Дополнительная общеобразовательная программа по экопластике (для детей 4-5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Михель Анастасия Евгеньевна

   Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов. Природа как самый лучший художник воспитывает у детей художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx74.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа по экопластике

 (для детей 4-5 лет)

срок реализации 1года

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Составитель:   Михель А.Е.

Тамбовский район

р.п. Новая Ляда, 2021г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка___________________________  стр.3
  2. Учебно-тематический план________________________  стр.9
  3. Содержание программы ________________________ _    стр. 9
  4. Перспективный план по взаимодействию с родителями_ стр.13
  5. Методическое обеспечение программы ______________  стр.14
  6. Список литературы ______________________________    стр.15

 

  1. Пояснительная записка

     Природа сказочна и прекрасна – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к  окружающему  миру. В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе.

   Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов. Природа как самый лучший художник воспитывает у детей художественный вкус.

   Мы учим жизненному принципу: «Не навреди!» Действительно, если понадобиться кора, то нужно найти поваленное дерево. Если нужны листья и жёлуди, каштаны, шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле, проникается идеей связи живой и неживой природы.

   Работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень  важно, точную согласованность в работе глаз и рук (сенсомоторика).

   Содержание творческих занятий строится на создании детьми 4-5 лет оригинальных аранжировок, аппликативных картин, лесных скульптур, флористических композиций из таких материалов, как: листья, ветки и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы, ржаная и пшеничная соломка, соленое тесто. Акцент делается на том, что в экопластике художественные образы всегда уникальны, потому что создаются в сотворчестве с великим художником – природой.        

   Данная программа направлена на развитие у воспитанников МАДОУ  творческих способностей, мелкой моторики,  интеллектуальной активности. Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге экопластика «Волшебные превращения» составлена на основе:

  • И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика», Москва 2010г.

         Рабочая программа отвечает требованиям  Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов  - развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников

Направленность программы:

по содержанию – художественно - эстетическая

по функциональному предназначению – дополнительное образование

по форме организации – кружковая

Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»

Новизна  программы:

Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды. Экопластика предоставляет детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, оригинальные картины, подарки для близких людей. Экопластика предоставляет возможность для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные на игровые технологии.

Актуальность:

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный  окружающий мир . Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому изобразительная, художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. он  легко поддается обработке.

 

Педагогическая целесообразность:

Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, терпимости. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия экопластикой развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают  эмоциональное состояние детей.  

Отличительные особенности:  

Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Материал для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка.

Цель программы:

 Художественно-творческое развитие детей на основе использования природных материалов.

Задачи программы:

Образовательные: 

  • Учить создавать оригинальные аранжировки из природных материалов, используя их для украшения одежды и комнаты
  • Учить детей создавать многофигуральные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше
  • Учить самостоятельно находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности, так и при их интеграции
  • Приобщать детей к основам рукоделия

 Воспитательные:

  • Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведения изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества
  • Воспитывать у детей стремление к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера

 Развивающие:

  • Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства
  • Развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество
  • Развивать умения, связывать с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности 

Коррекционные:

  • Создание условий для развития мелкой моторики, пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников

 Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет

      Четырехлетний ребенок: 

  • Интересуется проявлениями эстетического  в быту, произведениях искусства. Есть любимые цвета карандашей, изобразительные материалы
  • Эмоционально откликается на интересные  выразительные образы, видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм
  • Внимательно рассматривает предметы народных промыслов, различает скульптурные образы, живописные и графические изображения         (иллюстрации)
  • При сопровождении взрослого принимает участие в создании коллективных творческих работ, совместных композиций

К пяти  годам:

  • Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в ситуации эстетической дизайн-деятельности, любит заниматься совместной со взрослым деятельностью эстетического направления
  • При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом
  • Владеет отдельными техническими  и изобразительными умениями, необходимыми для  реализации  творческих замыслов
  • Принимает активное участие в процессе создания коллективных работ
  • Демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании художественных образов в различных видах  изобразительной дизайн – деятельности

                             Режим реализации программы:

    Возрастная  

    группа          

Количество занятий

Длитель-

ность занятий

Форма организа-ции

Срок реализации

Наполняемость групп

в год

в месяц

в неделю

    Для 4-5  лет

36

4

1

20мин

групповая

1 год

10-15 чел.

Состав кружка по экопластике «Волшебные превращения» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД.

Формы реализации программы:

  • знакомство с различными видами художественного творчества:
  • работа с бумагой
  • работа с пластилином
  • работа с нитками и тканью
  • работа с природным материалом (листочки, шишки, орехи, плоды деревьев, солома и т.д.)
  • работа с соленым тестом
  • групповая и индивидуальная работа с детьми
  • тематические развлечения
  • мастер-классы с педагогами и родителями
  • консультации для родителей и педагогов
  • родительские собрания с использованием ИКТ
  • публикация информации на сайте МАДОУ
  • оформление предметно-пространственной  среды

Методы  и приемы реализации программы:

  • словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
  • наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
  • игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
  • метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Cпособы  и средства реализации программы:

  • дидактические игры
  • физкультминутки и дыхательная гимнастика
  • интегрированная деятельность
  • сюрпризные моменты
  • просмотр видео и фотоматериалов
  • мастер классы для мам и пап
  • выставки поделок для родителей и гостей группы

Целевые ориентиры освоения программы: 

К концу года  дети должны знать и уметь:

  • дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала
  • дети научатся приемам  работы нетрадиционным художественным материалом
  • у детей разовьется мелкая моторика рук
  • сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту
  • разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность
  • появится любовь и уважение к изобразительному искусству
  • сформируется художественный вкус и чувство гармонии
  • сформируются навыки самостоятельности

  Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:

Мониторинг детского развития проводится два раза в год. 

 

Диагностическая карта по экопластики

для детей среднего дошкольного возраста :

п/п

Ф.И. ребенка

Художественное творчество (экопластика)

Качественное исполнение поделок из природного материала

Умение делать поделки из пластилина и соленого теста

Умение составлять композиции с использованием различных материалов

Умение качественно выполнять аппликации

 Умение работать в коллективе и выполнять коллективные задания

1.

0-1 баллов – низкий уровень (ребенок не способен в полной мере отразить обозначенный критерий);

2-3 балл – средний уровень (ребенок отражает критерий при помощи воспитателя);

  1. балла – высокий уровень (ребенок свободно отражает обозначенный критерий)

  1.  Учебно - тематический план

Название раздела

Общее количество

часов

1.

«Конструирование из природного материала»

12

2.

«Пластилинография»

4

3.

«Аппликация»

8

4.

«Рисование»

12

Итого:

36

  1. Содержание программы:

Раздел 1. «Конструирование из природного материала»

Конструирование носит творческий характер, осуществляет развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

В данном разделе комплекс занятий по изготовлению поделок и игрушек из природного материала, бумаги, картона, дерева, а так же других подручных материалов. Поделки детей служат для практического использования (для украшения группы и новогодней елки, для подарков, и т.д.)

Раздел 2. «Пластилинография»

Пластилинография носит творческий характер, развивает мелкую моторику у детей, усидчивость.

Раздел содержит: лепку и рисование пластилином с использованием природных и натуральных материалов.

Раздел 3.«Аппликация»

Аппликация один из видов художественного творчества, она дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной и объемной форме, о композиции.

Раздел включает занятия с использованием бумаги, меха, ваты, ткани, солома, бересты. В данный раздел входят коллективные и индивидуальные аппликации.

Раздел 4.«Рисование»

Включает рисование нетрадиционными методами (пальчиковая и точечная  живопись, кляксография, штампинг, батик, рисование мыльными пузырями, воском и т.д.); способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Раздел

Программные задачи

Формы занятий

Формы подведения итогов

Месяц

Неделя

Тема занятия

Сентябрь

1

Раздел 1. «Конструирование из природного материала»

1. «Забавные зверушки»

из репейника

Знакомить с чувством вдохновения, развивать пространственное воображение. Прививать любовь  к природе.

групповая

Родительское собрание

«Нетрадицион-ные техники и материалы в детском художественном творчестве»

2

2. «Кошка»

из плодов шиповника

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы.

3

3. «Ежик»

из семечек подсолнуха

Развивать воображение, чувство ритма, умение обращать внимание на мелкие детали отделки.

4

4. «Гусеница» 

из плодов каштана

Развивать воображение, уровень умения владения техникой лепки комочков, цилиндров и т.д. Вызвать у детей стремление заниматься лепкой.

                                          Октябрь

                                                             

1

5. «Поросенок»

из шишек и каштана

Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное.

Групповая

«Осенний букет» выставка поделок

     

2

6. «Стрекоза»

 из одноразовой посуды

 

Приучать детей использовать для создания каких-либо предметов и композиций природный и бросовый материал.

3

7. «Чайный сервиз»

 из шапочек желудей

Воспитывать интерес к творчеству.

4

8. «Осеннее дерево»

из сухих веток

Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность.

Ноябрьябрь

1

9. «Заснеженные деревья»

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: придавливать, примазывать, разглаживать.

групповая

Викторина «Что из чего?»

2

10. «Снегопад»

Учить использовать для работы разнофактурный материал, повышать интерес к занятиям.

3

11. «Декоративная пластина»

Учить детей крепить комочки пластилина на основу

4

12. «Восхитительная картинка»

картинка из бобовых

Увлечь ребенка пластилинографией, добавить новый вид рисования бобами. развивать композиционные умения у детей, эстетические чувства.

Декабрь

1

Раздел 2.

«Пластилинография» 

13. «Новогодняя елка»

Учить детей нетрадиционным техникам сочетая различный материал и технику изображения.

групповая

«Новогодний калейдоскоп»

выставка детских работ

 

2

14. «Дед Мороз» 

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

3

15. «Зимние узоры»

Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение.

4

16. «Разноцветные гирлянды»

Закрепить навыки работы с пластилином, научить детей делить готовую форму при помощи стеки на части, развивать композиционное и пространственное восприятие

Январь

1

Раздел 3.

«Аппликация»

17. «В лесу родилась елочка»

из ткани

Знакомить детей с аппликацией из ткани, учить детей составлять гармоничную композицию с использованием ткани.

групповая

Мастер-класс для родителей «Новогодняя поделка».

2

18. «Зимняя пора»

 из ваты

Знакомить детей с объемной аппликацией; учить детей составлять гармоничную композицию с использованием ваты. 

3

19. «Снеговик» 

из пряжи

Учить детей передавать образ снеговика посредством аппликации из пряжи, развивать восприятие цвета.

4

20. «Пингвин» 

Развивать творческое мышление,  фантазию, воображение, тонкую моторику, закрепить навыки работы с бумагой.

Февраль

1

21. «Игрушка»

мозаика из обрывных кусочков бумаги

Познакомить детей с новой техникой  в аппликации. Воспитывать уверенность  в творчестве, инициативу в изобразительной деятельности.

групповая

Беседа «На что влияет художественное творчество»

2

22. «Щенок»

 Формировать навыки обрывной аппликации, учить детей аккуратно выполнять свою работу.

3

23. «Цирк»

Композиция

Учить детей определять направление углов.

групповая

«Подарок маме»

галерея детских рисунков

4

 24. «Сказка»

Композиция

Закреплять знание последовательности работы в соответствии с правилами.

                                           Март

1

25. «Подарок маме»

рисование ладошкой

Закрепить знание цветов, учить составлять композицию, развивать зрительно-двигательную координацию.

групповая

Консультация «Развитие мелкой моторики пальцев рук»

2

26. «Цветочки в вазе»

Развивать чувство композиции, творческие способности, воображение.

3

27. «Бусинки»

рисование на камешках

 Продолжать учить детей рисовать на камешках, развивать чувство композиции, творческие способности, воображение.

4

28. «Весенние деревья»

рисование пластилином

Закрепить полученные знания о пластилине, учить детей создавать художественный образ, прививать любовь к природе.

Апрель

1

29. «Воробушки весной»

рисование на сырой бумаге

   

Познакомить детей с техникой рисования на сырой бумаге, воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

групповая

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики -насколько это важно»

2

30. «Лужок»

 рисование техникой штриха

Развивать изобразительную деятельность детей.

3

Раздел 2.

«Рисование»

31. «Ежик»

рисование техникой штриха

Знакомить с техникой рисования – штрихом. Закреплять умение держать правильно карандаш, продолжать работу над развитием творческих способностей.

4

32 «Волшебные грибочки»

рисование манкой

Знакомить детей с техникой рисования манкой, развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику рук.

Май

1

33 «Кувшин»

 печать     по трафарету (батик)

Познакомить детей с новой техникой рисования, учить правильно располагать предметы на бумаге, поощрять самостоятельность. 

групповая

Коллективная работа «Наш любимый детский сад!»

2

34 «Бабочки»

монотопия

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – монотопией, развивать умение детей создавать композицию, поощрять самостоятельность.

3

35 «Одуванчик»

рисование мыльными     пузырями

Знакомить с новой техникой – мыльными пузырями, воспитывать уверенность творчество, инициативу в изобразительной деятельности.

4

36 «Разноцветный светофорчик»

Развивать изобразительную деятельность детей.

       IV.Перспективный план по взаимодействию с родителями

№ п/п

 Мероприятия

Сроки

1.

Консультация «Художественное творчество, что это такое?»

Сентябрь

2.

«Осенний букет» выставка поделок

Октябрь

3.

Викторина «Что из чего?»        

Ноябрь

4.

Развлекательная программа «Веселые приключения в стране Бумаги»

Декабрь

5.

«Рождественская елка» выставка поделок

Январь

6.

Мастер-класс для пап «Изготовление свечей»

Февраль

7.

Мастер-класс для мам «Изготовление салфетки из бумаги»

Март

8.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики -насколько это важно»

Апрель

9.

Коллективная работа «Наш любимый детский сад!»

Май

V.Учебно-методическое обеспечение: 

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. Технические средства обучения:

Магнитофон и аудиозаписи детских песен, художественных произведений, телевизор и DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр, мультфильмов и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций.

  1. Учебно-наглядные пособия:

1.Рабочие столы

2. Стулья

3. Доска, мел, указка, тряпка

4. Клеенки, набор стеков

5.Пластилин, дощечка для лепки

6. Наглядное пособие для воспитанников

7.Образцы лепных моделей

8.Альбом, карандаши, ластик

9.Дополнительный  природный материал

10.Таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени

11. Альбомы с образцами, фотографиями

VI.Список литературы для педагогов:

1.И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду»

2.И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»

3.Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала»

4.Г.Н.Перевертнь «Мозаика из круп и семян»

5.И.А.Лыкова «Художественный труд. Экопластика»

6.Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2.3.4 – М.: Издательство «Скрипторий », 2006г.

7.Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997г – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»)

8.Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

9. Анищенкова .Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.-М.АСТ.АСтрель 2006г.

10.Бондоренкою.А.К.Словесные игры в детском саду.-Просвещение.1997г.

11.Фролова Г.А. Физкультминутка. Издательский дом «Карапуз».1998г.

12.Ляхов П.Р.Я познаю мир.Животные.Дет.энциклопедия-М.2003г.

13.ТкаченкоТ.Б.Сторадуп К.И.гЛепим из пластилина. -Ростов-н-Д. Издательство « Феникс» 2003г.

Список литературы для воспитанников:

1.  Г.Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008г.

2.  Е.Данкевич, Пластилиновый мир, Санкт-Петербург 1998г.

3. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в ДОУ: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980г.-96 с.;

4. Т.Н. Доронова Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепки, аппликации в игре, М.;2003г.

5. К.К. Утробина, увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-7 лет, Москва 2005г.

6. Н.В. Дубровская, рисунки из ладошки, Санкт-Петербург 2006г.

7.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство

«Скрипторий », 2006г.

8. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий », 2008г.

9.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997г – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»)

10.  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»

Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

Занятие по дополнительной общеобразовательной программе «Марийский язык» для детей 3-4 лет

Тема: «Путешествие по земле Онара»Тип занятия: занятие-путешествиеГруппа: младшаяЦель: обучение дошкольников использованию марийского языка в речиЗадачи:Обучающие: Закрепление детьми элеме...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ» для детей от 2 до 3 лет

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет....