно «подпитывать» нестандартными ситуациями, решая которые, ребята будут вовлеченнее и заинтересованнее играть, что в работе необходимо следовать определенному алгоритму.

Алгоритм проведения сюжетно-ролевой игры

  1. Мотивационный этап - игровая ситуация, подводящая к целеполаганию (сталкиваемся с ситуацией, когда нам надо где-либо навести порядок, оказать кому-либо помощь)
  2. Ориентировочный этап - выбираем игру (во что будем играть, кем будем: туристами, поварами, спасателями и т.д. и что будем делать в этой роли)
  3. Исполнительский этап – а) игра с затруднением (играем по знакомым правилам, но сталкиваемся с затруднением, новым незнакомым элементом, осознаем затруднение); б) открытие нового знания (первичного представления) или умения (способа действия), игра по новым правилам (узнаем новое, изменяем правила игры, играем по-новому); в) подведение итога и развивающие задания (что нового узнали, чему научились)
  4. Рефлексивны этап - рефлексия (проговариваем, какие эмоции испытали)
  5. Перспективный этап - выход на самостоятельную деятельность (проговариваем, как можно организовать игру самостоятельно и что для этого есть в группе).

Чтоб игра проходила успешно, педагогу необходимо готовиться к проведению игры, соблюдая ниже приведенный алгоритм.

Алгоритм проектирования сюжетно - ролевой игры педагогом.

  1. исходя из темы (дня, недели, месяца и др.), выбирает игру;
  2. формулирует цель воспитателя (чего хочет достичь воспитатель в результате данной деятельности детей);
  3. прогнозирует цель, которую могут поставить дети (во что захотят поиграть);
  4. исходя из предполагаемой цели ребёнка, подбирает игровую ситуацию, мотивирующую к данной игре (мотивационный этап);
  5. продумывает вопросы, подводящие ребёнка к осознанию или формулированию цели игры (ориентировочный этап);
  6. описывает ход игры;
  7. продумывает роли и начальные ролевые действия, в том числе свою роль;
  8. продумывает игровую среду (атрибуты игры; костюмы; пространство группы и др.);
  9. продумывает условия для нестандартных ситуаций и сами ситуации;
  10. формулирует задачи (шаги по достижению цели) для каждого этапа игры; соотносит задачи с соответствующими образовательными областями;
  11. продумывает вопросы для подведения итогов (исполнительский этап);
  12. формулирует вопросы для рефлексии (что сегодня особенно понравилось, запомнилось, было интересно и т.д.);
  13. продумывает, какую игру можно предложить детям для самостоятельной деятельности (перспективный этап).

Следуя данному алгоритму, я решила провести сюжетно – ролевую игру «Повара» в старшей группе.

Выбрав тему, поставила цель воспитателя и цель, которую могут поставить дети:

Цель воспитателя: формирование умения принимать на себя роль, использовать ролевые действия и ролевую речь, как в заданных, так и нестандартных ситуациях в сюжетно-ролевой игре «Повара»

Спрогнозировала цель детей: помочь приготовить обед, поиграть в поваров.

Составила план игры:

  1. Подготовить кухню
  2. Подготовить одежду для поваров
  3. Подготовить посуду
  4. Выполнение текущих задач поварами
  5. Решение нестандартных ситуаций в игре
  6. Приготовление обеда
  7. Подача обеда помощником воспитателя, помощь воспитателей в приеме пищи сказочными лесными детенышами
  8. Уборка кухни и столов после обеда

Сначала мотивируем детей к игре: в сказочном детском саду заболел повар и некому приготовить обед для сказочных детенышей. Ребятам предлагается приготовить обед для сказочных зверей.

Определяем, какие роли будут в нашей игре, выбираем костюмы и атрибуты. Распределяем роли среди детей. Итак, у нас получилось 2 «повара», 2 «воспитателя», «помощник воспитателя». Повара начали готовить обед, воспитатели рассадили сказочных детенышей на стульчики и стали им читать книгу, помощник воспитателя ставит посуду на стол.

После того, как продукты на суп и компот были разобраны, мне пришлось обратить внимание детей на то, что осталось в корзине (помидоры, огурцы). Что из этих продуктов можно приготовить (первая нестандартная ситуация)? Дети решили, что можно еще приготовить салат. Затем, благодаря наводящим вопросам педагога, ребята замечают, что на кухне нет хлеба. Что делать (вторая нестандартная ситуация)? Нужно ехать в магазин за хлебом. Появляются новые роли – «водитель» и «продавец». После приготовления обеда, повара выдают блюда помощнику воспитателя, она накрывает на стол. Воспитатели усаживают зверей за столы. У одного сказочного детеныша начинает болеть живот. Что делать (третья нестандартная ситуация)? Появляется новая роль – «медсестра». Повара убирают кухню, помощник воспитателя моет посуду, воспитатели укладывают сказочных детенышей спать. Игра окончена.

Я спрашиваю, что сегодня особенно понравилось, запомнилось, было интересно. И предлагаю самостоятельно поиграть в настольные игры «Фрукты-овощи», «Магазин», «Профессии».

Анализируя полученный опыт проведения сюжетно-ролевой игры, с уверенностью могу сказать, что использование выше описанных алгоритм обогащает детскую игру, делая ее более интересной. Ребята полностью включаются в игру, их интерес поддерживается на протяжении всей игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе детского сада» на тему: «Почта»

«Формирование ключевых компетенций в игровой деятельности»...

Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада

Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...

Конспект сюжетно-ролевой игры для старшей группы детского сада

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр»Цели:- закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости, знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллек...

Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе детского сада

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры дл...

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе детского сада:требования ФГОС

Сюжетно-ролевые иргы в старшей группе детского сада:требования ФГОС...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада "В поликлинике"

      Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего п...