Статья на тему: «Готовность ребенка к школьному обучению»
статья

Шлыкова Татьяна Сергеевна

Статья на тему: «Готовность ребенка к школьному обучению»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Готовность ребенка к школьному обучению»

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии и педагогики как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.

Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор  ( физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная), хотя уровень их развития может быть разными.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребёнок должен

знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении

в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребёнка к школе означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.

Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностно - социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе предполагает,  что к первому классу ребенок обладает   определенным запасом знаний. Он умеет  ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребёнок  стремиться к получению новых знаний, то есть он  любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностно - социальная готовность

Подразумевает, что ребёнок  коммуникабелен , то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально- волевая готовность ребёнка к школе. Это понимание ребёнком, почему он идёт в школу. Важность обучения, наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Интеллектуальная (познавательная) готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своём листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребёнок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки:  « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги : «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ  текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например,  «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

•Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги, вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисовано на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например: кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки. Речевая готовность ребёнка к школе предполагает сформирование  звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелётных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Ознакомление родителей с психологической готовностью ребенка к школе....

Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе на тему: «Готовность ребенка к школьному обучению»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Статья "Готовность ребенка к школьному обучению"

                    Что такое школьная готовность и что значит - подготовить ребенка к новому этапу его жизни - к школе?      ...

Статья "Готовность ребенка к школьному обучению"

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы готовности ребенка к обучению.Выделены основные компоненты готовности. Даны рекомендации для воспитателей и родителей по развитию мышления, произвольного ...

Выступление на родительском собрании. Тема: Готовность ребенка к школьному обучению"

В моем выступлении поднимается проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, речевое развитие, познавательное развитие.П...