Неделя психологии в ДОУ
проект

Кретова Кристина Сергеевна

В нашем детском саду, в качестве краткосрочного проекта была проведена "неделя психологии в ДОУ" в ходе которой осуществлялись все цели и задачи проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nedelya_psihologii_v_dou.docx51.66 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Детский сад №48 г. Челябинск

ПРОЕКТ

«Неделя психологии в ДОУ»

Автор проекта:

педагог-психолог Кретова К.С

                                                   2021

Цель недели психологии: вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, создание условий для формирования положительной установки, благоприятного психологического и эмоционального благополучия в ДОУ, формирование интереса к психологии.

Задачи недели психологии:

  • создать благоприятный микроклимат в ДОУ и группах;
  •  раскрыть возможности психологической службы ДОУ и новые формы работы с детьми и взрослыми;
  •  формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
  •  повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.

Участники: дети, родители, воспитатели ДОУ.

Предварительная работа:

  • оформление стендов, буклетов, консультаций, психологических газет,
  • разработка конспектов занятий с детьми,
  • работа с воспитателями. Предоставление им всей информации по работе с детьми и родителями.

Мероприятия недели. При проведении необходимо учитывать «двуслойность» проведения мероприятий (фигура и фон). Фигурами являются центральные мероприятия дня: 1 день – Радуга эмоций и настроения, 2 день – День добрых дел, 3 день – День семьи, 4 день – День безопасности, 5 день – Детский сад – это МЫ.  

Фоном являются размещаемые в раздевалках групп психологические газеты («влияние слов и мыслей на человека»; «влияние настроения на здоровье», «влияние цвета на человека» и т.п.), стенды недели («Я благодарю за...», «позитивные слова»), цитаты (о смысле жизни, воспитании, настроении и т.п.).

Структура Недели психологии

День 1: «Радуга эмоций и настроения»

  • Акция для родителей «Сад психологической разгрузки»;
  • Акция для педагогов «Возьми с собой хорошее настроение»;
  • Акция для детей в группах «Цвет настроения»
  • Игровая деятельность «Наши чувства и эмоции» с детьми
  • День 2: «День добрых дел»
  • Акция для родителей «Добрая библиотека»
  • Акция для детей «Добрые приветы»
  • Семинар-практикум для педагогов на тему «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»;
  • Социологический опрос родителей «Что для вас добро в детском саду?».

День 3: «День семьи»

  • Выставка работ «Моя семья»
  • Интервью детей старшей и подготовительной группы «Выходной день в моей семье…»
  • Рисунок детей всех возрастных групп с 3 – ех лет «Моя семья»
  • Психологическая тренинг для педагогов детского сада «Вместе – дружная семья»;

День 4: «День безопасности и психологической помощи»

  • Стенгазеты в группах по возрасту детей на тему «Что делать если?»
  • Проведение тренинга для детей «Я не потеряюсь»
  •  Акция для родителей «Скорая психологическая помощь»

День 5: «Детский сад – это МЫ»

  • Фотовыставка для всех участников проекта «Итоги недели»
  • Анкета для родителей «Ваш отзыв о недели психологии в ДОУ»
  • Для педагогов «Подведение итогов за неделю».

Ход недели:

Первый день недели «Радуга эмоций и настроения» начался с акции для родителей «Сад психологической разгрузки»

 Цель акции: изучение настроение и эмоции  взрослых в детском саду.

Ход: Родителям и педагогам, предлагается оставить свой отзыв на плакате «Сад психологической разгрузки» в фойе детского сада. Затем в конце недели анализируется все написанное и делается вывод на итоговом мероприятии.

Продолжается день акцией для педагогов «Возьми с собой хорошее настроение»

Цель: Поспособствовать хорошему настроению и позитивному настрою на работу коллегам.

Ход: На лестничных пролетах, дверях вешаются отрывные объявления с позитивными строчками, смайликами, добрыми картинками. И  педагоги могут сами выбрать и взять с собой доброе послание.

Для поднятия общего настроения, в предварительной работе с педагогами будет предложено каждой группе выделится цветом. Дети и педагоги в этот день будут иметь в одежде и аксессуарах какой - то один цвет.

 Акция «Цвет настроения»

Цель: Сплочение коллектива. Создание положительного эмоционального фона в детском саду.

Ход: Дети и воспитатели заранее выбирают цвет который им больше всего нравится. В первый день недели приходят в одежде такого цвета. Проводится беседа между педагогом и детьми, с чем ассоциируется у каждого участника этот цвет, какое настроение передает. Можно сделать памятные фотографии.

Так же с детьми проводится игровая деятельность «Наши чувства и эмоции»

Цель: Формировать представление об эмоциях детей. Учить детей различать и понимать свои и чужие эмоции.

Необходимые материалы: письмо для детей, пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний, портреты людей с изображением различных эмоций, музыкальная колонка, музыкальные записи, листы для рисования, цветные карандаши.

Ход:  Приветсвие детей, краткий рассказ о том какие бывают эмоции. Далее дети слушают музыкальную композицию, соответствующее какому либо эмоциональному состоянию , по музыке отгадывают какое это эмоциональное состояние.  Так же детям предлагаются портреты и фотографии людей в разных эмоциях. Дети выбирают любое понравившееся фото и описывают эмоциональное состояние человека с фотографии, показывают его сами.

Беседа. Дети рассказывают ситуации, в которых они испытывают подобные эмоции, например: «Я злюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...», «Когда я боюсь, я... (плачу, прячусь)» и т.п.

С детьми обсуждается, какие эмоции способствуют дружбе, какие мешают.

Рисунок своей эмоции. Дети рисуют  свою эмоцию.

    Второй день недели  «День добрых дел»

В фойе детского сада для родителей будет начата акция для родителей «Добрая библиотека» под лозунгом «Буккросинг: прочитал сам – передай другому!»

Цель: Пропаганда чтения, привлечение внимания родителей, детей  и сотрудников учреждения. Возрождение традиций семейного чтения, к чтению.

В группа будет проведена акция для детей «Добрые приветы»

Цель: Формировать доброе отношение друг к другу, развивать желание делать приятное другим.

Ход: В каждой группе воспитатель вместе с детьми изготовят групповую поделку, плакат, стенгазету, открытку. И подарят ее соседней группе с добрыми пожеланиями. Беседа с детьми о важности дружеского отношения между людьми, какие эмоции испытывают дети когда дарят и получают подарки.

Для педагогов в этот день будет организован семинар-практикум для педагогов на тему «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»

Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.

Задачи:

- Расширение опыта эмоционального общения;

- Создание комфортного психологического климата в группе;

- Создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.

Оборудование: мяч, бумага, карандаши.

Мини-лекция: Влияние эмоций на психические процессы.

Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление:

- ощущения – бывают приятны и неприятны;

- восприятие – для радостного человека, все вокруг приятно, для грустного все вокруг грустно, все раздражает;

- запоминание – улучшает хорошее настроение;

- мотивацию – увеличивают положительные эмоции, а отрицательные ее уменьшают.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями:

- эмоционально-привлекательное – умножает силы человека;

- эмоциональное напряжение – принятые решения не выполняются.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. При воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникших в течении деятельности, творчества.

Разбалансировка чувств, способствует возникновению эмоциональных расстройств.

Мы учим детей держать ложку, карандаш и т. д. Формируем у них знания об окружающем мире, но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета взрослого. Возможно потому, что мы сами не особо сведущи, и нам сложно справиться с собственными эмоциями. Часто мы теряемся, когда можно воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда малыш пытается вести себя легко и непринужденно, мы оглядываемся вокруг, ожидая получить оценку окружающих, говорим: «Не плачь, ты же мужчина! », «Не дерись, ты же девочка».

Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние взрослого, но и не внимание или внимание к его состоянию, а также способы воздействия педагога с детьми. В психологии существует такое понятие, как «заражение», т. е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Часто этот эффект может наблюдаться в детском саду.

        

1. Упражнение «Имя-качество».

Каждый участник называет себя тем именем, которым хочет, чтобы его все называли: настоящее имя, уменьшительно-ласкательное, имя литературного героя и др. необходимо придумать и назвать качество характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени (например, Лариса – ласковая) .

Главная идея этого упражнения – дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

2. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Необходимо представить, что чувствует артист после концерта – стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов. Все становятся в круг, ведущий подходит к одному из участников и изо всех сил хлопает в ладоши. Затем они вместе выбирают следующего и ему хлопают уже вдвоем, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получит аплодисменты всей группы.

3. Упражнение «Отражение в воде».

Работа в парах.

Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой – тот, кто живет в речке. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды ведущего:

- человек скорчил страшную рожицу,

- замахнулся палкой,

- помахал рукой,

- приветливо улыбнулся и др.

Вопросы после выполнения упражнения:        

«Что вы чувствовали, было ли вам приятно и т. д.? ».

4. Упражнение «Похвали себя и других».

Работа в парах.

Каждый должен сказать своему партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать «А кроме этого я… » и продолжить говорить комплементы в свой адрес.

Вопросы после выполнения упражнения:

«Легко ли было себя хвалить? ».

Если мы не научимся находить положительное в себе, ничего положительного мы не увидим и в другом человеке.

5. Упражнение «Солнце».

Каждый участник берет лист бумаги и рисует солнце с лучиками (как в детстве). В кружочке пишет свое имя (любимое, а на каждом лучике свое положительное качество. Забирает это солнышко себе на память: «Когда будет грустно, посмотрите на этот рисунок, улыбнитесь, вспомните о том, какие вы хорошие».

Раздаточный материал

Рекомендации педагогам

Формирование положительного эмоционального климата в детском коллективе:

- воспитателю необходимо проявлять чуткость к эмоциональному состоянию дошкольников;

- обращаться к детям только по имени;

- не наказывать физически;

- уделять достаточно внимания детям с низким социальным статусом в группе;

- порицания не адресовать к личности ребенка, лучше к действиям;

- подчеркивать сходства между разными людьми;

- чаще обсуждать последствия действий ребенка для чувств другого человека;

- предлагать игры детям, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь;

- обращать внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводить их в пример;

- поощрять стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты;

- помогать находить альтернативный выход из конфликтных ситуаций.

Воспитателю на заметку

«Упражнения и игры способствующие развитию детских эмоций»

«Большой - маленький».

Цель: развитие наблюдательности развития движений и речи.

Ребенок по заданию взрослого, изображает детеныша животного, а затем – самого взрослого животного.

«Люблю - не люблю».Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ведущий называет разнообразную пищу: ребенок мимически реагирует, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Игры имитации:

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.

- Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия.

Например: кошка – играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается.

Лиса – прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка. Медвежата – играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга и т. п.

- Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек засыпает и закрывает лепестки и т. п.

- Водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние, например:

* О горе мне, горе…

* Ах, какой счастливый день…

* Бедная я, несчастная…

* Ура! Я еду на море… и др.

«Возьми и передай».

Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет (перышко, бабочку, сосульку, камень, горячую картошку и др.) .

«Вкусные конфеты».

У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она угощает детей, они берут по одной конфете и благодарят девочку, разворачивают фантики и берут конфету в рот. По детским глазам видно, что угощение вкусное.

Ролевая гимнастика.

Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.

Попрыгать как: кузнечик, козлик, кенгуру.

Нахмурится как: осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.

Походить как: младенец, глубокий старик, лев.

Улыбнуться как: кот на солнышке, само солнышко.

Посидеть как: пчелка на цветке, наездник на лошадке.

Упражнение «Отражение в воде».

Работа в парах. Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой – тот, кто живет в речке. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды ведущего:

- человек скорчил страшную рожицу,

- замахнулся палкой,

- помахал рукой,

- приветливо улыбнулся и др.

Вопросы после выполнения упражнения:

«Что вы чувствовали, было ли вам приятно и т. д.? ».

Упражнение «Пуговицы».

Работа в парах. Детям предлагается выбрать по три пуговицы разного размера (большая, средняя, маленькая). Необходимо каждой пуговице присвоить какое-либо качество, которое в большей или в меньшей степени проявляется у ребенка. Предложить помощь при затруднении. Когда дети придумали определения своим пуговицам, им предлагается поменяться ими друг с другом, подарить другу свою «радость», «доброту» и т. д. Можно поиграть в плохие качества, дать пуговицам плохие определения, а затем выбросить свою «злость», «гнев», «страх» и т. д. в мусорное ведро. Вместо пуговиц можно использовать камешки.

Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу, тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо улыбнутся ему.

Упражнение «На кого я похож».

Все сидят в кругу. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное он похож? На какую птицу? На какое дерево? На какой цветок? и т. п. свои варианты может предлагать и сам ребенок.

Игра «Попроси игрушку».

Игра в парах у одного из участников пары в руках игрушка. Инструкция участнику №1: «Ты держишь игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2 «Подбери нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Так же в этот день будет проведен социологический опрос родителей «Что для вас добро в детском саду?»

Цель: Выяснить какие ожидания у родителей от детского сада.

Третий день нашей недели психологии на тему  «День семьи»

В предварительной работе с родителями воспитанников воспитатели предложили поучаствовать им в выставке работ «Моя семья» и все работы будут размещены в фойе детского сада.

Цель: Сплочение семьи за общим делом, формировать желание семьи учувствовать в мероприятиях детского сада, заявить о себе через творчество.

Ход: Родители всей семьей дома изготавливают творческую работу для выставки, в которой будет отображаться их семья. Это может быть рисунок, поделка, стенгазета.

В старшей и подготовительной группе, у детей будет взято интервью «Выходной день в моей семье…» с которым позже в тезисной форме поделимся с родителями.

Цель: выявить лучшие воспоминания детей о времени проведенном вместе с родителями в выходной день, напомнить родителям о важности качественно проведенном времени с ребенком.

Так же дети всех возрастных групп с 3 – ех лет выполнят рисунок «Моя семья» который будет размещен на выставке в группах.

Для педагогов будет проведен психологический тренинг для педагогов детского сада «Вместе – дружная семья»;

 Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Ход:  Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе дружная семья».

 В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

• Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

• Говорю за себя.

• Внимательно слушать друг друга.

• Не перебивать говорящего.

• Уважать мнение друг друга.

• Безоценочность суждений.

• Активность.

• Правило «стоп», остановка обсуждения по сигналу тренера «стоп».

• Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

 Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Сплочённость –это:

• совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

• атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

• активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Предлагаю вам упражнение «Мы с тобой похожи тем что…»

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т. д.)

Обсуждение:

• Какие эмоции испытывали во время упражнения?

• Что нового узнали о других?

• Что интересное узнали?

Следующее упражнение «ДА И НЕТ»

Цели: снятие агрессии, готовность к общению.

- Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто — «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да».Второй сразу же отвечает ему«Нет.Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз,а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Обсуждение:

• Как ты себя сейчас чувствуешь?

• Как тебе удобнее спорить — произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?

• Ты говорил достаточно громко?

Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ»

Цель: релаксация.

- Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

• Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?

• Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Предлагаю еще одно упражнение, релаксация. «Сила Жизни и здоровья»

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой. Почувствуйте спинку стула, поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол. Руки расположите поудобнее. Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться. Расслабиться, снять накопившееся напряжение, Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть. Начните расслабляться с мышц плеч. Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелые, теплые и расслабленные. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые. Представьте как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу. Почувствуйте как тепло опускается из плеч в руки. Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти. Ваши запястья расслабляются. Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые. Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые. Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев. А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным. Вам хорошо и приятно дышится. Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе. Представьте, как тепло из живота опускается в ноги. Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голени. Стопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые. Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены. Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки. Почувствуйте как расслабляется середина спины между лопатками. Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена. Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо. Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза. Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены.

Представьте ясный летний день. Вы находитесь на берегу моря. Ваши стопы ощущают теплый мягкий песок. Ласковые бирюзовые волны шелестят у ваших ног, приглашая за собой.

Вы входите в прозрачную теплую морскую воду и чувствуете, как она ласкает ваше тело. Приятные энергии чистой морской воды проникают в тело своей мягкой ласковой чистотой. Силой Жизни и здоровья энергии воды пропитывают тело, насыщают органы и ткани.

С каждым днем тело становится гармоничнее, здоровее и сильнее.

Процессы самовосстановления и преобразования ускоряются.

Увеличивается Красота… Сила… Здоровье…

А теперь если вы готовы, можете открыть глаза.

 Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

• Что для вас сегодня было важным?

• Какие чувства вы испытывали?

• Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

- Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Четвертый день нашей недели обозначен как «День безопасности и психологической помощи»

Воспитатели в группах создадут стенгазеты в по возрасту детей на тему «Что делать если?» и  разместят в раздевалках.

Педагог – психолог проведает беседу - тренинг для детей «Я не потеряюсь»

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о безопасном поведении на улице и при большом скоплении людей.

Ребята, послушайте историю, которую я вам расскажу.

Один мальчик пошел с мамой в большой магазин. Там было очень много людей и очень интересно. А главное – там было много замечательных игрушек. Мальчик задержался у витрины с игрушками, а мама в это время разговаривала по телефону о чем-то важном, и все шла и шла – она была уверена что мальчик идет за ней (ведь так было всегда, и они всегда договаривались, что от мамы отходить далеко ЗАПРЕЩЕНО). Мама поднялась на второй этаж и только там поняла, что мальчика нет рядом. А в это время мальчик понял, что нет мамы рядом и ему сало так страшно, что он начал громко-громко плакать. На крик сбежались люди, они долго не могли понять, что же случилось. Наконец взрослые поняли, что мальчик потерялся, они объявили по радио, и мама нашлась. И все в этой истории закончилось хорошо.

• Ребята, как вы думаете, почему потерялся мальчик?

• Как нужно вести детям себя в этих случаях?

• А с вами такое случалось?

• А если вы все-таки потерялись, нужно ли отправляться на поиски мамы?

• У кого вы можете попросить помощи, прежде всего?

• Как вы себя назовете, чтобы объявили по радио?

• Нужно ли начинать сразу плакать, когда вы поняли, что остались без мамы?

• Может ли мама уйти без вас из магазина, как вы думаете?

• Почему в толпе нужно всегда держать маму за руку?

• А если нет мамы рядом, и к вам подходит незнакомый дяденька, и предлагает пройти с ним за конфетками, или показать вам несчастного щенка, который хочет кушать. Что вы будете делать?

Ребята, если вы потерялись, как бы вам ни было страшно, не уходите с того места, где вы отстали от мамы. Она обязательно будет вас искать и вернется на то место.

На крайний случай, что вы должны знать? (Правильно, адрес). Поднимите руки, кто из вас знает адрес, телефон мамы.

Но лучше все-таки слушаться маму и не теряться.

Советы родителям:

Большинство детей на вопрос взрослого: - Что ты будешь делать, если вдруг потеряешься?;отвечает с абсолютной уверенностью: «А я не потеряюсь». Это, конечно, хорошо, но все-таки дети должны знать, что им дел в таких случаях. А для того, чтобы дети это знали, с ними необходимо разговаривать на тему правил безопасного поведения на улице, в большом магазине.

Проводите подобные беседы с детьми, не считайте, что с вами и вашим ребенком этого не может произойти никогда. Ребенок должен знать, что ему делать в такой ситуации. Маленькие дети должны четко знать: Если потерялся, стой там, где стоишь.

Объясните ребенку, что ему нельзя ничего брать у незнакомых людей, если его против воли куда-то пытаются вести, сразу, не стесняясь громко кричать и звать на помощь. Проиграйте с ребенком несколько раз ситуацию, чтобы ему проще было отказывать незнакомым людям. Очень важно научить ребенка как вести себя на улице, если подходит посторонний человек.

Ребенок должен четко знать свой адрес, телефон родителей, что нельзя ни под каким предлогом садиться в машину с незнакомцем, идти спасать котенка и. т. п.

Это важно знать для безопасности ваших детей.

Также в этот день будет устроена акция для родителей «Скорая психологическая помощь»

Цель: Выявить кому нужна психологическая помощь и предоставить ее.

Ход: В фойе детского сада будет установлен ящик, листы бумаги, ручки. Родители смогут написать анонимно, указав только группу, на какую тему хотели бы получить консультацию от педагога – психолога.

Для педагогов будут розданы консультации на тему «Психологическая безопасность образовательной среды»

Цель: Формировать психологическую безопасность педагогов и детей в образовательной среде.

"Психологическая безопасность образовательной среды"

Психологическая безопасность- это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

- недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;

- низкая активность детей и педагогов;

- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;

- низкий уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.

Психологически безопасной образовательную среду можно считать, если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:

- позитивное настроение, в котором находится человек;

- высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страх, неудачи и др.

Но психологическая безопасность образовательного процесса- это не только состояние педагога, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Существуют опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания. Ведь очевидно, что ни один работник ДОУ сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.

Каждая семья может назвать хотя бы один случай, когда педагог положительно или негативно повлиял на ребенка: на желание посещать детский сад, на его мотивацию обучения в школе и т. п.

По данным социологических исследований, до 75 % родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должной внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и поразному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного- для другого может иметь разрушительное влияние.

Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду- самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.

Это и так называемый педагогический крик. Крик педагогасвоеобразный способ установить контакт с ребенком.

Почему воспитатель кричит? К сожалению, не только кричит, а использует выражения: «Куда ты прешься?»«Что ты вылупился?»«Задолбали уже».

Потому что воспитатель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Это реакция бессилия. Устрашающий крик вызывает сильное торможение в коре головного мозга, кричать на детей- значит разрушать их психику

Причины крика педагогов на детей:

1. Педагогические. Главная из них – это недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Социально-психологические. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных- проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Австрийский психологпсихиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.

3. Физиологические. Не последнюю роль в педагогическом крике занимает сексуальная неудовлетворенность.

Поскольку наказание запрещено законом, в сложной ситуации многие педагоги просто кричат на детей, проявляя вербальную агрессию, которая и есть эквивалент физического наказания. Социальная незащищенность, психологическая усталость, семейные неурядицы, страх оказаться несостоятельным в глазах коллег- истинные причины педагогического крика.

Необходимо преодолеть такой стиль общения с детьми, ведь он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим сторонам.

Правильно организованный режим труда и отдыха- залог психического здоровья человека.

Пятый заключительный день нашей недели психологии, мы назвали «Детский сад – это МЫ»

В этот день, мы подводим итоги нашего проекта. Для этого оформляем фотовыставку для всех участников проекта «Итоги недели»

Цель: познакомить родителей с мероприятиями внутри сада в которых учувствовали их дети.

Всем взрослым участникам недели, предоставлена возможность написать свои пожелания в «Саду эмоциональной разгрузки» Так же будут розданы анкеты для родителей «Ваш отзыв о недели психологии в ДОУ» где родители смогут более подробно ответить на вопросы о прошедшем проекте.

Цель: Сделать анализ пожеланий родителей для последующих подобных проектов.

С первого дня и на протяжении всей недели в холле, лестничных пролётах, а также в группах родители, воспитатели и дети могли познакомиться с мудрыми мыслями выдающихся людей информационными бюллетенями, яркими красочными психологическими картинками и т.д.

По окончании «Недели психологии» были вручены групповые грамоты участникам выставок, благодарственные письма активным участникам и всем, кто оказывал содействие в проведении мероприятий.

Главный итог можно выразить фразой - «Детский сад - это МЫ». От каждого зависит, каким он станет, какие мысли, чувства, и взаимоотношения здесь будут главенствующими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии

Неделя психологии...

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ...

областная неделя психологии

VII районная Неделя психологии «Галактическое содружество»  3 – 10 октября 2011 г. в МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Теремок»р.п. Краснообска, Новосибирского района Новосибир...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Отчет о Неделе психологии и логопедии "Радужная неделя"

С 20 по 24 января 2020 года в МАДОУ ДС №6 "Василек" прошла Неделя психологии и логопедии. Мы назвали ее "Радужная неделя". Вашему вниманию представляю краткий фотоотчет....

Неделя психологии «Дружим с психологией», (рекомендации)

Будет неправильно полагать, что решение детских конфликтов — это сугубо личное дело ребенка и без вас он лучше разберется. Родители должны помочь осознать маленькому человечку, что быстрей и над...