Дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"
рабочая программа (подготовительная группа)

Янузакова Фатима Тагировна

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка        3
  2. Цели и задачи…        4
  1. Планируемые результаты освоения программы        4
  2. Взаимодействие с семьями воспитанников        5
  3. Перспективное планирование        5
  4. Материалы для бесед с детьми        10
  5. Материально-техническое обеспечение программы        22
  6. Литература        23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.

Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Цель : расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой

«шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Расширять        кругозор        детей,        формировать        умение        вести        диалог        с воспитателем, со сверстниками;

Закреплять        умение        ориентироваться        на        плоскости,        развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  • иметь представление об элементарных правилах игры;
  • играть малым числом фигур;
  • иметь        представление        об        истории        шахмат        и        выдающихся шахматистах;
  • владеть основными шахматными терминами;
  • правильно применять элементарные правила игры;
  • иметь представление о некоторых тактических приемах.
  • играть в парах.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Формы общения с семьей:

  • викторина;
  • конкурс;
  • лекция-беседа;
  • мастер-класс;
  • анкетирование;
  • консультация;
  • презентация;
  • творческое задание;
  • совместная выставка;

Перспективное планирование

Тема

Задачи

Материал

Дата

1

Возникновение шахмат

познакомить с историей возникновения шахмат

Презентация, шахматная доска и шахматные фигуры

Октябрь 1 неделя

2

В стране шахматного королевства.

Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Презентация, шахматная доска и шахматные фигуры

Октябрь 2 неделя

3

Волшебная доска.

Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр»

Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку

Октябрь 3 неделя

4

Волшебная доска.

Продолжать знакомство с шахматной доской.

Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии.

Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная

презентация,

Октябрь 4 неделя

5

Волшебная доска.

Повторить понятия горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ».

Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку,

интерактивная презентация,

Ноябрь 1 неделя

6

Шахматные фигуры

Учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить

с названиями шахматных фигур.

Шахматная доска, шахматные фигуры

Ноябрь 2 неделя

7

Шахматные фигуры.

.

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в

нахождении той или иной фигуры в ряду остальных

Набор шахмат, интерактивная презентация,

Ноябрь 3 неделя

8

«Король»

познакомить с шахматной фигурой

«король», ее обозначением, правилами хода и взятия, обратить внимание, что король является самой

важной фигурой.

Ноябрь 4 неделя

9

«Пешка»

познакомить с шахматной фигурой

«пешка», ее обозначением, правилами хода и

Набор шахмат, интерактивная презентация,

Декабрь 1 неделя

взятия;

10

«Конь»

познакомить с шахматной фигурой

«конь», ее обозначением, правилами хода и взятия.

Набор шахмат,

интерактивная презентация,

Декабрь 2 неделя

11

«Слон»

познакомить с

шахматной фигурой

«слон», ее обозначением, правилами хода и взятия.

Набор

шахмат, интерактивная презентация,

Декабрь

3 неделя

12

«Ладья»

познакомить с шахматной фигурой

«ладья», ее

обозначением, правилами хода и взятия.

Набор шахмат, интерактивная презентация,

Декабрь 4 неделя

13

«Ферзь»

познакомить с шахматной фигурой

«ферзь», ее обозначением, правилами хода и взятия. запомнить правило

«ферзь любит свой цвет

Набор шахмат, интерактивная презентация,

Январь 3 неделя

14

«Слон и конь»

дать сравнительную характеристику шахматных фигур коня и слона.

Набор шахмат, интерактивная презентация,

Январь 4 неделя

15

«Ладья и другие фигуры»

Задачи: провести сравнение ладьи с конем и слоном, обсудить их ценность.

Набор шахмат, интерактивная презентация,

Февраль 1 неделя

16

«Превращение пешки»

повторить правила перемещения по шахматной доске пешки, познакомить с тем, что при достижении пешкой противоположной горизонтали она может превращаться в другие фигуры.

Набор шахмат, интерактивная презентация,

Февраль 1 неделя

17

«Шах»

Задачи:

познакомить        с        важным

Набор

шахмат,

Февраль

1 неделя

понятием в игре - «шах» и с возможностями избежания шаха.

интерактивная презентация,

18

«Шах и мат»

Задачи: познакомить с понятием

«мат», объяснить, что мат – это шах, от которого нет защиты.

Набор шахмат, интерактивная презентация,

Февраль 1 неделя

19

«Пат»

объяснить, что пат – это ситуация в шахматах, когда итогом партии является ничья.

Набор шахмат.

Март

1 неделя

20

«Короткая рокировка»

познакомить с особым ходом в шахматах – рокировкой и ее разновидностью короткой рокировкой.

Набор шахмат.

Март

1 неделя

21

«Длинная рокировка»

познакомить с особым ходом в шахматах – рокировкой и ее разновидностью длинной рокировкой.

Набор шахмат.

Март

1 неделя

22

Игровая практика.

учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника

и предвидя ответный ход.

Набор шахмат.

Март

1 неделя

23

Игровая

практика.

учить детей следовать

правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный

ход.

Набор

шахмат.

Апрель

1 неделя

24

Игровая практика.

учить детей следовать правилам ведения

Набор шахмат.

Апрель 1 неделя

шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный

ход.

25

Игровая практика.

учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный

ход.

Набор шахмат

Апрель 1 неделя

26

Шахматная партия.

учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами

поведения партнёров во время шахматной игры.

Набор шахмат.

Апрель 1 неделя

27

Игровая практика.

учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный

ход.

Набор шахмат

Апрель 1 неделя

28

Шахматная викторина

интерактивная презентация,

Май

1 неделя

29

Шахматный турнир

Набор шахмат.

Май

2 неделя

30

Шахматный турнир

Набор шахмат

Май

3 неделя

31

Шахматный карнавал

Май неделя

Материалы для бесед с детьми.

 БЕСЕДА №1

«Возникновение шахмат»

Задачи: познакомить с историей возникновения шахмат Содержание беседы.

Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) – игра, которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки.

Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры "чутуранга", в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться

«чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64- клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.

Задачи:


 БЕСЕДА №2

«Шахматная доска»

  • учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с шахматной доской, ее основными элементами;
  • познакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные.

Содержание беседы.

На шахматной доске 64 клетки. 32 клетки из них белые (или светлые) и 32- черные (или темные). Правая нижняя клетка у каждого игрока должна быть белой. Чтобы тебе легче было запомнить правильное расположение шахматной доски, есть известная шахматная поговорка «Белая-не левая». У каждой клетки есть «имя» (маленькая латинская буква) и «фамилия» (цифра). Например, «а8»

Горизонтали пронумерованы от 1 до 8. Вертикали названы буквами от а до h.Фигуры белых всегда расставляются на рядах 1 и 2, черные- в зеркальном отражении, на рядах 7 и 8.

Задачи:


 БЕСЕДА №3

«Шахматные фигуры»

  • учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;
  • познакомить с правилами расстановки фигур. Содержание беседы.

В игре  участвуют пешки  и  еще  5  видов фигур.   У всех        них разные возможности и ходят они по-разному. Фигуры делятся на черные и белые.

Каждая фигура ходит по-своему, и у каждой своя ценность. Ни одному из игроков нельзя брать собственные фигуры. Белые и черные ходят по очереди. Самые высокие фигуры (король и ферзь) стоят в центре, а далее высота фигур уменьшается от центра к углам. Одноименные фигуры расположены друг напротив друга. Перед каждой из них стоит по пешке. «Ферзь любит

свой цвет» – белый ферзь сначала ставится на белое поле, а черный – на черное. БЕСЕДА №4

«Король»

Задачи: познакомить с шахматной фигурой «король», ее обозначением, правилами хода и взятия, обратить внимание, что король является самой

важной фигурой. Содержание беседы.

        Король может ходить в любом направлении, но только на одну клетку. Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке. Считается самой важной фигурой, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника означает проигрыш партии. Он очень ценный, потому что носит с собой весь золотой запас королевства, золото тяжелое, поэтому король так медленно двигается. Твой соперник по игре пытается захватить короля и забрать его золото.

 БЕСЕДА №5

«Пешка»

Задачи: познакомить с шахматной фигурой «пешка», ее обозначением, правилами хода и взятия;

Содержание беседы.

Пешка (обозначения нет) ходит или на одну, или на две клетки (только с начальной клетки) вперед, но только если никто не стоит у нее на пути. Пешки – единственные фигуры, которые не ходят назад. Пешка – это

единственная фигура, которая берет иначе, чем ходит. Пешки берут фигуру, продвигаясь на одну клетку вперед по диагонали. Много-много лет назад, когда изобрели шахматы, пешка выглядела, как солдат со щитом в руках. Таким солдатам приходилось нападать на своих противников не прямо вперед, а по диагонали, иначе те заслонились бы от их мечей щитами.

 БЕСЕДА №4

«Превращение пешки»

Задачи: повторить правила перемещения по шахматной доске пешки, познакомить с тем, что при достижении пешкой противоположной горизонтали она может превращаться в другие фигуры.

Содержание беседы.

Когда пешка доходит до восьмой горизонтали (достигает цели!), она может стать ферзем, ладьей, слоном или конем. Обычно пешку решают продвинуть в ферзи, ведь эта фигура самая сильная. Как правило, пешку продвигают ближе к концу игры, ведь к этому времени у противника остается меньше всего фигур для защиты.

 БЕСЕДА №5

«Ценность фигур»

Задачи: познакомить с изображением и ценностью всех шахматных фигур.

Содержание беседы.

Название

Изображение

Ценность

Пешка

1

Конь

3

Слон

3

Ладья

5

Ферзь

9

Король

-

Пешка обладает самой низкой ценностью среди всех фигур. В пешках измеряется ценность других фигур. Ценность самой пешки – одна пешка.

Если у одного из игроков больше очков, чем у противника, то у него есть так называемое материальное преимущество. Размен фигур равной ценности имеет смысл, когда у тебя материальное преимущество, потому что если в целом фигур на доске будет меньше, то игра станет легче и, как правило, ее будет проще выиграть.

 БЕСЕДА №6

«Конь»

Задачи: познакомить с шахматной фигурой «конь», ее обозначением, правилами хода и взятия.

Содержание беседы.

             Эта шахматная фигура похожа на настоящего коня, и она единственная, которая может перепрыгивать через другие фигуры. Конь (К) ходит буквой «Г». Он может перепрыгивать через другие фигуры. Конь может попасть на любую клетку поля, но это медленная фигура. Кони любят располагаться поближе к центру доски, чтобы была возможность быстро перебраться к любой ее части. «Конь на краю не поможет в бою» – гласит старая шахматная поговорка. Ценность коня равна трем пешкам или трем очкам.

 БЕСЕДА №7

«Слон»

Задачи: познакомить с шахматной фигурой «слон», ее обозначением, правилами хода и взятия.

Содержание беседы.

У слона острая вытянутая верхушка, похожая на луковичку. Слон (С) двигается по диагонали, это быстрая фигура дальнего действия. Она не умеет перепрыгивать через другие фигуры, как конь. В начальной позиции слоны ходов не имеют. Каждый слон ограничен клетками только одного цвета (их 32). Один конь ходит только по черным клеткам, второй – только по белым. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже... шутом!

 БЕСЕДА №7

«Слон и конь»

Задачи: дать сравнительную характеристику шахматных фигур коня и слона.

Содержание беседы.

Слоны и кони считаются легкими фигурами. Если сравнить их между собой, то преимущество коня в том, что он может попасть на любую из 64 клеток, но он медленный. Слон быстрый, но он может ходить только по 32 клеткам. Эти свойства создают равновесие между ними. Слоны по силе равны коням. Ценность коня и слона равна 3 пешкам.

 БЕСЕДА №8

«Ладья»

Задачи: познакомить с шахматной фигурой «ладья», ее обозначением, правилами хода и взятия.

Содержание беседы.

Шахматная ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться.

В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Ладьи (Л) ходят по горизонтали (вправо и влево) и по вертикали (вверх и вниз), как показывают зубцы на башне того замка, который изображает эта фигура. В начальной позиции ладьи ходов не имеют. Ладья – быстрая фигура дальнего действия, она может попасть на любую из 64 клеток. Где бы ни находилась ладья, она всегда держит под ударом 14 полей. Как и слон, ладья не умеет перепрыгивать через другие фигуры.

Ценность ладьи равна 5 пешек.

 БЕСЕДА №9

«Ладья и другие фигуры»

Задачи: провести сравнение ладьи с конем и слоном, обсудить их ценность.

Содержание беседы.

Если сравнивать ладью с конем, то получается, что обе фигуры могут попасть на любую из 64 клеток, но ладья быстрее, а конь медленнее. Поэтому ладья – более ценная фигура, чем слон.

Если сравнивать ладью со слоном, то получается, что обе фигуры быстрые. Но ладья может попасть на любую из 64 клеток, а слон – только на

  1. У ладьи снова преимущество.

 БЕСЕДА №10

«Ферзь»

Задачи: познакомить с шахматной фигурой «ферзь», ее обозначением, правилами хода и взятия.

Содержание беседы.

       Ферзь (Ф) ходит по горизонтали и по вертикали, как ладья, и по диагонали, как слон. Это как две фигуры в одной! У ферзя есть корона, зубцы которой указывают во все направления (подсказка для того, чтобы запомнить, как ходит ферзь). Ферзь в начале игры становится на клетку своего цвета: белый ферзь – на белую (d1), а черный – на черную (d8). Ценность ферзя равна 9 пешкам. Стоя в центре доски, эта фигура контролирует 27 полей. Ферзь не может перескакивать через другие фигуры. В начальной позиции ладьи ходов не имеет.

 БЕСЕДА №10

«Пешка превращается в ферзя»

Задачи: рассказать о том, что пешка при достижении противоположной горизонтали может «превратиться» в другую шахматную фигуру.

Содержание беседы.

Поскольку ферзь – самая сильная фигура, то в большинстве случаев, когда пешку стремятся превратить в другую фигуру, ее продвигают в ферзи. Если пешку продвигают не в ферзи, то обычно выбирают коня, потому что конь ходит иначе, и в некоторых случаях это может оказаться полезным. Если пешка превратилась в ферзя, то ее заменяют на поле ферзем, которого уже взяли или ладьей, поставив ее вверх ногами, или ферзем из другого набора.

 БЕСЕДА №11

«Шах»

Задачи:        познакомить  с        важным        понятием        в  игре        -        «шах»  и        с возможностями избежания шаха.

Содержание беседы.

В этом положении черные могут дать шах- белому королю ходом ферзя на a1 или b1. В ответ на это белые могут только закрыться на g1 ладьей.

Шах происходит, когда на короля нападает фигура противника. По правилам шахмат, когда на короля нападают и объявляют шах, игрок ДОЛЖЕН делать ход, чтобы уйти от шаха. Есть три возможности избежать шаха: взять атакующую фигуру, предотвратить шах, расположив на пути одну из своих фигур, или перевести короля на клетку, которая не находится

«под боем».

 БЕСЕДА №12

«Шах и мат»

Задачи: познакомить с понятием «мат», объяснить, что мат – это шах, от которого нет защиты.

Содержание беседы.

Шах и мат означает, что королю шах и из-под шаха не уйти ни ходом короля на безопасную клетку, ни закрываясь от шаха другой фигурой, ни взяв фигуру, которая угрожает королю. Цель игры – поставить мат сопернику.

В нашей позиции белая ладья напала на черного короля. При этом королю мешают собственные пешки убежать на 7-й ряд.

 БЕСЕДА №13

«Пат»

Задачи: объяснить, что пат – это ситуация в шахматах, когда итогом партии является ничья.

Содержание беседы.

Не всегда итогом борьбы в шахматной партии является победа одной  из сторон. Иногда ни одному из игроков не удается добиться выигрыша, и тогда партия признается ничьей. Слово ПАТ пришло к нам из итальянского,

«Patta» – игра вничью. Самый простой пример такой встречи, когда на доске остаются одни короли. А как известно, по правилам игры короли не могут подходить вплотную друг к другу и, следовательно, не могут ни объявить шах, ни поставить мат друг другу. Ничейными считаются позиции, в которых у одного из партнеров, несмотря на перевес в силах, недостаточно возможностей, чтобы объявить мат одинокому королю противника. К таким позициям относятся следующие:

  • У одного игрока остались король и слон, у другого – только король;
  • У одного игрока – король и конь, у другого – только король;
  • У одного игрока – король и два коня, у другого – только король;
  • У каждого из соперников есть по королю и одноцветному слону.

 БЕСЕДА №13

«Короткая рокировка»

Задачи: познакомить с особым ходом в шахматах – рокировкой и ее разновидностью короткой рокировкой.

Содержание беседы.

Рокировка – еще один особенный ход (первым было продвижение пешки в ферзи). Это единственный ход, когда одновременно передвигаются две фигуры (король и ладья). Каждый игрок может делать рокировку только один раз за игру. Обязательным условием рокировки является то, чтобы ни король, ни ладья до этого не делали ходов. Правила игры также не  позволяют производить рокировку в тот момент, когда король находится под боем неприятельской фигуры. Рокировка позволяет уберечь короля, увести его из центра доски и в то же время развить ладью, вывести ее в центр и ввести в игру. Подходящее время, чтобы вывести короля в центр – это эндшпиль, конец игры, когда большинство фигур уже взято. Королю не так легко поставить мат, когда на доске мало фигур.

 БЕСЕДА №14

«Длинная рокировка»

Задачи: познакомить с особым ходом в шахматах – рокировкой и ее разновидностью длинной рокировкой.

Содержание беседы.

Рокировку могут делать и белые и черные. Рокировка бывает короткая и длинная. Короткая рокировка делается в сторону королевского фланга, длинная – в сторону ферзевого фланга.

 БЕСЕДА №14

«Запись ходов»

Задачи: способствовать формированию умения записывать ходы в шахматной партии.

Содержание беседы.

1. е4 23…Кс5-а6

Язык, на котором мы записываем и читаем шахматные ходы, называется алгебраической нотацией. Запись ходов называется ведением счета. Алгебраическое обозначение состоит из двух частей: названия фигуры, которой ходят, и названия клетки, на которую ходят. Ход белой фигуры записывается после номера хода и точки. Ход черной фигуры записывается после номера хода и трёх точек (многоточия).

 БЕСЕДА №15

«Контроль времени»

Задачи: способствовать пониманию необходимости контроля времени во время игры.

Содержание беседы.

С XIX века используется контроль времени. Первоначально он осуществлялся с помощью песочных часов, позднее, в конце XIX века Вильсон сконструировал механические шахматные часы (1883 год). В игре появились понятия цейтнот, проигрыш по времени, либо ничья в лучшей игровой ситуации, но с худшим временем, блиц. В наши дни все чаще используются электронные шахматные часы.

Все официальные партии должны использовать контроль времени. Для этого используются специальные шахматные часы. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, останавливающую его часы и запускающую часы противника.

Материально-техническое обеспечение программы

  • шахматные столы;
  • настольные шахматы разных видов;
  • демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
  • шахматные часы;
  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
  • шахматы напольные;
  • электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
  • книжно-печатная шахматная продукция для детей
  • комплект методической литературы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк «как научить шахматам» Москва 2008г
  2.         Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение,
  3.         Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детск
  4.         Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. —  Л.: Детская литература, 1985;
  5.         Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  6.         Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
  7.         Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
  8.         Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
  9.         Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
  10.         Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
  11.         Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
  12.         Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
  13.         Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
  14.         Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
  15.         Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука общения»

Пояснительная записка. Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деят...

Дополнительная образовательная программа "АЗБУКА ОБЩЕНИЯ"

В программе представлен теоретический и практический материал для проведения коррекционной работы, направленной на профилактику речевыхъ нарушений, формирование коммуникативных навыков и умения общать...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"

дополнительная образовательная Программа  «азбука безопасности» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука города"

дополнительная образовательная Программа  по  правилам  дорожного движения «азбука города» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука здоровья"

дополнительная образовательная Программа  «Азбука здоровья»  для детей5-7 лет  срок реализации программы: 2 учебных года    ...

Дополнительная образовательная программа "Азбука безопасности"

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения. Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых...

Дополнительная образовательная программа «Азбука краеведения» с детьми подготовительной группы

Процесс воспитания чувства патриотизма многогранен, он включает в себя и знакомство с традициями, обычаями и народным искусством России, литературным и музыкальным наследием, формирование бережного от...