Рабочая дополнительная образовательная программа «Шахматная азбука»
рабочая программа

Джагапирова Байрамхан Солтановна

Рабочая дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  «Детский сад «Буратино»

(МБДОУ «Детский сад «Буратино»)

РАССМОТРЕНА

На педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад «Буратино»

Протокол от 25 мая 2021 года № 4

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБДОУ

 «Детский сад «Буратино»

__________________ Н.Н. Гарбузова

  Приказ от  25 мая 2021 года № 37/1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»

Возраст обучающихся                                5-7 лет

Срок реализации                                        1 год

Автор                                                Джагапирова

БайрамханСолтановна

Воспитатель

с. Мужи, 2021 г.

Содержание программы

I

Пояснительная записка

3

Направленность дополнительной образовательной программы

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Отличительные особенности

Возраст детей

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Принципы и подходы к формированию программы

Формы и режим занятий

Ожидаемые результаты  и способы их проверки

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

II.

Учебно – тематический план

5

Перечень разделов и тем

Количество часов по каждой теме

Ш

Содержание дополнительной образовательной программы

6

IV

Методическое обеспечение

10

Формы занятий, планируемые по каждой теме

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

V

Список литературы

11


  1. Пояснительная записка.

Игра в шахматы — очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

У детей, занимающихся шахматами, вырабатывается чувство субординации, умение распределять время, ставить цели и задачи, планировать свою деятельность. Набор перечисленных выше качеств и свойств личности, формирующихся и развивающихся при игре в шахматы, необходим каждому ребёнку не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

Направленность  программы: физкультурно-спортивная.

Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности детей, в создании учебно-тематического плана.

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».  

Актуальность программы продиктована требованиями времени запросом родителей воспитанников.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Цель кружка: знакомство детей дошкольного возраста с шахматами.

Задачи:

 Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат;
  • учить правилам игры;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
  • расширять представления об окружающем мире.

Отличительная особенность программы в том, что большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций педагогом. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 5 – 7 лет

Сроки реализациидополнительной образовательной программы: 1 год, 1 час в неделю, 31 час в год.

Формы и режим занятий

1 занятие в неделю продолжительностью 25 - 30 минут. Наполняемость группы -8 детей. 

Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

По окончании обучения дети должны знать и  уметь:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.
  • ориентироваться на шахматной доске;
  • согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • решать шахматные элементарные задачи.   

Способы проверки (мониторинг)

Показатели освоения данной программы

Ф.И. ребенка

1

Имеет  представление  об игре

2

Знает шахматную доску

3

Знает и правильно называет шахматные фигуры

4

Умеет расставлять фигуры на шахматной доске

5

Правильно использует в речи шахматные термины

Итого:

1 балл – правильный ответ

0,5 баллов – правильный ответ с помощью взрослого

0 баллов – неправильный ответ

                      Низкий уровень – меньше 1-2 баллов

                      Средний уровень – 3-4 балла

                      Высокий уровень – 4-5 баллов

Формы подведения итогов реализациидополнительной образовательной программы:

  • Открытое занятие для родителей – апрель;
  • Мониторинг уровня полученных знаний- май;
  • Презентация о проделанной работ для педагогов и родителей.

  1. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

«В   Стране   Шахматного Королевства».        

1

1 неделя октября

2

Волшебная доска

1

2 неделя октября

3

Волшебная доска.

1

3 неделя октября

4

Шахматные фигуры.

1

4 неделя октября

5

Шахматные фигуры.

1

1 неделя ноября

6

Начальное положение.

1

2 неделя ноября

7

Начальное положение.

1

3 неделя ноября

8

Шахматная фигура «Ладья».

1

4 неделя ноября

9

Шахматная фигура  «Ладья».

1

1 неделя декабря

10

Шахматная фигура «Ладья».

1

2 неделя декабря

11

Шахматная фигура  «Ладья».

1

3 неделя декабря

12

Шахматная фигура «Слон».

1

4 неделя декабря

13

Шахматная фигура «Слон».

1

2 неделя января

14

Ладья против слона.

1

3 неделя января

15

Ладья против слона

1

4 неделя января

16

Шахматная фигура  «Ферзь».

1

1 неделя февраля

17

Шахматная фигура  «Ферзь».

1

2 неделя февраля

18

Шахматная фигура  «Ферзь».

1

3 неделя февраля

19

Шахматная фигура  «Конь».

1

4 неделя февраля

20

Шахматная фигура  «Конь».

1

1 неделя марта

21

Шахматная фигура  «Конь».

1

2 неделя марта

22

Шахматная фигура «Пешка».

1

3 неделя марта

23

Шахматная фигура «Пешка».

1

4 неделя марта

24

Шахматная фигура «Король».

1

1 неделя апреля

25

Шах.

1

2 неделя апреля

26

Шах и мат

1

3 неделя апреля

27

Мат в один ход.

1

4 неделя апреля

28

Ничья и пат.

1

1 неделя мая

29

Рокировка.

1

2 неделя мая

30

Шахматная партия.

1

3 неделя мая

31

Шахматный праздник.

1

4 неделя мая

Итого:

31

Календарно-учебный график

п/п

Содержание

Период проведения

1.

Аудиторные занятия (по группам)

с 4 октября 2021 года по 31 мая 2022 года

2.

Внеаудиторные (самостоятельные) занятия

с 1 июня 2022 года по 10 сентября 2022 года

Учебный план

Объединение дополнительного образования

Форма проведения

Общий объем аудиторных и внеаудиторных занятий

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Кол-во недель в год

Возраст

Продол-

житель-ность занятия

«Шахматная азбука»

Аудиторные

занятия

1

31

31

5-6 лет 6-7 лет

25-30 мин

Внеаудиторные (самостоятельные) занятия

16

III. Содержание дополнительной образовательной программы

Занятие 1.«В стране шахматного королевства».

Цель: познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Методы и приемы:презентация, шахматная доска и шахматные фигуры.

Занятие 2. Волшебная доска.

Цель: познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска»«белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля.

Методы и приемы: шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку.

Занятие 3. Волшебная доска

Цель:продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами, познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий.

Методы и приемы: шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски.

Занятие 4. Шахматные фигуры.

Цель: познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек.

Занятие 5. Шахматные фигуры.

Цель: продолжение, закрепить знания детей о шахматных фигурах, упражнять в правильном названии шахматных фигур, учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных, закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек.

Занятие 6. Начальное положение.

Цель: познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция»«партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр – заданий.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация.

Занятие 7. Начальное положение.

Цель:  продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур, закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий,формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, карточки, карандаши.

Задание 8. Шахматная фигура «Ладья».

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, тетрадные листочки, карандаши.

Занятие 9. Шахматная фигура  «Ладья».

Цель: продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие», закрепить новые знания посредством дидактических игр.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

Занятие 10. Шахматная фигура «Ладья».

Цель:игровая практика, закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и чёрной ладьёй на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

Занятие 11. Шахматная фигура  «Ладья».

Цель: итоговое занятие, повторить и закрепить данные детям знания о шахматной фигуре «ладья» - место ладьи в начальной позиции, ход, взятие, решение простейших шахматных задач.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

Занятие 12. Шахматная фигура «Слон».

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «слон», место слона в начальном положении,  белопольные и чёрнопольные слоны, ход слона.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

Занятие 13. Шахматная фигура  «Слон».

Цель:  продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны, показать детям, как слон выполняет взятие, закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Метод и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

Занятие 14. Ладья против слона.

Цель: игровая практика, закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске, упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

Методы и приемы: набор шахмат.

Занятие 15.  Ладья против слона.

Цель: закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать определённым правилам во время шахматной партии – делать ходы поочерёдно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задач.

Методы и приемы: набор шахмат.

Занятие 16. Шахматная фигура  «Ферзь».        

Цель:познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», место ферзя в начальной позиции, ход ферзя.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

Занятие 17.Шахматная фигура «Ферзь».

Цель:  продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь, познакомить детей с правилами взятия ферзём, закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

Занятие 18. Шахматная фигура «Ферзь».

Цель: игровая практика, закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Методы и приемы: набор шахмат.

Занятие 19.Шахматная фигура  «Конь».

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «конь», место коня в начальной позиции, ход коня, взятие.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

Занятие 20. Шахматная фигура «Конь».

Цель: продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие), упражняться в ходе коня и во взятии, учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Методы и приемы: набор шахмат, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

Занятие 21.Шахматная фигура «Конь».

Цель: закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

Методы и приемы: набор шахмат, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши, карточки с заданиями.

Занятие 22.Шахматная фигура  «Пешка».

Цель: познакомить детей с «пешкой», место пешки в начальном положении, ход пешки, взятие, взятие на проходе.

Методы и приемы: Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

Занятие 23.Шахматная фигура «Пешка».

Цель: продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе»., познакомить с новым понятием – «превращение пешки», закреплять полученные знания с помощью дидактических игр – заданий.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

Занятие  24.Шахматная фигура «Король».

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «король», место короля в начальной позиции, ход короля, взятие.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

Занятие 25. Шах.

Цель: познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха, учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.

Методы и приемы: набор шахмат, интерактивная презентация.

Занятие 26. Шах и мат.

Цель: вспомнить значение понятия «шах», познакомить с новым понятием «мат», учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет, закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Методы и приемы:набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши.

Занятие 27.Мат в один ход.

Цель: вспомнить значение понятия «мат», познакомить с новым понятием – «мат в один ход», учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю, закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Методы  и приемы: набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши.

Занятие 28. Ничья и пат.

Цель: познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат», показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции, учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет, закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно решать её.

Методы и приемы: набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши.

Занятие 29.Рокировка.

Цель: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка»,  «длинная и короткая рокировка», познакомить с правилами рокировки, закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий.

Методы и приемы: набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши, дидактические игры.

Занятие 30. Шахматная партия.

Цель: познакомить детей с новыми понятиями «дебют»«миттельшпиль»«Эндшпиль»«ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек), учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнёров во время шахматной игры.

Приемы и методы: набор шахмат.

Занятие 31. Шахматный праздник.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

5. Представленный   мониторинг  по образовательной программе «Шахматы»,  был составлен на основе  методической литературы  Сухин  И. Г -  «Шахматы для детей, шахматные игры», СПб, 2013 г.

Кадровое обеспечение:программу может реализовать педагог, имеющий творческие способности, умеющий видеть индивидуальные возможности и способности воспитанников, направляя их к реализации этих возможности.

Техническое оснащение занятий:

  1. Компьютерные программные средства.
  2. Мультимедийные материалы.

V. Список литературы

  1. Весела, И. Шахматный букварь [электронный вариант] / И. Весела, И. Веселы
  2. Гришин  В.Г. «Малыши играют в шахматы» Москва «Просвещение» 1991.
  3. Гришин В.Г., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  4. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  5. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [электронный вариант] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Физкультура и спорт, 1972
  6. .Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [электронный вариант] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  7. Левенфиш, Г.Я. Книга начинающего шахматиста [электронный вариант] /Г.Я. Левенфиш. – М.: Физкультура и спорт, 1957
  8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000
  9. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [электронный вариант] / И. Г. Сухин. — М: Поматур, 2000;
  10. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [электронный вариант / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...

Дополнительная образовательная программа ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ШАХМАТЫ»

Вашему вниманию предлагается   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА  «ШАХМАТЫ» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

Дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» для дошкольников

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука»...

Рабочая программа "Шахматная азбука"

Предложенная программа составлена на основе программ "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина и «Как научить шахматам» А.К. Костенюк, которые опираются на ряд нетрадиционных авторских на...

Дополнительная образовательная программа "Финансовая азбука".

Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Финансовая азбука» (далее программа) предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...