Картотека традиционных игр для дошкольников среднего и старшего возраста
картотека (средняя, старшая группа)

Парамонова Татьяна Михайловна

Детское развитие - процесс приобщения ребенка к освоению мира, культуры, его самоопределения в нем. Прежде всего , это игра, именно игра - фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте, своеобразная школа ребенка. 

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_attestatsii.docx45.67 КБ
Файл igry_dlya_attestatsii.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Чок, чок, пятачок,

Стал наш Яша дурачок, (мужичок, простачок)

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут».

Один из детей раскручивает ребенка, стоящего в кругу с завязанными глазами. Когда слова закончились, он останавливается и выбирает кого-нибудь из круга вслепую. Ребенок должен назвать по имени того, кто ему попался. Если он угадал, то они меняются местами и игра продолжается вновь.

 «Дрема»

Дети движутся в хороводе под песенку вокруг сидящего в кругу ребенка с завязанными глазами.

«Сидит Дрема, сидит Дрема,

Сидит Дрема сама спит, сама спит (2 раза)

Вставай, Дрема, вставай, Дрема,

Вставай, Дрема, когда хошь, когда хошь,

Бери, Дрема, кого хошь, кого хошь.»

        «Коза».

Игра в кругу для детей от 3 лет. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».

В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие реципрокной координации рук и ног.

         Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга -  «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:

                Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

                Искать  себе принцессу, принцессу, принцессу.

                Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

                И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

                Давай ,коза, попляшем, попляшем, попляшем

                И хвостиком помашем, помашем, помашем,

                И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

                И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает  кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем  поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, кружатся на месте, подняв ручки, двигают воображаемым хвостиком, затем хлопают в ладоши и  в заключении  топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в  центр круга, и игра продолжается  до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.

В конце игры все поют:

Головкой покачаем, качаем, качаем

И песенку кончаем, кончаем, кончаем.

                      «Тишина»

Цели: обучение детей умению двигаться в соответствии со словами; воспитание дисциплинированности.

Содержание:играющие идут по кругу со словами:

«Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши

Засыпайте малыши».

По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.

                  «Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Содержание: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель,и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка.

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

               «Флажок»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Слова: Дети встали в кружок

Увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

Выйди, Саша в кружок,

Возьми, Саша, флажок

Движения: Дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

                           «Пузырь»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Содержание: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш.

Слова: Раздувайся пузырь

Раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел

                  «Мы матрешки»

Цель: учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Содержание: Дети становятся в круг.Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые платочки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

                  «Дети и петух»

Цель: обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.

Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха,идут по кругу со словами:

«Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Что так рано встаешь?

Детям спать не даешь?»

После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух» кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

                               «Шарик»

Содержание: Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой!

                   «Угадай, чей голосок»

Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами.Дети идут по кругу со словами:

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как,скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

 «Заинька»

Содержание:

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

                         «Ровным кругом»

Содержание: Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу,говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе,

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель или ребёнок, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.

                   «Большая карусель»

Цель: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Содержание: Воспитатель знакомит детей с правилами игры,предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель.Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

                «Зайка»

Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

Слова: Зайка, зайка, что с тобой

Ты совсем сидишь больной.

Встань попрыгай, по пляши.

Твои ножки хороши.

Содержание: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.



Предварительный просмотр:

                                       Игры в кугу

                 «Яша»

Чок, чок, пятачок,

Стал наш Яша дурачок, (мужичок, простачок)

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут».

Один из детей раскручивает ребенка, стоящего в кругу с завязанными глазами. Когда слова закончились, он останавливается и выбирает кого-нибудь из круга вслепую. Ребенок должен назвать по имени того, кто ему попался. Если он угадал, то они меняются местами и игра продолжается вновь.

 «Дрема»

Дети движутся в хороводе под песенку вокруг сидящего в кругу ребенка с завязанными глазами.

«Сидит Дрема, сидит Дрема,

Сидит Дрема сама спит, сама спит (2 раза)

Вставай, Дрема, вставай, Дрема,

Вставай, Дрема, когда хошь, когда хошь,

Бери, Дрема, кого хошь, кого хошь.»

        «Коза».

Игра в кругу для детей от 3 лет. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».

В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие реципрокной координации рук и ног.

         Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга -  «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:

                Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

                Искать  себе принцессу, принцессу, принцессу.

                Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

                И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

                Давай ,коза, попляшем, попляшем, попляшем

                И хвостиком помашем, помашем, помашем,

                И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

                И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает  кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем  поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, кружатся на месте, подняв ручки, двигают воображаемым хвостиком, затем хлопают в ладоши и  в заключении  топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в  центр круга, и игра продолжается  до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.

В конце игры все поют:

Головкой покачаем, качаем, качаем

И песенку кончаем, кончаем, кончаем.

                      «Тишина»

Цели: обучение детей умению двигаться в соответствии со словами; воспитание дисциплинированности.

Содержание:играющие идут по кругу со словами:

«Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши

Засыпайте малыши».

По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.

                  «Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Содержание: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель,и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка.

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

               «Флажок»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Слова: Дети встали в кружок

Увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

Выйди, Саша в кружок,

Возьми, Саша, флажок

Движения: Дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

                           «Пузырь»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Содержание: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш.

Слова: Раздувайся пузырь

Раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел

                  «Мы матрешки»

Цель: учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Содержание: Дети становятся в круг.Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые платочки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

                  «Дети и петух»

Цель: обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.

Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха,идут по кругу со словами:

«Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Что так рано встаешь?

Детям спать не даешь?»

После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух» кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

                               «Шарик»

Содержание: Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой!

                   «Угадай, чей голосок»

Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами.Дети идут по кругу со словами:

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как,скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

 «Заинька»

Содержание:

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

                         «Ровным кругом»

Содержание: Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу,говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе,

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель или ребёнок, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.

                   «Большая карусель»

Цель: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Содержание: Воспитатель знакомит детей с правилами игры,предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель.Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

                «Зайка»

Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

Слова: Зайка, зайка, что с тобой

Ты совсем сидишь больной.

Встань попрыгай, по пляши.

Твои ножки хороши.

Содержание: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей среднего и старшего возраста в ДОУ

Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности активности, сознательности. Для каждой во...

Картотека подвижных игр для детей среднего и старшего возраста

Картотека подвижных игр для детей средней и старшей группы...

Картотека дыхательной гимнастики для детей среднего и старшего возраста

Данная картотека будет полезна воспитателям средней и старшей групп...

Картотека спортивных игр для детей среднего и старшего возраста - "Зов джунглей".

Картотека спортивных игр для детей среднего и старшего возраста - "Зов джунглей"....

картотека подвижных игр для детей среднего и старшего возраста

картотека подвижных игр для детей среднего и старшего возраста...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников среднего и старшего возраста дома и в саду

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.Необходимо соблюдать некоторые пр...