«Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»
статья (старшая группа)

Муртазина Любовь Александровна

Сказкотерапия - мощный инструмент, позволяющий развить разностороннюю личность, развить мышление, воображение,скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.

С помощью сказкотерапии у ребенка формируется верный образ на примере сказочных героев, ситуаций и сюжетов. Очень хорошо когда сказку  сочиняют родители вместе с детьми. Скзкотерапия позволяет ребенку помочь решить множество проблем. Моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»

          Сказкотерапия – это мощный инструмент, который позволяет развить разностороннюю личность, развить мышление, воображение, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.

          С помощью сказки у ребёнка формируется верный образ (поведенческий, речевой, моральный) на примере сказочных героев, ситуаций и сюжетов.

          Существует достаточно много готовых терапевтических сказок, но самый лучший вариант – когда сказку для ребёнка сочиняют родители.

           Мамы и папы гораздо лучше знают особенности своего ребёнка и могут внести в сказку больше эпизодов из жизни семьи. Тем самым малышу будет проще идентифицировать себя с главным персонажем сказки. Но также можно привлечь к составлению сказки и самого ребёнка.

Достоинство этого метода велико:

  • Появляется возможность выслушать ребёнка, узнать, что именно его волнует. Включение ребёнка в творческий процесс дает возможность увидеть его ход мыслей, а это позволяет понять, внутренний мир ребенка и какая его часть нуждается в помощи, коррекции или развитии.
  • Это активное задействование воображения и развитие творческого мышления.
  • Ребенок, сочиняющий сказки, отлично фантазирует, со временем сможет придумывать самостоятельные сюжеты и образы.  Но надо помнить, что в основных моментах сказки, придётся брать управление рассказом на себя, чтобы не нарушился основной вывод, не ушла мораль.

          Существуют типичные сюжеты, список персонажей и даже предметов, которые можно буквально как кирпичики переставлять, чтобы построить свою уникальную сказку. Как и в любом конструкторе, в сказкотерапии есть небольшая инструкция – это ряд правил, которые стоит соблюдать:

  • Для детей до 5 лет желательно использовать в качестве главных героев животных. И обязательно с приставкой маленький. Например, маленький слонёнок Гоша или маленький львёнок Тимур.
  • Для детей 5-7 лет в качестве главного героя лучше брать сказочных персонажей: фей, колдунов, рыцарей и принцесс. Ребёнок должен идентифицировать себя с главным героем сказки. Для этого можно взять видоизменённое имя ребёнка.
  • В начале сказки нужно познакомить ребёнка с главным героем. А чтобы малышу было легче себя соотнести с ним, нужно добавить описание членов его семьи. На этом же этапе можно затронуть и основную проблему ребёнка. В сюжете сказки вы должны дать альтернативный вариант поведения ребёнка — как можно было бы поступить иначе.
  • Представляя сказку и переживая то, что происходит с главным героем, ребёнок воспринимает себя, как действующее лицо. Соответственно, всё, что пережил персонаж, малыш воспримет на «свой счёт». И будет считать, что он сам поступал также. Тем самым он может получить решение своей проблемы или альтернативный вариант, что можно сделать в том или ином случае.
  • Сказка – волшебная, а значит и герой должен находиться в сказочном воображаемом пространстве. Пусть это будет тридевятое царство, дремучий лес или мир драконов. Если сказка слишком будет похожа на реальность, то терапевтического эффекта добиться будет сложнее.
  • Необходимо придумать героя-помощника или волшебный предмет, который поможет решить все проблемы ребёнка. Это тот же конёк-горбунок, крёстная-фея, волшебный клубочек или ковёр-самолёт. Если вы придумываете помощника, пусть он будет забавным, запоминающимся. Юмор в сказкотерапии только идёт на пользу.
  • В сказке всегда должен быть позитивный конец. Проблема решена, герой вернулся домой, изменил поведение и стал жить счастливо. Конец обязательно должен быть жизнеутверждающим, потому что это обеспечивает ощущение психологической безопасности у ребёнка.
  • Даже если конец сказки не оканчивается словами «жили они долго и счастливо», то всё равно окончание рассказа должно произвести положительный эффект, например, дать надежду на то, что из любой проблемы можно выйти победителем.
  • Мораль желательно добавлять в сказки для детей старше 5 лет. Самое главное не стоит теребить ребёнка после прочтения сказки и спрашивать его всё ли он понял. Нужно дать ему время, чтобы он осознал всё, что произошло в сказке. Через время малыш сам вернётся к разговору о сказке и возможно, попросит прочитать её ещё не один раз.

          При самостоятельном сочинении сказки можно более индивидуально подойти к проблеме, сделать акцент именно на те черты характера главного героя, которые вы хотите привить ребёнку или подкорректировать. В сочинение сказки можно привлечь самого ребёнка. Он может придумывать продолжение истории, размышлять над неожиданными поворотами сюжета или следовать за повествованием взрослых, что развивает мышление и воображение.

         Бывают случаи, когда ребёнок отказывается от чтения сказок и в таком случае на помощь может прийти рисование. Можно попросить ребёнка нарисовать любой сказочный сюжет. После прочтения сказки можно дать ребёнку задание – нарисовать иллюстрацию ко всей сказке или к какому-либо конкретному моменту.

          Можно устроить настоящий театр или использовать при постановке подручные материалы – игрушки, куклы. Здесь нужно начать анализировать участие ребёнка с самого начала – за какого персонажа он захотел играть? Если в ходе постановки ребёнок сам примеряет на себя роль, то важно напомнить ему, что он должен как можно убедительнее передать характер сказочного героя. Ребёнку придётся вжиться в роль, примерить на себя модель поведения, почувствовать положительные и отрицательные эмоции.

          Метод обыгрывания сказки позволяет: улучшить взаимопонимание между родителями и детьми; развить речь и навыки общения, построения диалога; задействовать воображение, фантазию и творческое мышление.

         До момента составления сказок, у ребенка должен быть багаж сказок.

         При выборе сказки нужно отталкиваться от возраста ребёнка и от проблемы, которую заметили.

         Можно добавить в сказки сюжеты из жизни ребенка — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

         Когда ребёнка замучили страхи, читаем сказки о храбрецах, которые преодолели любые сложности («Щелкунчик», «Чиполлино»).

        Для боязливых детей читаем:

«Серое ухо» (для детей 4-7 лет).

Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

«Смелый Гномик» (для детей 5-9 лет).

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

«Сказка про Ежонка» (для детей 5-10 лет).

Рассматривает проблему: Тревожность. Боязливость. Неспособность постоять за себя. Трудности в осознании своих поступков и их контроля.

«Мальчик и светлячок» (для детей 5-11 лет).

Рассматривает проблему: Страх темноты, общая боязливость.

«Сказка про дракона», «Сказка про Страшилок», «Сказка о ненастоящем страхе», «Сказка про мышонка» (сказка для детей, испытывающих страхи)

         Надо понять, что сказки лучше рассказывать, а не читать. Так легче следить за реакциями ребёнка на повороты сюжета. Если дети сами начинают фантазировать, не надо их перебивать. Это прекрасная возможность проследить за его ходом мысли, возможность развить фантазию и воображение.

          Сказкотерапия – удивительно многогранная техника, которая может помочь в решении множества проблем. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

         При прочтении сказок вместе с ребёнком надо помнить, что, в первую очередь, это творческий процесс, развивающий мышление и воображение ребенка-дошкольника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....

«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»

quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...

Стратегия победы над собственными страхами. Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника.

Дети дошкольного возраста являются одной из наиболее чувствительных частей общества, которая наиболее подвержена различным негативным воздействиям. В настоящее время, как отмечается в различных экспер...

Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»

Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»Подготовила: Педагог дополнительного образования Суворова Елена Сер...