Детско-родительские проекты
опыты и эксперименты

Лаврова Ирина Вячеславовна

Экспериментальная работа вызывает интерес ребёнка к окружающему миру. Проживаемое на собственном опыте лучше усваивается, активируется восприятие учебного материала. Развиваются мыслительные операции, стимулируется познавательная активность и любознательность. Ребёнок из наблюдателя превращается в участника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fizika_dlya_detey.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Что я слышу — забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю — я понимаю.

Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно.  Но для детей с ограниченными возможностями здоровья этот процесс проходит гораздо сложнее.

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту, вступившему в силу в 2013 году, одним из основных принципов дошкольного образования является: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». То есть ребёнок полностью вовлечён в процесс своего обучения. Он должен сам захотеть познать то или иное явление, для этого лучше всего подходит экспериментирование.

Экспериментальная работа вызывает интерес ребёнка к окружающему миру. Проживаемое на собственном опыте лучше усваивается, активируется восприятие учебного материала. Развиваются мыслительные операции, стимулируется познавательная активность и любознательность. Ребёнок из наблюдателя превращается в участника.

Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как эти ограниченные возможности обычно сопровождают и другими особенностями:

- слабая концентрации внимания;

- снижение вербальной памяти;

- уменьшение скорости мыслительных операций;

- отставание в развитии мелкой моторики;

- трудности при выполнении словесных инструкций.

Экспериментальным путём ребёнок познаёт окружающий мир, не боясь ошибиться. А это, в свою очередь, влияет на психологический фон всего образовательного процесса.

Одним из требований деятельности дошкольного образовательного учреждения, в свете новых ФГОС, является  работа не только с детьми, но и с родителями, как с непосредственными  участниками воспитательного и образовательного процесса.

Именно по этой причине мы обратились к  созданию единого коррекционно-образовательного  пространства на основе взаимопонимания и доверия,  с семьями  детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

 Цель проекта:

 Развивать познавательные  способности, речь детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности путем расширения представлений об объектах живой и неживой природы.

Задачи:

дети:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;
  • развивать мыслительные процессы, самостоятельность;
  • развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать;
  • создать необходимые условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

родители:

  • заинтересовать и привлечь родителей, в качестве равноправных партнеров в образовательном процессе  по формированию у дошкольников познавательных способностей и речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
  • способствовать проявлению уважения к мнению ребенка, обсуждению с ним предстоящей работы, способности видеть в ребенке личность;
  • заинтересовать родителей изготовлением своими руками разных видов опытов, экспериментов;
  • способствовать созданию благоприятных условий в семье для развития у ребенка представлений об объектах живой и неживой природы

Ценность проекта:

  • создание особого  пространства в ДОУ для развития  познавательного интереса
  • участие детей в проекте в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • активное вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве равноправных партнеров.  

Новизна  проекта заключается в:

  • создании условий для проявления у детей и родителей активности, инициативности и самостоятельности в выборе участников, способов и средств в развитии познавательных способностей и речи в опытно-экспериментальной деятельности,
  • в интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Взаимосвязь образовательных областей: содержание проекта охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;

Продукт  совместной деятельности: опыты, эксперименты;

Ожидаемый результат: в завершении проекта ожидаются следующие результаты:

у детей:

  •   социализация детей с         ОВЗ
  • сформируются представления детей об объектах живой и неживой природы

  • совершенствуются коммуникативные навыки: дети научатся   взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
  • у родителей:
  • сформируются представления о развитии познавательных способностей и речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
  • станут активными участниками и равноправными партнерами  в     образовательном процессе;
  • будут созданы благоприятные условия в семье для ознакомления детей с объектами живой и неживой природы;

у педагогов:

  • появится положительный опыт использования инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ;
  • будет создано единое развивающее  пространство детей, педагогов и родителей.

Участники проекта:

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста,  их родители, а также педагоги дошкольного учреждения.

Данный проект долгосрочный и рассчитан на  год обучения.

Пути реализации проекта

Использованы формы:

  • Опыты
  • Эксперименты
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Открытая непосредственно-образовательная деятельность
  • Итоговые мероприятия

Использован  метод:

  • исследовательский
  • продуктивный

В основу работы над проектом легли технологии:

  • развивающего обучения
  • игровые
  • компьютерные

Формы работы

  • Совместная деятельность воспитателя с ребёнком
  • Совместная деятельность родителей с ребёнком
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Фронтальная образовательная деятельность
  • КВН, развлечения
  • Наблюдения в природе
  • Опыты
  • Эксперименты
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий,
  • Беседы по теме эксперимента
  • Целевые прогулки

Этапы работы над проектом

1 этап: подготовительный

Мотивация детей.

Определила цель и задачи проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

 Диагностика по познавательному развитию детей (приложение №1)

Анкетирование родителей (приложение№2)

Разработка комплексно-тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Создание центра поисково-экспериментальной деятельности детей.

Пространства в группе.

2 этап: основной

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Самостоятельная практическая деятельность детей.

3 этап: заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Проведение итогового мероприятия КВН «Мы – юные исследователи»

План работы

Сентябрь- 1-2 неделя диагностика

3 неделя: Вводное занятие: «Что такое физика?»

Познакомить детей с понятиями «наука», «физика», «ученые», известными учеными-физиками. Вызвать интерес к данной науке, желание познать ее законы.

4 неделя: «Тело и вещество».

Дать детям практические знания о том, что все предметы в физике называются тело, а характеристики предметов (то, из чего состоят предметы) – вещество.

 Октябрь:

 1неделя: «Звук»

 Дать детям понятие «звук», познакомить со свойствами звука. Опыт: «О дрожалке и пищалке».

Опыт на выходных: «Как аукнется, так и откликнется».

2 неделя:

Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Спичечный телефон».

Опыт на прогулке: «Как звук сделать громче?»

3 неделя: «Свет»

Знакомство со светом в лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Опыт на выходных «Как пожарить яичницу?».

4неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Фокусы с зеркалами».

Опыт на прогулке «Солнечные зайчики».

Ноябрь

1 неделя «Теплота».

Знакомство с температурой в лаборатории «Нуараша в стране Наурандии»

Опыт на выходных «Греет ли шуба?»

2 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Термометр из бутылки»

Эксперимент  па прогулке «Где  теплее?»

3 неделя: «Почему дует ветер?»

Дать детям практические знания о ветре. Опыты «Как получается ветер».

Опыт на выходных «Воздушный змей»

4 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Что может ветер»

Эксперимент  на прогулке «Старая мельница»

Декабрь

1неделя: «Вода»

Познакомить детей с особенностями воды, её свойствами.

Опыт на выходных «Когда вода бурлит»

2 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Неньютоновская жидкость».

Наблюдение на прогулке «Капля на ладошке?»

3 неделя: «Лёд»

Познакомить детей со свойствами льда. Опыты со льдом.

Опыт на выходных «Дождь в банке».

4неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Таянье льда с помощью соли»

Наблюдение  на прогулке «Как замерзает вода»

 Январь:

1 неделя: «Электричество»

Дать детям понятие об электричестве. Знакомство с электричеством в лаборатории «Наураша  в стране Наурандии».

Опыт на выходных «Воздушные шарики».

2 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Как сделать намного электричества»

Опыт на прогулке: «Что меня щёлкнуло?»

3неделя: «Магниты»

Познакомить детей со свойствами магнитов в лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Опыт на выходных «Найди клад в пустыне»

4 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Свойства магнитов»

Опыт на прогулке: игра «Найди что магнитится»

Февраль:

1неделя: «Секреты земного притяжения»

Познакомить детей с понятием  земного притяжения.

Опыт на выходных по желанию родителей

2 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Секреты земного притяжения»

Игра-эксперимент на прогулке «Подбрось вверх»

    3неделя: Вес и закон всемирного тяготения».

    Познакомить детей с понятием «вес» и значении веса в физике.

    Опыт на выходных «Измерение веса в быту».

    4 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Секреты земного      притяжения. Центр тяжести».

    Игра-эксперимент на прогулке «Найти самый тяжёлый и самый легкий предмет»

Март: «Эхо»

1 неделя «Как аукнется, так и откликнется!».

Дать детям знание о том, что такое «эхо». Познакомить со свойствами звука.

Опыт на выходных «Кто, там живёт?»

2 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Летит пищит, сидит молчит»

Игра «Бывает не бывает?»

  1. «Рассказ Радио об электрическом токе». Познакомить детей с понятием «электричество», «ток». Познакомить со свойствами тока. Наураша в стране Наурандии.

 Апрель.

 1неделя: «Свойства твердых, жидких и газообразных тел».

Познакомить детей со свойствами твердых, жидких и газообразных форм.

Опыт на выходных. Рассказать о круговороте воды в природе.

2 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Пар – это тоже вода!

Наблюдение на прогулке «Почему идет дождь?»

  1. Неделя: «Электричество в быту».

Дать детям практические знания об электричестве  в быту.

На выходных: Научить правилам безопасности при пользовании электроприборами.

  1. неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Лампочка, гори»

работа по схеме.

Наблюдение на прогулке «Горят ли фонари?»

 Май.

1Неделя: «Что такое оптика? Или Тайны Света».

Познакомить детей с разделом физики – оптикой. Дать знания об отражении света. «Наураша в стране Наурандии».

Опыт на выходных с лупой.

2 неделя: Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Я на солнышке лежу! Или зачем мы носим солнечные очки?».

 Эксперимент на прогулке. Научить правилам безопасности на солнце

3-4 неделя диагностика.

Итоговое занятие: КВН «Мы – юные исследователи»

Итог проекта:

  1. Вызвать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, природе вещей у детей и родителей.
  2. Дать практические знания и научить применять эти знания в жизни о воде, весе, свете, звуке, электричестве.

Помочь детям с ОВЗ

- концентрировать своё внимание;

- увеличить объем вербальной памяти и скорость мыслительных операций;

- укрепить мелкую моторику рук;

- понимать и выполнять  словесные инструкции.     

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

-подбор справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

Формы сотрудничества с родителями:

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Эксперимент-это интересно»)

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

-Индивидуальные консультации

«Как помочь детям с ОВЗ расширить круг своих возможностей»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Совместные экскурсии

-Наглядная информация

-Обмен опытом

 

Для самостоятельной практической деятельности детей использовались дидактические и настольные игры

«Изучаем листья»

 «Магнит и его свойства»

 «Свойства бумаги»

 «Свойства металла»

 «Дерево и его свойства»

 «Кто живёт в  воде?»

 «Вода и её свойства»

Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

 «Свойства воздуха»

Заключение В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный  метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. 

Приложение 1

Наблюдение "Изучение познавательных интересов"

Вопросы

Возможные ответы

Балл

п/п

1

Как  часто  ребенок  подолгу  занимается

в  уголке

 а) часто

5

познавательного развития, экспериментирования?

 б) иногда

3

 в) очень редко

1

2

Что  предпочитает  ребенок,  когда  задан  вопрос  на

 а) рассуждает самостоятельно

5

сообразительность?

 б) когда как

3

 в) получить готовый ответ от других

1

3

Насколько

эмоционально

ребенок

относится

к

 а) очень эмоционально

5

интересному для него занятию, связанному с умственной

 б)  когда как

3

работой?

 в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими

1

ситуациями)

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?

как?

 а) часто

5

 б) иногда

3

 в) очень редко

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается

 а) часто

5

самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать

 б) иногда

3

что-то по ним (лепить, конструировать);

 в) очень редко

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

 а) часто

5

 б) иногда

3

 в) очень редко

1

Наблюдение "Изучение познавательных интересов"

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Методика "Выбор деятельности" (Прохоровой Л.Н)

Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая;

2 – чтение книг;

3 – изобразительная;

4 – детское экспериментирование;

5 – труд в уголке природы;

6 – конструирование.

Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Ф.И. ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

"Что мне интересно?" (О.В.Афанасьева)

        Цель исследования: Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, бумага, цветной полиэтилен, кусочки бечевки.

До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.

"Сахар" (Л.Н.Прохорова)

        Цель исследования: Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

        Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако, в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?».

Вопросы:

- Кто взял сахар?

- Куда делся сахар?

- А как проверить, был ли в чае сахар?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов

воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и  обосновать ее.

Далее проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс - диагностики фиксируются в таблице:

Ф.И. ребенка

Качественный анализ ответов

Полный ответ с аргументами

Правильный ответ без аргументации

Ответ с ошибками

Отсутствие ответа

Количественный анализ ответов:

количество

%

Правильный ответ

Способ проверки

Нет ответа

"Перевертыши" (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

        Цель исследования: Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.

        Перед ребенком стоит таз с водой и предметы: деревянный кораблик, гвоздь, камень, бумага, железная машинка, пластмассовая банка.

Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему: определи с помощью опыта, что плавает, а что тонет.

        3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,

        2 балла – ребенку дается подсказка: "Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, ты сможешь определить, что плавает, а что тонет." Воспитатель помогает.

        1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем, но не может проявить самостоятельность и инициативу.

Анкета для родителей

  1. Знаете ли Вы, что в группе  занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?
  2. Интересует ли Вас лично данная проблема?
  3. Ощущаете ли Вы что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?
  4. В чем это проявляется?
  • Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
  • Пытается экспериментировать самостоятельно
  • Просит Вас принять участие в экспериментах.
  1. Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?
  2. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?
  3. В чем это проявляется?
  • Беседовали с ребенком об экспериментировании.
  • Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
  • Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.

8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе?         Нужно ли это делать?

9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?

10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?

Перечень литературы:

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.
4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».
Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
6. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
7. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

8.Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
9. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

10.Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
11.
Шутяева Е. «Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"

Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...

Информационно-познавательный детско-родительский образовательный проект «Наш любимый детский сад»

Технология проектной деятельности актуальна и эффективна в работе с детьми. Работа по проекту развивает творческие и коммуникативные способности, что позволяет ребенку успешно социализироваться; спосо...