Тема: «РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал

Севастьянова Дина Ильинична

Папка по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz._tsvetoterapiya.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

«Выборгский комплексный центр социальной помощи населению»

Папка по самообразованию

Севастьяновой Д. И.

(воспитатель отделения социального обслуживания детей-инвалидов)

Тема:

«РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

г. Выборг

2020 г.

Общие сведения о педагоге

ФИО: Севастьянова Дина Ильинична

Дата рождения: 21. 12. 1965

Образование: высшее педагогическое (Киевский государственный педагогический институт им. А.М. Горького 1991 г.)

Должность в учреждении: воспитатель отделения предоставления социальных услуг детям – инвалидам в стационарной, полустационарной форме и на дому

Квалификационная категория: первая (приказ № 4285-р от 27.12.2016 г.)

Стаж работы в данном учреждении: 14 лет

Курсы повышения квалификации:

1. «Дошкольное обучение и воспитание в условиях модернизации образования». Ленинградский государственный университет

 им. А.С. Пушкина 25.10.2010г.

2. «Развитие творческих начал личности в художественной деятельности».

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 18.05.2011г.

«Дошкольная педагогика и психология».

3. Диплом Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена об освоении дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Дошкольная педагогика и психология» № 14 018779, регистрационный номер: 26-378 от 15.02.2016 г. (период обучения: 01. 04. 2015 – 20.02.2016; 250 часов)

4. Удостоверение ГБПОУ «Выборгский медицинский колледж» о повышении квалификации по программе профессиональной подготовки

«Оказание первой помощи пострадавшим» № 2699 (период обучения: июнь 2018 г., 16 часов)

5. Диплом автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «учитель – дефектолог, олигофренопедагог в объёме 300 часов №1027 00000483, регистрационный номер: 32-081 от 16.12.2019г.

Информация о награждениях:

1.Почётная грамота от администрации МБУ Центр «Выборг» от 08.06. 2011 г.

2.Благодарность от администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области председателя комитета социальной защиты населения 2013 г. за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, эффективную работу в сфере социальной защиты населения и в связи с празднованием Дня социального работника.

3.Почётная грамота от администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области комитета социальной защиты населения 2017 г. за добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с празднованием Дня социального работника

4. Благодарность от администрации ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» 2020 г. за высокий профессионализм, способность трудиться с полной отдачей, выдержку и терпение, ответственное отношение к своей трудовой деятельности.

Содержание:

1. Общие сведения о педагоге – 2 стр.

2. Информация о награждениях – 3 стр.

3. Содержание – 4 стр.

4. Общие сведения по теме самообразования – 5 стр.

5. Актуальность выбранной темы – 6 стр.

6.Предполагаемый результат – 7 стр.

7. Индивидуальный план работы педагога над темой самообразования– 8 стр.

8. Изученная литература – 10 стр.

9. Приложение – 11 стр.

Общие сведения по теме самообразования

Индивидуальная тема самообразования: «Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей – инвалидов в различных видах деятельности»

Работа над темой начата: сентябрь 2020 г.

Предполагается закончить работу: май 2021 г.

Цель самообразования:

создать условия для развития цветовосприятия и цветоощущения у детей – инвалидов, используя различные виды деятельности

Задачи самообразования:

  1. Изучить современные и классические педагогические технологии, касающиеся выбранной темы самообразования.
  2. Подобрать и систематизировать материал по развитию цветоощушения и и цветовосприятия у детей - инвалидов посредством творческой деятельности.
  3. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.
  4. Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать.
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
  6. Совершенствовать предметно – пространственную развивающую среду группы
  7. Применять современные эффективные педагогические технологии в личной практике
  8. Повысить компетентность педагогов и родителей в значимости цветовосприятия и цветоощущения для развития детей – инвалидов в различных видах деятельности

Актуальность темы:

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться с учётом возрастных возможностей и особенностей детей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).

Дети любят яркие цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные блёклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребёнка на различные оттенки цвета.

Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Цветовосприятие – одна из важных составляющих сенсорного воспитания детей.

В процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение имеет качество изобразительных материалов, отбор цветов и оттенков для работы с детьми. Необходимо использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. При формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные отношения к тому или иному цвету. Поэтому необходимо предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.

Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, игр и т. д.

Работа по развитию восприятия цвета должна проводиться в процессе специальных мероприятий: НОД, наблюдений в природе, в повседневной жизни, в разнообразных играх. В целях развития цветовосприятия и цветоощущения у детей – инвалидов используют дидактические игры.

Характерно, что в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребёнку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и цветами – определениями.

Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.

Цветоощущение играет важную роль в жизни ребёнка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать многообразие цветов в природе и искусстве.

Значение цветового восприятия в жизни ребёнка очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Предполагаемый результат:

  1. В результате предложенных занятий по развитию цветовосприятия у детей разовьется творческая активность, необходимость в общении.

  1. У детей формируется сенсорный опыт. Обследуя предметы, дети называют их признаки и цвета.

  1. Произойдёт улучшение памяти, внимания, воображения, разовьётся усидчивость, терпение.
  2. В процессе деятельности, направленной на развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей снизится уровень тревожности, будут формироваться навыки сотрудничества со взрослыми и другими детьми.
  3. Усилится интерес к разнообразным видам деятельности.

  1. Родители становятся единомышленниками с педагогами.

Индивидуальный план работы педагога над темой самообразования

1 этап – подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки

1

Определение темы работы, обоснование её актуальности, необходимости рассмотрения

август

2

Постановка цели и задач работы

август

3

Определение ожидаемого результата

август

2 этап – аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки

1

2

3

Изучение научно-методической, психолого- педагогической литературы, опыта работы коллег, анализ предыдущего собственного опыта и т.п.

Обзор материала в интернет - ресурсах по исследуемой теме.

Составление перспективного плана работы – взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме самообразования

сентябрь

сентябрь

сентябрь

3 этап – организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки

1

Теоретическая часть:

а) накопление, обобщение и систематизация полученных знаний из разных источников

б) ознакомление с новыми требованиями оформления теоретической части работы

октябрь - апрель

2

Практическая часть:

а) совместная деятельность с детьми:

- Составление картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие, в частности на формирование чувства цвета.

Дидактические игры по развитию цветовосприятия и цветоощущения

- Занятие «Во саду ли, в огороде» направлено на формирование цветовых представлений с использованием презентации по теме «Фрукты, овощи»;

- Занятие «Цветовой мир зверей» направлено на формирование цветовых представлений с использованием презентации по теме «Животные»;

- Занятие «Цветовой мир птиц» направлен на формирование цветовых представлений с использованием презентации по теме «Птицы»;

- Занятие «Цветовой мир насекомых» направлен на формирование цветовых представлений с использованием презентации по теме «Насекомые»;

- Упражнения, направленные на коррекцию поведения детей с использованием метода цветотерапии

Коррекционные (дидактические) игры (по Л. Григорьевой): «Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета), «Построй ряд» (по эталону цвета), «Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета-оппоненты), «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета);

б) совместная деятельность с педагогами и родителями:

- проведение консультации для родителей «Знакомство детей с цветом»

- разработка методического материала и проведение мастер-класса для педагогов по теме «Играя, изучаем цвета»(картотека дидактических игр);

- Выступление на методическом часе: «Цветотерапия как средство развития сенсорного восприятия у детей - инвалидов»

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

март

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

4 этап – завершающий (внедрение)

Содержание работы

Сроки

1

Оформление опыта работы:

а) систематизация теоретической части;

б) систематизация практического материала;

в) подборка материалов и составление главы «Приложение» (планы, конспекты, результаты продуктивной деятельности, фотоматериалы)

апрель - май

5 этап – презентационный (распространение)

Содержание работы

Сроки

1

Отчёт о проделанной работе:

а) подготовка материалов к презентации и оформление её на электронном носителе

б) выступление на педсовете с показом презентации

май

Изученная литература:

1. Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009
2. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006
3. Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006
4. Вайолет Окландер . «Окна в мир ребенка»
5. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.

6. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.

7. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»

8. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.

9. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.

10. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.

11. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....

Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....

Выступление на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности"

Повышение речевой активности и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....