Методическая разработка "Трудновоспитуемые дети в семье: причины и возможности преодоления "
методическая разработка (подготовительная группа)

Титова Анастасия Юрьевна

Семья и дошкольное учреждение - два важных института в социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.

Детство –это подготовка ко взрослой жизни. Гармоничное развитие личности ребенка невозможно без родительского наставления, при взаимодействии с ребёнком в процессе воспитания происходит усвоение норм поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya0_variant.docx94.65 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

А.С. ПУШКИНА

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление (44.03.02) – Психолого-педагогическое образование

Профиль: «Психология и социальная педагогика»

Тема: Трудновоспитуемые дети в семье: причины и возможности преодоления

Выполнила:

Кулаковская Анастасия Юрьевна

2 курс/группа:7831

форма обучения: (заочная)

Научный руководитель:

Ситникова Оксана Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Работа допущена к защите_________

(подпись н.рук)

Кол-во баллов: ___________________

Итоговая оценка: _________________

Санкт-Петербург

2020 г.


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические аспекты возникновения трудновоспитуемости у детей в условиях семьи        6

1.1 Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы        6

1.2 Характеристика трудновоспитуемых детей  и их семей, пути преодоления «Трудновоспитуемого подростка», подростковый кризис        9

1.3  Социально психологические факторы трудновоспитуемости подростков        13

Вывод по 1 главе        20

Глава 2. Практические аспекты изучения подросткового периода как причины возникновения трудновоспитуемости        21

2.1 Программа исследования        21

2.2 Обработка результатов исследования        25

Вывод по 2 главе        32

Заключение        33

Литература        35

Приложение 1.        37

Приложение 2        38

Приложение.3……………………………………………………………….……39

Приложение 4        41

Приложение 5        42

Приложение 6        43


Введение

Семья и дошкольное учреждение - два важных института в социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.

Детство –это подготовка ко взрослой жизни. Гармоничное развитие личности ребенка невозможно без родительского наставления, при взаимодействии с ребёнком в процессе воспитания происходит усвоение норм поведения в обществе.

«Трудный» ребёнок - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

Специалисты по психологии и педагогике предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. В статье СК РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, семейного кодекса говорится о том что:

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры. (абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 411-ФЗ)

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 411-ФЗ). При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Актуальность нашего исследования заключается, в том, что в государстве на разных этапах своего развития сталкивалось с проблемой профилактики беспризорности, правонарушений несовершеннолетних. Необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте.

Цель работы: изучить причины и возможности преодоления ситуаций с трудновоспитуемыми детьми.

Объект исследования: Подростки 12-13 лет с проблемами общения в обществе и развитие самооценки.

Предмет исследования: Являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.

Гипотеза исследования: совместная работа социального педагога и семьи по преодолению трудновоспитуемых детей будет эффективна в том случае если будут созданы условия:

-Педагоги во время учебной деятельности будут описаться на особенности подростка и на особенности семьи.

-совместную деятельность родителей, учителей и других специалистов по профилактике трудновоспитуемых детей, то данный  вид деятельности будет результативным

В данной работе нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники и выявить основные теоретические аспекты изучения трудновоспитуемости детей.
  2. На основе анализа источников построить схему исследования причин трудновоспитуемости и самооценки детей 12-13 лет.
  3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
  4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
  5. Подготовить рекомендации для родителей по работе с трудновоспитуемыми детьми.

Основные методы исследования для изучения причин трудновоспитуемых детей и самооценки развития использовалось:

1.Для изучения уровня трудновоспитуемости в семье, сложности характера и самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна).

2.Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).

База исследования - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №147 Красногвардейского района


Глава 1. Теоретические аспекты возникновения трудновоспитуемости у детей в условиях семьи

  1. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно раскрыть понятия «Трудновоспитуемые дети».

«Трудновоспитуемые дети»-это подростки, которые остаются без внимания родителей и педагогов школ, они не получают должного воспитания, оказываются брошенными на произвол судьбы, ими не кто не занимается, они сами определяют нормы взаимодействия с обществом.

Самые первые исследователи проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. Родители в первую очередь обращали с ним  . Они писали для родителей журналы, брошюры про развития трудновоспитуемых детей (А. Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев).

Такие педагоги и психологи, как Дриль Д.А., Кащенко П.П., Сорока-Росинский В.Н., Макаренко А.С., написали много работ посвящённым трудновоспитуемым детям.

В. П. Кащенко отмечал, что ребенок, который родился физически здоровым сможет получить полноценное развитее в благоприятных условиях. К сожалению, на практике невозможно было создать таких условий, развитие ребенка сопутствуют неблагоприятные факторы. Это болезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его чувственную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления. [9]

М. Перфильев, В. П. Кащенко, В. А. Сухомлинский в качестве наиболее типичных причин формирования трудных в воспитательном отношении, указывали следующие:

1. Наследственные. Ребенок получает в наследстве от родителей психофизиологические особенности организма, которые могут влиять на оргазм неблагоприятно.

2. Приобретенные с рождения своеобразия: Недоношенность, слабость организма, сильно влияют на последующие развитие свойств личности и психики.

3. Приобретенное в раннем возрасте своеобразие как в последствие:

– искусственного вскармливания;

– передачи болезни от кормящей матери;

– бытовых условий; и т.д.

4. Неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо воспитание и развитие. К таким детям относятся гиперактивныхи (непоседы, бойкие) и гипоативных ( вялые, упрямые, сильно раздражительные)

Эти факторы считаются основными при формировании личности ребенка, которые могут сказаться на его развитии.

Дриль Д.А. известный ученый—педагог, специалист по психологи, почти все годы жизни посвятил исследованию проблем социального отклонения у детей и путей его преодоления. Он уделил большое внимание изучению причин, появления отклоняя от норм в развитие. Он ввел понятие  медико-психологической диагностики подростков в исправительных учреждениях и особенностей воспитательной работы с ними.

По мнению А.С. Макаренко школа должна давать не только первоначальные знания, но и воспитывать благоразумных, честных, инициативных  и самостоятельных людей.

 А.С. Макаренко заявлял, школьный коллектив – это новая возможность в росте и развитии ребенка. С первых дней в школе нецелесообразно высказывать недовольства в адрес ребенка, так как дети во всем подражают учителям и взрослым. [6]

На данный момент разработаны научные методы воспитания по трудновоспитуемых детей, способы преодоления их моральных недостатков, преодоление их порочных качеств. Кроме социальных причин, возникновения трудновоспитуемых, капризных, аморально неустойчивых детей, существуют также педагогические и психологические факторы. Воспитание ребенка — совместный долг семьи и школы, необходимо иметь в виду, что семья все-таки является первостепенным воспитателем в этом процессе.

В нашем современном обществе есть несколько видов семей. Семья которая заинтересована в получение ребенком знаний, контролирующие его домашние работы, помогающие ему справиться с трудными заданиями.А так же есть  и наоборот, семья, не заботившаяся об учебе своего ребенка, считает, что ему достаточно лишь уметь писать и считать. С таким отношением по воспитанию ребенка может столкнутся каждый педагог.

К сожалению, именно такое недостаточное внимание будет оказывать негативное влияние на развитие личности ребенка. Оно приводит к неуспеваемости ребенка, и ребенок постепенно становится трудновоспитуемым. Трудновоспитуемый ребенок с детства нуждается во внимании и помощи в познавательном развитее. Необходимо проявлять доброту и заботливость в воспитании ребёнка, особенно в работе с трудновоспитуемыми детьми. Определённой причины формирование трудновоспитуемых детей нет, это работа семьи и окружение ребенка. Вместе с тем, нет всеобщего целительного средства, избавляющего ребенка от такого состояния. Известно, что слабость общественного контроля, невнимательность семьи, верхоглядство на воспитание ребенка могут вызывать негативные последствия.

По словам Сухомлинского В.А., «доверие к стремлениям ребенка – это проявление мудрости, человеческой терпеливости». [8]


1.2Характеристика трудновоспитуемых детей  и их семей, пути преодоления «Трудновоспитуемого подростка», подростковый кризис

Личность подрастающего ребенка формируется благодаря его окружающей среде. Важная роль у малых групп, это класс, где происходит взаимодействие подростка со сверстниками, учителями. Это семья, неформальные группы общения, кружки. Именно общество которое окружает подростка 12-13 влечет за сбой большую ответственность.

Родители несут огромную роль перед будущим и настоящим, перед обществом, кем и какими станут его дети.

Существуют различные классификации неблагополучных семей.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудновоспитуемых детей:

Во-первых, это семьи с недостатком воспитательных ресурсов. В этот тип входят семьи разрушенные или неполные. Семьи с неблагоприятным фоном для воспитания ребенка. Малообеспеченным материальным уровням.

Во-вторых, конфликтные семьи-где родители не хотят и не готовы исправлять недостатки своего характера. Дети подросткового возраста принимают участие в конфликте и занимают сторону одного из родителей.

В-третьих, в семье происходит разногласия по нормам мировоззрения и принципах организациях семьи, происходит соревнование достичь своих целей в ущерб интересам других.

В-четвертых, педагогически некомпетентные семьи, это те семье в которых родители надумывают или устаревшие картинка о ребенке заменяют реальную фактор его развития. Родители предполагают о полной самостоятельности ребенка, то есть освобождают его от контроля.

Для преодоления «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. Очень важную роль играет реакция родителей, учителей на хорошие или плохое поведение воспитанника .Большинство родителей у которых «трудные» дети не понимают, что из ребенку нужна похвала за хорошее поведение, могут на ругать или наказать за то чего ребенок не делал. А дети себя так начинают вести, для того чтобы вызвать внимание у своих родителей.  Поэтому многие подростки начинают красить волосы, курить и употреблять спиртные напитки. Грамотный родитель будет должен в самом начале подросткового возраста игнорировать плохое поведение и обращать внимание ребенка на его положительные качества. Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных, создать у него собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.

Между родителями и детьми появляются иногда барьер непонимания, родители начинают показывают правильные качества семейного воспитания и стараются показать в самых разных ситуациях. Так же когда родители начинают перевоспитывать своего «трудного» ребенка, они начинают тоже негативно реагировать на него, так как ребенок не понимает, что от него хотят родители. Да и сами родители порой не понимаю, что именно они хотят от своего ребёнка.

У ребенка появляется негативное отношения к воспитательным требованиям, не только к родителям, но и в школе. Он отрицает их право воспитывать себя. Можно считать, что в это время созрели предпосылки для отягощения трудновоспитуемости. Развитие ребенка приобретает отрицательную направленность. С этого момента трудновоспитуемый ребенок существует объективно, хотя и носит субъективный характер.

Как только педагоги школ, психологи начинают замечать у ребенка предпосылки трудного ребёнка, начинается выяснение причин и условия нарушения подростками норм и правил поведения в обществе. Педагог обращает внимание на анализ психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми.

Подросток 12-13 лет своими отклоняющими норами поведения, пытается показать обществу и родителям, что не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении.

Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит от правильности и полноты определения факторов.

Большинство педагогов рассматривают процесс взаимодействия биологических и социальных причин, как формирование преступных тенденций. Социальное влияние выступает в качестве внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию. [8]

Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет. Кризис 13 лет, на понимает кризис 3 лет « Я сам», но теперь подросток сам в большом социальном мире. Ребёнок начинает сопротивляется воспитательным взаимодействием взрослых.  Начинаются конфликты, грубое отношение к своим родным и учителям.

Психологи называют подростковый возраст самым критичным на протяжения всего времени. Психические нарушения имеют определённые этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Большинство психических процессов на момент подросткового кризиса увеличивают скорость, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

В следствие этого довольно нередко патологическая безжалостность подростка считается для его близких, сверстников абсолютно внезапной, ничем не объяснимой.

Из-за быстрого ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к внезапному отклонению в поведении. Даже у самого благоприятного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию. [2]

Это период взросления не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем.

Почти все агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса. [9]

Повышенная конфликтность и споры со взрослыми, которая зачастую проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и пересматривается вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Подросток старается избавится от оценки и влияния взрослых. Отношения к родителям, учителям становится критичными, появляются обострённая чувственность и замечать их недостатки. Продолжается усвоение навыков социального поведения, активно.

Во время подросткового кризис происходит выраженность тенденций к криминализации. У подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Развитие качеств общения у подростка должно происходить в благоприятной о среде. Но как взрослым не дается создать эти условия, то самоутверждение происходит в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях, где подросток получает асоциальные проявления, это приводят к опасности и криминализации.

Многим родителям очень трудно понять своего ребенка, вспомнить себя в таком возрасте, из-за этого они не могут понять ребенка, почувствовать его эмоции. При воспитание «трудного» подростка нужно очень много времени, и взаимодействие родителей и педагогов.

1.3  Социально психологические факторы трудновоспитуемости подростков

Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девлинкветного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства.

В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого- педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.

Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.

Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.

Претерпевая качественные изменения, действуют они не прямо, а через специальные факторы.

Формирование преступных тенденций большинством авторов принято рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных причин. Социальное влияние (внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию. [8]

Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется.

Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. [3]

Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.

Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.

Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённые этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.

Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникают как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию. [2]

Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я, своего одиночества и оторванности от мира.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса. [9]

Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно- сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям.

И, пожалуй, самое заметное на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.

Повышенная конфликтность, особенно в отношении со взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и теле, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки. Активный процесс усвоения навыков социального поведения продолжается.

Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Такие проявления в этом возрасте отнюдь не случайны. Они обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка.

Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Если это по каким-то причинам не происходит самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курени, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным, криминализующим фактором. [2]

Подростковые реакции группирования тесно связаны с кризисными процессами самосознания. Антисоциальные компании (социально отрицательные) связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу. Истоки групповой преступности лежат в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. [4]

Повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы как им кажется, «восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой». [1]

Аморфная нравственность подростка делает его зависимым в своих суждениях от мнения других. Компенсация несамостоятельности при этом достигается путём крайней преданности общности «мы» и критического, нигилистического отношения ко всем, кто входит в «они». У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степени трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до делинквентности (правонарушения).

С анатомо-физиологическими превращениями организма у подростка можно наблюдать усиление интереса к теме «сексуальной нормы». При этом результаты «промеривания» к эталонам взрослого полового поведения оказывается преимущественно не в его пользу, что вызывает либо различные проявления сексуальной агрессии, либо тревожность. Искажённое развитие сексуального интереса, ориентация на различные рода эрзацы половых отношений приводят отдельных подростков к половым извращениям аморальным поступкам, индивидуальным и групповым правонарушениям.

Подростки, как правило, избегают в общении со взрослыми обсуждения биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчивость, открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих, доказать свою взрослость. [1] Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами психологической защиты от нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, хитрость, обман, конформное подчинение требованию, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж.

Отдельную группу составляют факторы трудновоспитуемости, связанные с отрицательным влиянием на педагогический процесс неблагополучной семьи подростка. Семью, в данном случае, следует рассматривать прежде всего, как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность ребёнка. Неблагополучная семья может оказывать прямое разлагающее воздействие на формирующую личность, препятствовать её нормальному развитию.

Отрицательные семейные условия, отсутствие нормальной, нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживаются подростками, которые начинают сознавать противоречие жизни взрослых. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие – таков далеко не полный перечень внутренних установок подростка, переживающих размолвку или развод родителей, живущего в условиях пьянства, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества, безразличия. [3]

Однако, нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие его и желающие ему всякого добра. Большой вред своими действиями, наносят родители, которые пытаются упредить все его желания, навязать свои представления о мире, критерии образа жизни среди людей.

Их активность может направляться по антиобщественным каналам, Выливаясь в пьянство, хулиганство, всевозможные формы преступности.

Особое место среди неблагоприятных индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитие, олигофрения, врождённые черепно-мозговые травмы. В отдельных случаях в роли предпосылок могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера.

Таким образом, подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков. Антисоциальное поведение взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера связывают как с органическими повреждениями мозга (асфиксии при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжёлые интоксикации) так и с социальными факторами, на первое место среди которых можно поставить условия семейного воспитания.


Вывод по 1 главе

При изучении работ Дриль Д.А., Кащенко П.П., Сорока-Росинский В.Н., Макаренко А.С. можно сделать вывод о том, что корректировка отклоняющих от норм поведений подростка возможна. С помощью благоприятного климата в семье, в взаимодействие педагога и родителей. Также нужно понимать не только в сущности происходящих социальных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические моменты трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, главные предпосылки появления «трудных» детей и подростков. 

Взрослым нужно контролировать свое поведение с самого раннего возраста. Дети копируют нормы и правила поведения в семье.  «Трудными» обычно становятся дети из неблагополучных семей. С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и, если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.


Глава 2. Практические аспекты изучения подросткового периода как причины возникновения трудновоспитуемости

2.1Программа исследования

 Исследование проводилось в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждение средняя общеобразовательной школы№147 Красногвардейского района г. Санкт-Петрбург.

В исследовании принимали участие 20 подростков, учащихся в одном классе, по традиционной программе. Возраста 12-13 лет, 7 класс. Особенность

этого класса в том, что коллектив является «сборным», так как школа открылась в этом районе совсем недавно в 7 класс попали дети по переводу из своих школ, и других районов. Так же это дети, которые воспитываются в благополучных и не благополучных семьях.

В исследовании были использованы следующие методики:

  1. Метод социометрии.

Метод служит определению межличностных отношений в группе, предложенная учеником Фрейда — Джекобом Морено (1889-1974). Согласно теории, Дж. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. Это несовпадение, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, которая показывает психологическое отношение индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: самым близким может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом плане людей.

Нами была поставлена задача выявить нарушения в макро- и микроструктурах подростков 12-13 лет.

Целью методики: можно исследовать симпатии и антипатии, чтобы в соответствии с полученными результатами осуществить определенные изменения.

Сама процедура заключается в том, что подросткам предлагалась перечислить в порядке предпочитающих товарищей по классу с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать, сидеть за партой. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.

Например, «С кем Вы хотели бы вместе готовиться к контрольной работе?» или: «Кого бы Вы пригласили на день рождения?»

Успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека та или иная деятельность, чем теснее и продолжительнее общение она предусматривает, тем сильнее считается критерий выбора. Чаще всего в социометрическом исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они добираются таким образом, чтобы выявить стремление человека к общению с одноклассниками в различных видах деятельности — в труде, учебе, отдыхе, дружбе и тому подобное. Пример вопросов можно увидеть в приложение 1.

Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы, и их интенсивность — в большей или меньшей степени. Чаще всего количество выборов ограничивается тремя.

Итоги, полученные с помощью социометрической процедуры, могут быть представлены графически в виде социограммы, матрицы и специальных числовых индексов.

По вертикали записываются по номерам фамилии всей группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами 1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый исследуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами 1, 2, -3 — тех, кого испытуемый не выбирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице кружком (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в полученные каждым членом группы выборы (сумма выборов), тогда подсчитывают сумму баллов для каждого члена группы учитывая при этом, что выбор в первую очередь равен +3 баллам (-3), во вторую — 2 (-2), в третью — 1 (-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Групповая сплоченность высчитывается по формуле

где ∑ — сумма всех взаимных выборов в группе; n — количество участников теста.

Сплоченность группы тем выше, чем ближе к единице коэффициент сплоченности.

На основании данных социометрического анализа делаются выводы об уровне сплоченности группы; наличие группировок; их связи с лидерами; о взаимодействии лидеров между собой; соответствие выбранного актива группы реальном; наличие членов группы, которых группа не принимает, и изолированных.

  1. Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн)

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. Причиной может быть, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки - от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

2.2 Обработка результатов исследования

В качестве экспериментальной подростков 7 класса поделили на две группы. Мальчики возраста 12 лет, и на девочек 13 лет.

Социометрический эксперимент проводился в групповой форме. Подросткам была изложена тема и цель исследования, дана инструкция.

 Все обучающиеся эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух.

Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания ответов.

Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

Учащиеся обеих экспериментальных групп проявили интерес к данной теме, задумались над вопросом «Почему я ставлю именно это качество на первое место?» (приложение 2).

           Обработка данных социометрического эксперимента.

Цель исследования – оценить взаимоотношения учеников 7 класса.

Задачи исследования:

  1. Оценить взаимоотношения учеников в учебной деятельности.
  2. Оценить взаимоотношения учеников в досуговой деятельности.
  3. Оценить доверительные взаимоотношения учеников.

Процедура социометрии параметрическая – ограничение выборов до 3-х человек.

Обработка результатов социометрического изучения подростковой группы осуществляю следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах (см. приложение 3), мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы (см. приложение 4). Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «лидеры»: 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принебрегаемые» - 1-2 выбора,

4 – «отверженные» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

д) половая дифференциация взаимоотношений.

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

В учебной деятельности статус лидеры (наиболее привлекательный одноклассник для совместной работы на уроках) получили 5 детей. Статус отвергаемого ученика (большинство одноклассников не хотят с ним выполнять учебные задания на уроках) 4 ученика.

В досуговой деятельности большинство ребят получили малое число выборов и являются принятыми (1-2 выбора). В статусе лидеров (более 5 выборов) оказалось 6 детей. Большинство одноклассников не желают общаться после уроков с 2 учениками., получивших статус отвергаемых. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия досуговых взаимоотношений в классе, который можно расценить как средний.      

Исследование доверительных взаимоотношений показало следующее: статус лидеров (наиболее привлекательный одноклассник, кому доверяет большинство детей) получила 1 ученик. В статусе предпочитаемых (3-5 выборов) оказались 6 человек. К категории отвергаемого (получил только отклонения) относится 1 ученик.  

в экспериментальной группе были выявлены взаимосвязи между мальчиками и девочками, которые можно назвать взаимной симпатией, также в данной группе наблюдаются явления «неразделенной любви»: в большинстве случаев мальчики выбирают девочек; замечено также, что в группе девочек существует один «отверженный»- это член группы номер восемь, а в группе мальчиков их несколько больше- это члены группы под номерами 3,17,10,20;

Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение самооценки качеств личности).

После обработки методики нам необходимо сделать сводную таблицу сырых данных (приложение 5).

Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:

в экспериментальной группе из общего количества детей:

28% имеют высокий уровень самооценки;

56% имеют средний уровень самооценки;

16% имеют низкий уровень самооценки;

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек видим, что:

у мальчиков экспериментальной группы уровень высокой самооценки составляет 38,5%

Рассматривая девочек по определению уровня самооценки мы наблюдаем следующее:

у девочек экспериментальной группы уровень высокой самооценки составляет 16,6%,

уровень средней самооценки у девочек экспериментальной группы равно 74,4%

у девочек экспериментальной группы уровень низкой самооценки составляет 9%.

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты:

В экспериментальной группе из общего количества детей первого статуса (лидеры) 78% детей имеют высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки; из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 100% детей имеют средний уровень самооценки;

100% детей, относящихся к третей статусной категории (принебрегаемые) имеют средний уровень самооценки; из всех детей, находящихся в четвертой статусной категории (отверженные)- 80% имеют низкий уровень самооценки и 20% детей имеют средний уровень самооценки.

В результате исследования связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе, однако изменения самооценки при переходе из одной статусной группы в другую незначительны.

Математическая обработка результатов исследования.

Для подтверждения гипотезы нами был использован метод расчета коэффициента корреляции вычисляемый по формуле Пирсона:

Где: n – объем группы;

Х – первичные результаты показателя социометрического статуса;

У – первичные результаты уровня самооценки;

ХУ – алгебраическая сумма первичных результатов.

Коэффициент корреляции был рассчитан с помощью программного обеспечения на ПК, полученные данные занесены в таблицы приложения 6.

На основе данных вычисления можно сделать вывод: полученный коэффициент корреляции в экспериментальной группе «А»

rху= 0,92.

Сравнив статусное положение с уровнем самооценки (приложение 6 таблицы 6.3., 6.4.) мы пришли к следующим выводам:

в экспериментальной группе «А» у детей имеющих 1 и 2 статусную категорию - rху= 0,54, а у детей имеющих 3 и 4 статусную категорию rху= 0,92;

в экспериментальной группе «А» у детей имеющих 1 и 2 статусную категорию - rху= 0,45, а у детей имеющих 3 и 4 статусную категорию rху= 0,91;

Следовательно, наша гипотеза подтверждается: дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку и чаще имеют статус «трудновоспитуемые», чем дети имеющие высокий статус.


Вывод по 2 главе

Подростковый возраст по времени самый долгий, так как подростки примеряю на себя «взрослые роли». Подростки сталкиваются с огромным количеством задач развития появившийся в этапе жизненного пути для достижения статуса взрослости.  При выполнении задач возникают трудности. В отрочестве и юности появляются много причин для девиантного и деликвентного поведение.

 После проведенных методик можно сделать выводы о том что подростки, группы «А» имеют неблагоприятный статус, то есть относятся к категориям «отверженные», а группа «Б» имеет статус «Лидеров». То есть подростки группы «Б» благополучны в системы взаимоотношений со сверстниками и родителями. Так же в группах «А» и «Б» есть дети с завышенной самооценкой, и подростки с низкой самооценкой. Особенностью подросткового возраста, то что в этом периоде закладываются самые главные качества, благодаря которым подросток строит свою дальнейшую жизнь. Эти качества со временем становятся нужны подростку, и в каких т о социальных ситуациях они раскрываются для него с новой стороны. Всегда можно изменить мироощущение и мировосприятие человека, так происходит всю жизнь. Это будет возможностью перевоспитания. Но подростку будет тяжело преодолевать жизненные трудности без таких-то качеств. Ведь он приходит в социально-общественный мир с открытым влияние, без поддержки взрослых он активно за короткие сроки изменится. В более старшом подростковом возрасте изменение происходят медленнее.


Заключение

Проведя анализ психолого- педагогической литературы, было выяснено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека.

Помогает подростку с помощью экономических, социальных и физических направление получить социальную защищённость.

Подросток получает от семьи интеллектуальные и социально-исторический опыт. Родители учат подростка в получение эмоционально и демокраческих отношений между сверстниками, родными и посторонними людьми. Семья становится помощником в ряде функций важных для общества. Такие как воспитательные, репродуктивные, хозяйственно-бытовые, социально-контролирующие.

Было изучены факторы семейного воспитание и их влияние на появление подростковой личности.

В воспитание ребенка участвуют абсолютно все-социум. Но только через духовный мир родителей он воспринимает влияние внешний среды. Не всем родителям дается педагогическая мудрость, и у тех кому нужна помощь. Они должны обращаться за помощью к педагогам, к психологу. Наука может ответить почти на все вопросы, но, когда вопрос встает о перевоспитание, тут она может быть бессильна. Но есть правила, которые способствует нахождению творческих решений психолого-педагогических задач. Процесс воспитания очень хрупкий. Чтобы хоть как-то изменить отношения ребенка к миру, надо создать благоприятные условия для развития, то есть поменять микроклимат в семье или поменять школу где ребенок чувствует себя в дискомфорте. Изменив отношения в семье, можно изменить и ребенка.

Большинство родителей пытается исправить недостатки детей. Но делают это категорически неправильно, нужна совместная работа со школой. При исправлении недостатков - нужно предоставить ребенку возможность проявлять активность в полезной деятельности. Надо дать разумное направление подростковой активности. И в скором у него появятся положительные качества. Если он будет постоянно занят, то плохие качества сами испаряться.

Так, что «трудновоспитуемые дети» это дети того что их бросили, не уделяли достаточно внимания, педагогические ошибки.


Литература

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.– 264 с.

2. Бахметьева Е.Л. Организация, содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе / http://festival.1september.ru/articles/509887/

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2012. – 512 с.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: ИНФРА-М, 2017. — 768 с.

5. Колоткин М.Н. Социология. –  Новосибирск: СГГА, 2017. – 720 с.

6. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Коррекция. - М., 2018. – 365 с.

7. Коноплев С. П. Экономика организаций (предприятий) : учебник / С. П.Коноплев . - М. : Проспект , 2016. - 156 с.

8. Кравченко, А.И. Основы социологии / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект, 2016. – 428 с.

9. Кравченко, А.И. Основы социологии / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект, 2015. – 428 с.

10. Лавриненко, В.Н. Социология / В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити – Дана, 2015.  – 360 с.

11. Лавриненко, В.Н. Социология / В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити – Дана, 2017.  – 360 с.

12. Мухина В.С. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность : - М. : Academia, 2015. – 624 с.

13. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // — М.: ПЕР СЭ, 2015. — 251 с.

14. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.

15. Практикум по гендерной психологии / под ред. Клециной И. С. - СПб.: Питер, 2015. – 478 с.

16. Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Academia, 2015. – 528 с

17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – М., 2017. – 656 с.

18. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. – М., 2015. – 264 с.

19. Токарева Е.М. Социология. – М.: Норма -М, 2015. – 348 с.

20. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной  работы  с семьей. Учебное  пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2014.-240 с.

21. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье.- М.,2019.- 348 с.

22. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2012.  – 420 с.

23. Шомов Е. Работник или исполнитель? // Кадровое дело, N 8, август 2017. – С. 21 – 24.

Приложение 1.

Список детей экспериментальной группы.

№ п/п 

ИМЯ

Мальчик / девочка

Количество выбора

1

Оксана А.

Д 

11

2

Алена Б.

Д

11

3

Егор Б.

М

4

4

Катя Б.

Д

10

5

Андрей В.

М

8

6

Костя Е.

М

2

7

Дима З.

М

5

8

Юля И.

Д

2

9

Оксана И.

Д

2

10

Игорь К.

М

7

11

Лиза К.

Д

14

12

Валя М.

Д

15

13

Саша М.

М

6

14

Коля Н.

М

19

15

Саша П.

М

11

16

Оля П.

Д

2

17

Андрей Р.

М

1

18

Света Р.

Д

1

19

Юля С.

Д

6

20

Вова С.

М

0


Приложение 2

Опросный лист №1.

Социометрический эксперимент.

Инструкция: Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии в прямоугольниках, расположенных после задания. Через тире укажи номер причины, по которой ты делаешь свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин). Напиши внизу листа свою фамилию и имя.

Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

  1. Напиши 3 фамилии учеников из Вашего класса (мальчика или девочку) с кем бы Ты больше всего хотел дружить и заниматься интересным делом.
  2. Напиши через запятую фамилии тех, кто Тебе больше всего не нравится в твоем классе.

Дата заполнения ________________

Класс__________

Имя ___________________________

Причины твоего выбора:

  1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.
  2. Потому что он не жадный.
  3. Потому что мы живем рядом.
  4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.
  5. Потому что мы давно учимся в одной школе.
  6. Потому что мы вместе отдыхали летом.
  7. Потому что с ним интересно.
  8. Потому что много знает.
  9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.
  10. Потому что мы обмениваемся книгами.
  11. Потому что мы вместе играем на компьютере.
  12. Потому что он очень сильный и защищает меня.
  13. Потому что он (она) мне нравиться.
  14. Потому что мне нужен такой друг (подруга).

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Оксана А.

 

+1

 

 

+2

 

 

+3

 

-1

+2

 

 

+1

 

+3

 

 

-1

2

Алена Б.

+1

 

 

+3

+2

 

 

 

 

 

+2

+1

 

+3

 

 

-3

 

+2

3

Егор Б.

-1

+1

 

+2

+3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Катя Б.

 

+2

 

 

+1

 

 

 

+3

 

+1

 

 

+3

 

 

 

 

+1

5

Андрей В.

+2

+1

 

+3

 

 

-3

 

 

-2

+1

 

+3

+2

 

 

 

 

+1

6

Костя Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+2

 

 

+1

 

+3

 

 

7

Дима З.

+1

 

 

+3

 

 

 

 

 

 

 

+2

+1

 

+3

 

 

 

 

8

Юля И.

+1

 

+3

+2

 

 

 

 

 

 

 +1

 

 

 

 

 -2

 

 

 +1

9

Оксана И.

 

+2

 

 

+1

 

+3

 

 

-1

+2

+1

 

+3

 

 

-3

 

+2

10

Игорь К.

 

+2

+1

 

+3

 

 

 

-1

 

 

+2

+1

 

+3

 

 

 

-1

11

Лиза К.

 +1

 

 

 

 

 -2

 

 

 

 

 +1

 

 

 

 

 -2

 

 

 

12

Валя М.

+2

+1

 

+3

 

 

-3

 

 

-2

+2

+1

 

+3

 

 

-3

 

 

13

Саша М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Коля Н.

+1

 

 

+3

 

 

 

 

 

 

+1

 

 

+3

 

 

 

 

 

15

Саша П.

+1

 

+3

+2

 

 

 

 

 

 

+1

 

+3

+2

 

 

 

 

 

16

Оля П.

 

+2

 

 

+1

 

+3

 

 

-1

 

+2

 

 

+1

 

+3

 

 

17

Андрей Р.

 

+2

+1

 

+3

 

 

 

-1

 

 

+2

+1

 

+3

 

 

 

-1

18

Света Р.

 +1

 

 

 

 

 -2

 

 

 

 

 +1

 

 

 

 

 -2

 

 

 

19

Юля С.

+2

+1

 

+3

 

 

-3

 

 

-2

+2

+1

 

+3

 

 

-3

 

 

20

Вова С.

+2

+1

 

+3

 

 

 

-1

 

+2

+2

+1

 

+3

 

 

 

-1

 

Кол-во выборов

11

11

4

10

8

2

5

2

2

7

14

15

6

19

11

2

1

-1

6

0

Кол-во баллов

13

16

6

25

16

-4

-3

2

1

-6

14

11

5

10

5

4

6

1

8

0

Общая сумма

25

27

10

35

24

-2

2

4

3

1

28

26

11

29

16

6

7

0

14

0

Приложение 4

В классе состав 20 подростков из них 10 девочек и 10 мальчиков.  

Приложение 5

Экспериментальная группа «А».

Порядковый номер 

Всего положительных выборов 

Количество выборов по мотивам 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

11 

12 

13 

14 

 

3

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

6

 

1

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

3

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

15

3

3

2

 

3

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

6

2

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

8

3

1

 

 

1

 

1

1

 

 

 

 

 

1

 

3

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

5

1

 

 

 

1

 

 

1

1

 

 

 

1

 

 

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

9

2

 

2

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

10

2

3

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

3

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

1

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

3

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

3

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

Всего по мотивам

23 

19 

5 

0 

11 

0 

13 

5

1

1 

1 

1 

2 

22

Таблица 5.1. Результаты изучения мотивации выборов в социометрической методике.


Приложение 6

Экспериментальная группа «А».

Порядковый №

Качества личности

Средний балл

Уровень

Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность

 

4,2

3,5

2,7

3,5

4,3

5

2

3,6

Средний

 

4,0

4,7

4,2

4,5

5,0

4,3

4,8

4,5

Высокий

 

3,2

2,8

3,4

2,6

3,3

3,1

4,7

3,3

Средний

 

4

4,2

4

5

3,5

4

4,7

4,2

Высокий

 

4,1

3,6

2,9

3,7

4,4

4,8

2,4

3,7

Средний

 

2

4,2

3,5

5

3,5

4,3

2,7

3,6

Средний

 

3,9

4,2

4,9

4,7

3,2

3,1

4,6

4,1

Высокий

 

2,1

2,9

2,5

3,1

3,3

0,5

3,1

2,9

Низкий

 

4,2

3,3

4,9

4,2

3,9

4,6

3,1

3,1

Средний

 

3,3

3,5

3,6

2,6

3,5

2,2

1,6

2,9

Низкий

 

4,2

4,9

3,1

3,9

4,6

4,2

3,3

4,1

Высокий

 

4

4,7

3

3,7

4,4

4

3,5

3,9

Средний

 

4

3,7

2,6

3,2

3,3

2,4

3,2

3,2

Средний

 

3,8

4

3,5

3,5

3,6

4

2,1

3,5

Средний

 

4

3,6

4,2

4,9

3,9

4,1

4

4,1

Высокий

 

3,2

3,8

3,4

4,8

3,6

3,4

3

3,6

Средний

 

1,5

2

2,7

2,8

3

3,5

2

2,9

Низкий

 

3,8

3,9

4,2

3,9

3,6

3,7

2,1

3,6

Средний

 

4

3,7

3,8

4

3,5

3,2

3

3,6

Средний

 

4,5

4

2,5

4,5

4,5

5

4,5

4,2

Высокий

В целом по классу

3,61

3,69

3,58

3,81

3,74

3,45

3,33

 

 

Таблица 6.1. Результаты исследования самооценки качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп. Тема: «Значение и развитие мелкой моторики детей. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Вступительное слово руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп по вопросам речевого развития «Логопедическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста». Т...

Советы родителям .Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления.

Конфликты между родителями и детьми:причины и способы преодоления Возник конфликт между ребёнком и родителем и, к сожалению, не решён, а углубляется…Как разрешать противоречия так, чтобы выигрыва...

Детская агрессия. Причины и способы преодоления

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio - нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ...

Сколько ликов у ревности, или разговор о причинах и способах преодоления детской ревности

Ревность ребенка - это чувство того, что самый важный человек или самые значимые люди отдадут предпочтение другому, а ты будешь обделен любовью, заботой и вниманием. Дети могут испытывать ревность в о...

Детская агрессия. Причины и способы преодоления

Агрессия - это выражение эмоции, а эмоция - это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. К...

"Речевые нарушения у детей дошкольного возраста, причины и пути их преодоления"

В данном материале даётся информация о речевых нарушениях у детей, о вторичных отклонениях, которые могут возникнуть в школе, об особенностях дошкольников, об организации логопедической помощи в ДОУ....

Причины возникновения нарушений голоса у детей дошкольного возраста , их проявления и преодоление.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной...