Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников.
статья

Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников».

 Мы вошли в третье тысячелетие, которое граничит с глобальной экологической катастрофой. И чтобы избежать экологическую катастрофу мы должны изменить свое отношение к природе, обрести разум, быть в единстве с окружающим миром, обернуться лицом к самим себе, обрести «духовность».

 «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна  стоять забота  об  укреплении здоровья ребенка» В.А. Сухомлинский.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Вопросы сохранения и укрепления здоровья человека были актуальны во все времена. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Так как понятие «духовности» не дается ни в одной образовательной программе дошкольного образования, но само содержание, целевые ориентиры программ раскрывает понятие «духовности» как систему моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.

В педагогическом словаре «духовность» трактуется как:

  1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непереходящие человеческие ценности;

2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов;

3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

  Самым благоприятным периодом формирования духовного здоровья является дошкольный возраст.

          Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
          Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Нельзя не согласиться с Амосовым Н.М.,  который утверждает, что «…сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, саморегулирующая среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей». Окружающая среда помогает знакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней, а затем через это чувство и трудолюбие, формировать стремление сохранять свое  здоровье.

На каждой возрастной ступени идет формирование духовной сферы путем ознакомления детей с природой. В младшем дошкольном возрасте ознакомление происходит через игры с песком и водой, посредствам наблюдений за природными явлениями и объектами.

В среднем  и старшем дошкольном возрасте идет формирование и осознание каждым ребенком своего «Я», также в этом возрасте дети становятся  более самостоятельными. На этой возрастной ступени          осуществляется  потребность в познавательном общении ребенка со взрослым, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию природных объектов и явлений.

Для укрепления психологического здоровья, а так же для  формирования у детей познавательного интереса  в нашем ДОУ  функционирует зимний сад, где проводится экспериментально-опытническая  и трудовая деятельность детей,  познавательные  развлечения, оздоровительные  мероприятия.  Красота и многообразие природных объектов, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на  эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Это создает благоприятные условия для развития интереса к окружающему.

Природа - это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит.  Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка,  как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.

Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма,  формированию у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь.

Но чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений. Для этого надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку. Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Отношение родителей к этому играет огромное значение:  их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами совершенствует воспитательно-образовательный процесс.

В свое время в нашем городе, республике, стране активно стало развиваться сотрудничество православной церкви и школы. И сегодня мы уже бесспорно понимаем, что границы сотрудничества необходимо расширять и активно переходить на уровень дошкольного воспитания и образования, т.к. истоки начинаются в раннем детстве.

Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа – настоящий храм красоты, это лечебница и могучий источник знаний о мире и человеке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Значение факторов окружающей живой природы

в укреплении духовного здоровья дошкольников.

Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников».

 Мы вошли в третье тысячелетие, которое граничит с глобальной экологической катастрофой. И чтобы избежать экологическую катастрофу мы должны изменить свое отношение к природе, обрести разум, быть в единстве с окружающим миром, обернуться лицом к самим себе, обрести «духовность».

 «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна  стоять забота  об  укреплении здоровья ребенка» В.А. Сухомлинский.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Вопросы сохранения и укрепления здоровья человека были актуальны во все времена. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Так как понятие «духовности» не дается ни в одной образовательной программе дошкольного образования, но само содержание, целевые ориентиры программ раскрывает понятие «духовности» как систему моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.

В педагогическом словаре «духовность» трактуется как:

  1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непереходящие человеческие ценности;

2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов;

3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

  Самым благоприятным периодом формирования духовного здоровья является дошкольный возраст.

          Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
         Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Нельзя не согласиться с Амосовым Н.М.,  который утверждает, что «…сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, саморегулирующая среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей». Окружающая среда помогает знакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней, а затем через это чувство и трудолюбие, формировать стремление сохранять свое  здоровье.

На каждой возрастной ступени идет формирование духовной сферы путем ознакомления детей с природой. В младшем дошкольном возрасте ознакомление происходит через игры с песком и водой, посредствам наблюдений за природными явлениями и объектами.

В среднем  и старшем дошкольном возрасте идет формирование и осознание каждым ребенком своего «Я», также в этом возрасте дети становятся  более самостоятельными. На этой возрастной ступени          осуществляется  потребность в познавательном общении ребенка со взрослым, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию природных объектов и явлений.

Для укрепления психологического здоровья, а так же для  формирования у детей познавательного интереса  в нашем ДОУ  функционирует зимний сад, где проводится экспериментально-опытническая  и трудовая деятельность детей,  познавательные  развлечения, оздоровительные  мероприятия.  Красота и многообразие природных объектов, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на  эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Это создает благоприятные условия для развития интереса к окружающему.

Природа - это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит.  Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка,  как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.

Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма,  формированию у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь.

Но чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений. Для этого надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку. Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Отношение родителей к этому играет огромное значение:  их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами совершенствует воспитательно-образовательный процесс.

В свое время в нашем городе, республике, стране активно стало развиваться сотрудничество православной церкви и школы. И сегодня мы уже бесспорно понимаем, что границы сотрудничества необходимо расширять и активно переходить на уровень дошкольного воспитания и образования, т.к. истоки начинаются в раннем детстве.

Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа – настоящий храм красоты, это лечебница и могучий источник знаний о мире и человеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

Уголок природы как средство укрепления духовного здоровья дошкольников.

Воспитание любви к природе с помощью уголка природы в дестком саду...

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...

Презентация "Психологизация педагогического процесса - как важный фактор сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

Данная презентация была предложена педагогам в рамках семинара-практикума, организованного педагогом-психологом, на тему "Психологизация ПП как важный фактор сохранения физического и психического здор...

Значение театральной деятельности в сохранении и укреплении психофизического здоровья дошкольников

Статья из сборника "Психология детства, психическое здоровье детей и подростков". Сборник создан по материалам всероссийской педагогической конференции, 2017 г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...