Долгосрочный педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
проект (младшая группа)

Бондаренко Наталья Анатольевна

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_duhovno_nravstvennyy.docx132.47 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка


«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет  такой: бессильны  родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».

(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей».Екатеринбург. 1901 г.)

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. 

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. 
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. 

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.

Актуальность проекта.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Обратиться к душе ребёнка, должны мы, педагоги. Воспитание его души – для будущего взрослого человека – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно и позже приобрести.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима  для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

В православии лежат корни духовно-нравственного воспитания. Родом из Нового Завета все наши нравственные ценности – любовь к родителям, ближним и Родине. Религия проповедует уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность. Призывает к умению прощать, терпеть, уступать.

Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.

Забыты и давно не употребляются в разговорной  речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, которыми богат русский язык.

Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро

нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности. Это доказывает особую значимость и актуальность проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. 

Условия возникновения и становления проекта.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.

Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры. Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного сознания. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом.

Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном творчестве.

Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (Рождество, Святки, День Петра и Февронии, Масленица, Пасха). Они читают стихи, заучивают колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках используем  в своей речи, как пословицы, так и потешки. Наблюдаем за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.

Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, промыслы.

Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.

В наше время главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности должны занять народные традиции. Благодаря им, дети усваивают весь комплекс духовных ценностей – обычаи русского народа, нравы.

Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры – это труд, радость, приносящая бесценные плоды.

Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности, сотрудничество с конно-спортивной школой «Серпантин» (конетерапия), возможность использования работы в практике других регионов.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей. Мы рассчитываем, что все противоречия должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта.

Теоретическая интерпретация.

Теоретическими основаниями проекта являются следующие положения:

1. Теория развития способностей в детском возрасте, разработанная Л.Я. Венгером. Творческие способности проявляются в апробировании нового материала, в совместном со взрослыми и детьми, процессе освоения новых способов действия, но самое главное в формировании замыслов и их реализации.

2.Теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Согласно их теории развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего игра, изобразительная, литературно-художественная деятельность. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности.

Нормативно-правовые документы:

ФГОС ДО

Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N273-ФЗ)

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).

Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей».

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение  следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

ФГОС ДО  представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДОраскрывается содержание программы.  Оно  должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.

Проект групповой, годовой, информационно - познавательно - музыкально - ориентированный
Целевая группа: дети

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

Воспитатель, музыкальный руководитель:

- анкетирование родителей, беседы с детьми, экскурсии, игры, участие в духовно- нравственных мероприятиях

- фронтальные, подгрупповые занятия;

- индивидуальная работа.

 Роль родителей в реализации проекта:

- Беседы со своим ребенком по основам  духовности  народа и традиций,  уклада жизни, а также об особенностях  подготовки и проведения праздничных дней. Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.

- участие родителей в православных праздниках;

- участие в тематических выставках.

Цель проекта:  Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям православной культуры; возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания; знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

Задачи:

Развивающие: 

  • развивать интерес к изучению истории своей страны, своего края, нравственно-патриотические чувства; 
  •  развивать эмоционально-волевую  сферу: культуру, духовный  отклик;
  • развивать исследовательские, коммуникативные, творческие навыки, музыкальные способности;
  • развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.
  • развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

Образовательные: 

  • дать представления о святых, о том, как народ чтит их: в честь них воздвигают храмы, пишут иконы; 
  • уточнить и расширить представления детей о семейных ценностях, на основе ознакомления с песнями, потешками, закличками, прибаутками времен их предков; 
  • познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре.
  • формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его;
  • способствовать повышению значения семейных ценностей;
  • формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа;
  • познакомить с основами  духовности  народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
  • познакомить с простейшими православными понятиями, связанными с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности  в жизни культуре россиян;
  • формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь;
  • Расширение представлений о родном городе,  достопримечательностях.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к Отчизне, к родному краю: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа;
  • воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;
  • учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим;
  • воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к верующим людям; 
  • организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников духовных и нравственных чувств. 
  • повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

Образовательная область: В данном проекте широко раскрыты следующие области:

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).

Речевое развитие (приобщение к словесному искусству, в том числе развитие эстетического вкуса, развитие всех компонентов устной речи детей).

Социально-коммуникативное (развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми)

Физическое развитие (накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у ребенка потребности в двигательной активности).

Художественно-эстетическое развитие (приучать детей слушать небольшие произведения и песенки, эмоционально на них откликаться).

Основные принципы проекта.

Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность воспитания: отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним). 

Принцип природосообразности: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. 

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Принцип культуросообразности: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов. 
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает: воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям); бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам; национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).

Учет требований типовых программ.

Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Принципы организации занятий.Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. 

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

- эстетическое развитие детей;

- сотрудничество семьи и ДОУ;

- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Формы приобщения детей к культурному наследию: 

  • предпраздничные посиделки;
  • посещение краеведческого музея;
  • детская благотворительность (ярмарки);
  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • познавательные беседы;
  • творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам города;
  • посещение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» с родителями.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы; 
  • «Домашние посиделки» для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов; 
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, ИКТ);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; 
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; 
  • экскурсии;
  • посещение на дому;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; 
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное(занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Работа с семьей: 

Формы сотрудничества

Интерактивная

Просветительская

Традиционная

Практикумы

Анкетирование

Привлечение к театрализованной деятельности (роли)

Участие в выставках, фото, творческих конкурсах

Привлечение к изготовлению костюмов

 

Консультирование

Устные сообщения

Статьи в родительском уголке

Тематические встречи

Детская фонотека

 

Родительские собрания

Тематические праздники

Концерты

Участие в спортивных соревнованиях

 


Планируемые результаты.

• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. 

• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

• Субъективное психо-эмоциональное благополучие. 

• Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

• Деятельное отношение к труду. 

• Ответственность за свои дела и поступки.

Родители станут активно:

  • сотрудничать в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
  • воспитывать любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
  • подавать пример в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
  • понимать, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
  2. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Аркатова Н.А., Селиверстова Д.Ф. « Учебно-методические материалы к программе «Радуга» для музыкальных работников детских садов» ч.1, 2. Изд. Смоленск, 1997.
  4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003г.
  5. Гладких Л. П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. –Курск, 2008.
  6. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
  7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;
  8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
  9. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  10. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988.
  11. Латышева Т.П. « Народные обряды». Изд. Смоленск , 1995Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.
  12. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
  13. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. - ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  14. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
  15. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  16. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад № 52 «Малинка»

143900 Московская обл., г.Балашихател.8 (498 )726-58-00

Балашихинское шоссе д .14                                  e-mailmalinka52@list.ru

Долгосрочный педагогический проект

по духовно-нравственному воспитанию

дошкольников

во второй младшей группе «Калинка»

C:\Users\Администратор\Pictures\hello_html_d781e2b.jpg

                                                                  Бондаренко Н.А.

Балашиха,

 2019-2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...

Статья" Роль педагогических проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

Цель : формирование у детей дошкольного возраста духовно- нравственного отношения и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и своей Родины.Одной из наиболее эффективных и...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...