Готовность к школьному обучению
консультация

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и к учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемые совместной деятельностью. Под готовностью к школе понимают не отдельные знания и умения, но и их определенный набор - это мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а так же достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей считают что их дети хотят в школу, и  следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это совсем не так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличается друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома что это очень важно ходить в школу, наконец, потому, что к школе он получит красивый портфель, пенал и другие подарки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать ему в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетради. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям и сестрам, когда те засиживаютя за уроками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права. Пусть он еще не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но он в принципе понимает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника». Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Интеллектуальная готовность.

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений, хотя конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который помог бы представить условия задачи и решить ее на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор  и знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.  К сожалению, дети не всегда обладают хорошей механической памятью. Можно поиграть с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале взрослый может рисовать эти обозначения, а потом, глядя на них ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак будет вбирать в себя все большее количество материала, а в конце детям уже будет не нужна «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме. Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения – одна из основных операций логического мышления, усваиваются основные понятия.

Волевая готовность.

Требуется для нормальной адаптации к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребенок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Помимо этого ребенок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверено держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что…, если…», «Если…, то…», то есть уметь решать простые логические задачи. У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение – впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте в этом ребенка играя с ним. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три …) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Сформировать эти знание за один раз невозможно, но и специального времени для этого много не нужно. Накрываете на стол – можно потренироваться в определении местоположения ( тарелка в середине, вилка слева, нож справа). При этом обязательно следите за правильным произношением слов и их употреблением. Мы часто стараемся научить ребенка писать, читать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться на выполнение какого либо задания хотя бы минут на 10-15. Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрел ребенок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли он вести себя за столом «как следует», или его приходится кормить отдельно. Именно эти умения будут положены в основу в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а так же уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Очень важный элемент готовности к школе – умение ребенка работать по инструкции. Занятия, направленные на умение действовать по инструкции, проводить не очень – наберитесь терпения. Вам придется настойчиво и спокойно возвращать ребенка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребенок устал, перевозбужден или не окреп после болезни. Гораздо легче привлечь внимание ребенка и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей от одного дня к следующему. Не менее важное условие подготовленности к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему будет трудно привыкнуть к школе.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться. У детей надо сформировать следующие навыки общения:

- умение слушать собеседника;

- говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;

- пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....