Семинар-практикум Мостик понимания между родителями ДОУ
план-конспект занятия

семинар-пратикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов.

Тема: «Мостик понимания между родителями и ДОУ».

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

- познакомить педагогический коллектив с традиционными и нетрадиционными формами общения с родителями.

План:

  1. Консультация для педагогов «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями».
  2. Обсуждение образа идеального педагога. Раздача памятки «Портрет идеального педагога».
  3. Практическое упражнение «Желаю вам…».
  4. Обратная связь.

Ход семинара-практикума.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.                      Содержание работы с родителями реализуется  через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями,  суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным относятся родительские собрания, конференции, «круглые столы».

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы с коллективом  родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей  определённого возраста в условиях  детского сада и семьи. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожелания родителей. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребёнка. К выступлению на собраниях могут подключаться  специалисты детского сада, а так же специалисты среди родителей (педиатр, юрист, библиотекарь и т.д.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.  Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребёнок?», «Как играть с ребёнком?», «Нужно ли наказывать детей?» и т.д.  В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Много информации в ходе одного собрания родителям давать не следует, так как они могут получить её самостоятельно. Целесообразно подготовить краткие памятки. Наряду с разработкой содержания материала следует подобрать методы активизации родителей, которые предполагают возникновение интереса к теме, стимулируют желание родителей активно участвовать  в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания.  К методам активизации относятся:

-  анализ педагогических ситуаций

-  проигрывание проблемных задач

- вопросы

-  приведение примеров

- использование шуток

- юмористических ситуаций.                                                                                                                   Наглядный материал определяется темой собрания. Его можно разнообразить, например, использовать слайд-шоу,  рисунки детей, игрушки,  детские вопросы и высказывания. Начинать собрание нужно  с приветливого обращения, например: «мне очень приятно, что мы можем поговорить о проблемах и достижениях наших детей», использовать выражения «наша группа», «наши дети», «мы с вами постараемся». Это настраивает родителей на сотрудничество.

Конференция.  Её задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчёт, поэтому конференции проводятся к концу учебного года.

«Круглый стол» -  по проблеме интеллектуального  развития дошкольников. В нем обычно принимают участие методист, психолог, воспитатели групп и др. специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Можно определить тему заседания конкретно, например, «Психическое развитие детей в три года» и т.п. При проведении круглых столов целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщение специалистов по теме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов.     

К индивидуальным формам взаимодействия  с родителями относятся беседы и консультации.

Беседа – наиболее доступная и распространённая  форма установления связи педагога с родителями. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность – активное участие воспитателя и родителей. Беседа может возникнуть стихийно  по инициативе родителей или педагогов. В результате беседы родители должны получить  новые знания по вопросам воспитания и обучения дошкольников. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты положительно характеризующие ребёнка. Рекомендуется детально продумывать её начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую к «разговору по душам».  Можно начать беседу с положительной характеристики ребёнка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения.

Консультация.    Тематические консультации организуются  с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям в воспитании детей. Консультации могут проводиться и воспитателями, и специалистами. Главное назначение консультации – родители убеждаются  в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет, так же существуют  «заочные» консультации. Это может быть ящик или конверт для вопросов родителей. Родители могут задавать разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы.  Они знакомят родителей  с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения  о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся:

- фотографии

- выставки детских работ

- стенды

- ширмы

- папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной  подобных форм является то, что  участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей,  их подготовке к школе, и т.д.                                                      Так же к нетрадиционным формам общения родителей и детского сада относятся:

-  информационно-аналитические (анкетирование, выявление запросов, «почтовый ящик»)

-    досуговые (совместные досуги и праздники, конкурсы)

-  познавательные  (устный педагогический журнал, педагогическая гостиная, школа заботливых родителей)

-  наглядно-информационные (открытые занятия, просмотр видеороликов, слайд-шоу, газета для родителей, библиотека для родителей, информационные проспекты).

С вопросами, касающимися взаимодействия с родителями, сталкиваются многие педагоги ДОУ. Чаще они связанны с тем, что родители не хотят признавать наличие той или иной проблемы в развитии своего ребенка и, соответственно, следовать рекомендациям специалистов. На убеждения и доказательства правоты порой уходит много времени, результат – усугубление проблемы, появление побочных эффектов. Однако было бы неправильным винить только родителей. Порой причиной является неумение педагога выстроить с ними взаимодействие, наладить конструктивный диалог. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современные подходы в работе с семьей. Главная задача – обучать родителей  самостоятельному решению жизненных задач. И это требует  от педагога определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Что бы выстроить его, важно обладать коммуникативными качествами, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Обсуждение образа идеального педагога. Раздача памятки «Портрет идеального педагога».

«Портрет идеального педагога»

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника.
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • Проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение – подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Таким образом портрет идеального  педагога состоит из трех компонентов:

  1. Личностного (личные качества и установки).
  2. Содержательного (включающие знания).
  3. Деятельностного (определяющие профессиональные умения и навыки).

Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного – речь может помогать продуктивному общению, а может и наоборот препятствовать. Чтобы речь способствовала положительному общению нужно прежде всего выбрать тональность, соответствующую тактике общения.

Упражнение «Желаю вам…»

Инструкция: упражнение проводится в круге. Задача сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы.

По окончанию делается вывод, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей, свидетельствует о его компетентности.

Обратная связь.

Используя рисунок мишени оцените по десяти бальной шкале такие показатели:

- деятельность ведущего.

- содержание семинара-практикума

- психологический климат в группе.

Оцените семинар-практикум по 10-бальной шкале:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель статьи: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Семинар-практикум «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном...

Семинар для родителей «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом....

Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"

Семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения – взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и специалистами ДОУ через реализацию модели взаимодействия «...

Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"

Цель: повысить мотивацию участников к работе, повысить уровень профессионального мастерства родителей и специалистов ДОУ,  в вопросах взаимодействия друг с другом.Задачи:Создать условия для самор...