Мастер – класс «Логико – математические игры в образовательной деятельности»
материал (старшая группа)

Куандыкова Гульмира Ислямбековна

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:                                                               

  • познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста. Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

 

  • развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию;

 

  • создать творческую атмосферу и вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_logiko-mat_igry_v_obr-noy_deyat-ti.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Логико – математические игры

в образовательной деятельности»

Автор: воспитатель МА ДОУ детский сад №73 г. Тюмени Куандыкова Гульмира Ислямбековна

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста. Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

  • развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию;

  • создать творческую атмосферу и вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материалы: мультимедийное оборудование, счетные палочки, головоломка, «Танграм», «Колумбово яйцо», маркер для доски, столы и стулья.

 

Ход мероприятия:

     Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

      Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

       В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

      В связи с этим работу с детьми стала строить в увлекательной для дошкольников игровой форме;

  • особое внимание уделяю введению детей в мир логики, моделирования; умению пользоваться символикой, знаками, схемами; выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;
  •  знакомлю с математическим содержанием, закрепляю его через самостоятельную поисковую и практическую деятельность;
  • развивающие задачи решаю с учётом индивидуальных возможностей развития ребёнка;
  •  дети, независимо от возраста, включаются в решение творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, смоделировать, сгруппировать, установить соответствие.

      Такой подход даёт возможность творчески отбирать материал в соответствии с материальным оснащением педагогического процесса, количеством детей в группе, уровнем их подготовленности.

       Предлагаю вам логико-математические игры и головоломки, которые влияют не только развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, но и формируют познавательную активность дошкольников.

         «Игры с палочками на         

пространственное преобразование»:

      Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить, В доме том не смогут жить, Он уже не дом, а флаг.

Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать - Надо палочку убрать,

И переложить другую. Так лопатку получу я!

А у вас она готова? Передвинем палку снова,

А внизу одну возьмем, И в коробку уберем.

Вышел стульчик! Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте.

Сосчитали? Их четыре! Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить – Будет стул столом служить!

Если вам не надоело, Продолжаем наше дело:

 Сделаем дорожный знак, Или треугольный флаг.

Снова 2 переложили, И стрелу мы получили!

Только вот стрела сломалась - Палочка одна осталась. Мы ее на стол положим – Треугольник сделать сможем

«Задачи – смекалки»:

На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её?

«Задачки-шутки»:

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

  1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
  2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
  3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
  4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
  5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
  7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
  8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

«Головоломки»

(игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур)

       Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

        Детям старшего дошкольного возраста могу предложить игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных математических наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры.

        Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

       - Уважаемые педагоги, сегодня я Вам предлагаю немного поиграть. Прошу выйти 6 человек, желающих поучаствовать. Теперь нам необходимо разделиться на 2 команды по 3 человека. Перед вами несколько математических наборов. Ваша задача, создать из элементов набора персонажей сказки. Затем нужно будет рассказать ее нам. Желаю Вам удачи! Можете дополнять сказку элементами пейзажа или еще какими-то фигурами. Здесь можете дать волю своему воображению.

     Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление.

     

«Дидактические игры с крышками»:

  • Расставь кружки так, чтобы белый был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым.
  • Расставь кружки так, чтобы красный был между синим и зеленым, а зеленый был рядом с желтым.
  • Расставь кружки так, чтобы большой кружок стоял между красным и коричневым, жёлтый слева т красного, но справа от зелёного

Игра «Зеркало»

«Представь, что перед тобой зеркало, кружки необходимо расставить так, чтобы они отражались в зеркале»

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

     Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

Мастер класс «Универсальная математическая игра «Ах эти веселые осьминожки»

Игра - одно из замечательных явлений жизни,  деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Наш мастер-класс расскажет о математической игре "Веселые осьминожки"...

Мастер-класс логико-математические игры

laquo;Логико-математические игры и упражненияв развитии интеллектуальных способностей дошкольников»       «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требу...

Мастер-класс. Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников

Мастер – класс «Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников»Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе актив...

Мастер-класс«Логико-математические игры и головоломки с детьми старшего возраста»

Логико- математические задания от простого к сложному со счетыми палочками....

Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в ...

Мастер-класс «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс«Логико-математические игры,как средство развития логическогомышления у дошкольников»...