Методическая разработка «РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»
методическая разработка

Мишина Людмила Петровна

В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr_pechat.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».    

И.П.Павлов

Многими учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, с использованием игры и творчества. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, мозаика, конструктор, «пазлы», шнуровки очень интересны и полезны для детей. Занимаясь творчеством – дети способны выразить свои чувства и эмоции, но также это деятельность эффективна , для развития ловкости пальцев. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. В своей работе по изобразительной деятельности, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, в соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, придерживаюсь следующих задач:

  1. Дополнять содержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
  2. Развивать и укреплять мелкую моторику.

В своей работе использую разнообразные формы и методы :

  • выставки рисунков и поделок;
  • дидактические игры;
  • подгрупповая и индивидуальная деятельность;
  • театрализация.
  • Все это способствует у детей:
  • укреплению моторики рук;
  • обогащению сенсорного впечатления;
  • обогащению словаря;
  • развитию мыслительной деятельности;
  • развитию аккуратности и усидчивости.
  • Свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в первую очередь, создала все условия для игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:
  • «Парикмахерская » - дети делают куклам прически, маникюр и т.д.
  • «Мастерская» - собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.
  • «Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.

В деятельности использую крупы (горох, рис, манка, фасоль, гречка и т.д.). Например, игра «Покорми свинку» (дети вкладывают семена в крышку бутылки «пятачок»), «Рисование манкой». Также в своей работе применяю игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику в сопровождении со стихами, что позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышает эффективность работы.

Игры, упражнения, развивающие мелкую моторику разными способами:

  • Рисование. Рисование дает возможность для развития творческих способностей дошкольников, помогает в формировании координации движения пальцев рук. ( пальчиками, ладошками).
  • Лепка (пластилин, глина, снег).
  • Поделки из бросового, природного материала.
  • Игры с песком.
  • Выкладывание фигур из палочек (счетные палочки, от мороженого) из разных видов мозайки.
  • Конструкторы.  Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей, например: магнитные конструкторы).
  • Пересыпание. Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использую разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
  • Найди игрушку (перемешать в коробке фасоль и игрушки, от киндеров, дети находят их потом )
  • Наполнение бутылки мелкими предметами.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики, опять же мелкие игрушки от киндеров. Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали.

  • Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу.
  • Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку и делает «дождик», высыпая полоски из коробки.

  • Разворачивание завернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?»
  • Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку , стягивать носки, снимать ботинки.
  • Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
  • Катание карандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по столу ладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

Процесс вкладывания: Вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием; Вставлять кубы в отверстие коробки; Размещать плоские квадратные, треугольные вкладки в гнездах фигурной доски; Вставлять втулки (цилиндры) в отверстия панели;

  • Шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки
  • Бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
  • Деревянный планшет для нанизывания резинок.
  • Шнуровки, шнурки, бусинки разных размеров и цветов.
  • Процесс нанизывания. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее.
  • Массажер «Су-Джок»

Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для каждого ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.

Если ребенок затрудняется в выполнении действия, нужно определить, какие именно действия, движения ему не удаются и соответственно использовать приемы (например: выполнять нужное движение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, думаем о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день. Мы, педагоги подбираем соответствующий дидактический материал, создаем предметную обстановку и организуем деятельность ребенка, обеспечивая максимум активности и инициативности детей. Наша работа заключается в создании условий для освоения ребенком того или иного действия, закрепления умения осуществлять его в видоизмененных обстоятельствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Так, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то ...

Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.

 В статье представлен материал о создании предметной развивающей среды по развитию мелкой моторики удошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость....

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод нак...

Развивающая среда для развития мелкой моторики.

laquo;Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».     И.П.Павлов...

Методическая разработка «РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Многими учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой м...

"Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики у младших дошкольников"

Развитие мелкой моторики кук у младших дошкольников через предметнто-развивающую среду...