Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»
план-конспект занятия

elena_79_suv18092204

Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»

Подготовила: Педагог дополнительного образования Суворова Елена Сергеевна

 

Цель: Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного общения и совместной творческой деятельности в применении элементов сказкотерапии в ДОУ.

Задачи:

1. Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии - «Сказкотерапией».

2. Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками.

3. Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.

4. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

5. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Ход Мастер – класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Сегодня особенно остро мы наблюдаем проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Всё чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Язык сказки понятен ребёнку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохими и хорошими поступками.

С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.

Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован.

Основные методы и приёмы работы со сказкой:

- Чтение и анализ сказки

- рассказывание сказок, потешек

- сочинение сказок,

- изменение концовок сказки

- театрализованная деятельность

- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, аппликация)

- проблемные ситуации

 

У разного возраста свои особенности. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В 3 года - классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу повтора, и ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребёнку более понятны именно сказки о животных. В этом возрасте лучше пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

Для воспитания ребенка 4-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко прослеживается, кто хороший, а кто - плохой.

Я работаю с детьми 3-4 лет. Занятия провожу один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность занятия 15-20 минут.

 

Способ подачи сказочного материала:

          Я знакомила детей с миром сказки, формировала умение понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребёнку: «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «Тебе понравился его поступок?», «Как бы ты поступил на его месте?»

Периодически мы сочиняем свою сказку вместе, рассказывая её небольшие фрагменты по очереди.

          В работе использую дидактические сказки для создания положительной мотивации к образовательному процессу.

         Много мероприятий было проведено в свободной игровой деятельности - это игровая деятельность со сказочными дидактическими играми, в театрализованной студии, игры с настольным театром-конструктором, различными видами кукольных театров.

 

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 

3. Обсуждение сказки.

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».

5. Рефлексия.

                                     

Практическая часть Мастер – класса:

1. Вхождение в сказку «Камень»

Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас в путешествие, а поможет нам в этом «Волшебный камень».

(Можно использовать декоративный камень из аквариума)

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Сразу в сказку попадем.

(Можно передавать камень по кругу, можно дотронуться всем сразу)

2. Сказка о нежных Пушистиках.

(Источник: Клод Штайнер Сказка про Пушистиков // Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с. — С.149-153.)

- Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Пушистиках.

«Давным-давно в одной стране жили самые добрые и счастливые король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с нежными Пушистиками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».

3. Обсуждение сказки. Упражнение «Пушистики».

- Давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такого Пушистика (по кругу передают мячик).

- Что вы ощущаете, держа его в руках?

 

«…Люди дарили друг другу Пушистиков. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Пушистики превращалась в облако, и наделяли человека добротой и нежностью.

Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось что все счастливы, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Пушистики, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод, грубость и жестокость. Она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.

- Как вы думаете, чем закончится сказка?

(придумывают и рассказывают конец сказки).

- Хотите узнать, чем закончилась сказка? (ответы)      

Однажды в эту несчастную страну забрела весёлая и добрая странница. Она менялась с жителями Пушистиками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми».

4. Выход из сказки

- И вот настало время Нам вернуться обратно в нашу несказочную реальность…  

А с собой мы возьмем все, что нам понравилось, все, что нас заинтересовало. Положите правую ладонь на камень, закройте глаза и повторяйте.

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Обратно снова попадем.

Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.

5. Рефлексия «Пушистик».

- Мне больше всего понравились Пушистики, поэтому я прихватила одного из сказочной страны.

- Сейчас мы будем передавать Пушистика,  и  расскажем, что понравилось, чему научились,  что хотели бы добавить. ( Передаем Пушистика по кругу).

 

- Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать. Благодарю за внимание и участие в мастер-классе! 

Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Приморского района Санкт - Петербурга

        

Мастер – класс

«Сказкотерапия как средство развития

мышления и воображения

ребенка-дошкольника»

Подготовила:

Педагог

дополнительного образования

ГБДОБУ № 8

Суворова Елена Сергеевна

2021 год

Цель: Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного общения и совместной творческой деятельности в применении элементов сказкотерапии в ДОУ.

Задачи:

1. Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии - «Сказкотерапией».

2. Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками.

3. Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.

4. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

5. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Ход Мастер – класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Сегодня особенно остро мы наблюдаем проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Всё чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Язык сказки понятен ребёнку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохими и хорошими поступками.

С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.

Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован.

Основные методы и приёмы работы со сказкой:

- Чтение и анализ сказки

- рассказывание сказок, потешек

- сочинение сказок,

- изменение концовок сказки

- театрализованная деятельность

- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, аппликация)

- проблемные ситуации

У разного возраста свои особенности. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В 3 года - классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу повтора, и ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребёнку более понятны именно сказки о животных. В этом возрасте лучше пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

Для воспитания ребенка 4-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко прослеживается, кто хороший, а кто - плохой.

Я работаю с детьми 3-4 лет. Занятия провожу один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность занятия 15-20 минут. 

Способ подачи сказочного материала:

          Я знакомила детей с миром сказки, формировала умение понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребёнку: «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «Тебе понравился его поступок?», «Как бы ты поступил на его месте?»

Периодически мы сочиняем свою сказку вместе, рассказывая её небольшие фрагменты по очереди.

          В работе использую дидактические сказки для создания положительной мотивации к образовательному процессу.

         Много мероприятий было проведено в свободной игровой деятельности - это игровая деятельность со сказочными дидактическими играми, в театрализованной студии, игры с настольным театром-конструктором, различными видами кукольных театров.

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 

3. Обсуждение сказки.

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».

5. Рефлексия.

        

Практическая часть Мастер – класса:

1. Вхождение в сказку «Камень»

Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас в путешествие, а поможет нам в этом «Волшебный камень».

(Можно использовать декоративный камень из аквариума)

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Сразу в сказку попадем.

(Можно передавать камень по кругу, можно дотронуться всем сразу)

2. Сказка о нежных Пушистиках. 

(Источник: Клод Штайнер Сказка про Пушистиков // Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с. — С.149-153.)

- Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Пушистиках.

«Давным-давно в одной стране жили самые добрые и счастливые король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с нежными Пушистиками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».

3. Обсуждение сказки. Упражнение «Пушистики».

- Давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такого Пушистика (по кругу передают мячик).

- Что вы ощущаете, держа его в руках?

«…Люди дарили друг другу Пушистиков. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Пушистики превращалась в облако, и наделяли человека добротой и нежностью.

Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось что все счастливы, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Пушистики, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод, грубость и жестокость. Она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.

- Как вы думаете, чем закончится сказка?

(придумывают и рассказывают конец сказки).

- Хотите узнать, чем закончилась сказка? (ответы)        

Однажды в эту несчастную страну забрела весёлая и добрая странница. Она менялась с жителями Пушистиками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми».

4. Выход из сказки

- И вот настало время Нам вернуться обратно в нашу несказочную реальность…  

А с собой мы возьмем все, что нам понравилось, все, что нас заинтересовало. Положите правую ладонь на камень, закройте глаза и повторяйте.

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Обратно снова попадем.

Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.

5. Рефлексия «Пушистик».

- Мне больше всего понравились Пушистики, поэтому я прихватила одного из сказочной страны.

- Сейчас мы будем передавать Пушистика,  и  расскажем, что понравилось, чему научились,  что хотели бы добавить. ( Передаем Пушистика по кругу).

- Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать. Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!  

Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"

Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного по...

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

Стратегия победы над собственными страхами. Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника.

Дети дошкольного возраста являются одной из наиболее чувствительных частей общества, которая наиболее подвержена различным негативным воздействиям. В настоящее время, как отмечается в различных экспер...

«Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»

Сказкотерапия - мощный инструмент, позволяющий развить разностороннюю личность, развить мышление, воображение,скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.С помощью сказкотера...