«Использование конструктора LEGO Education WeDo в совместной деятельности со старшими дошкольниками с ОВЗ» (Робототехника. «Живые» игрушки своими руками)
материал (подготовительная группа)

Фролова Елена Ивановна

21 век – век технического прогресса. С каждым годом появляются новые, более совершенные технические новинки. Дошкольники с большим интересом относятся ко всему новому. Создание игрушки своими руками, с возможностью придать не только желаемый внешний вид, но «оживить» её заинтересует любого ребенка, а особенно дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_frolova.docx270.56 КБ
PDF icon predstavlenie_opytra_raboty.pdf1.17 МБ
PDF icon prezentatsiya.pdf1.43 МБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\1579277343_36-62.jpg

D:\все\логотип\Презентация1.jpgD:\все\логотип\логотип.jpgD:\все\логотип\Управление.jpg

Содержание

Условия формирования опыта

2

Актуальность опыта

2

Теоретическое обоснование опыта

2

Новизна опыта

5

Ведущая педагогическая идея

6

Технология опыта

6

Результативность

7

Адресная направленность

7

Трудоемкость

7

Литература

8

Приложение

9

                             Условия формирования опыта

Автор

Фролова Елена Ивановна, 1981 года рождения, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 73 – ЦРР». Педагогический стаж работы 10 лет, образование -  высшее, высшая квалификационная категория.

Опыт формировался в условиях МБДОУ «Детский сад № 73 –ЦРР», на базе группы компенсирующей направленности № 6 (воспитанники с общим недоразвитием речи).  

Актуальность опыта

21 век – век технического прогресса. С каждым годом появляются новые, более совершенные технические новинки. Дошкольники с большим интересом относятся ко всему новому. Создание игрушки своими руками, с возможностью придать не только желаемый внешний вид, но «оживить» её заинтересует любого ребенка, а особенно дошкольника.

 «Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно - коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства, а ныне председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.

Детей всегда привлекали игры с конструктором. Причем детям интересно не только строить, а еще и создавать различные фигуры, например, животных, роботов. Конструирование не только увлекательное занятие для ребенка, но еще и полезное. У детей развивается мелкая моторика пальцев рук, сенсорика, психические процессы, также происходит обогащение речи специфическими терминами.  

В процессе конструирования дети взаимодействуют друг с другом, учатся обсуждать свои постройки, видоизменяют их, заменяя одни детали на другие, советуясь друг с другом.

                      Теоретическое обоснование опыта

Конструкторы LEGO - многофункциональны. Конструирование с дошкольниками проводится в игровой форме.

Систематическое обучение детей конструированию и программированию играет большую роль при подготовке к учебной деятельности, так как данная работа имеет продолжение в школе.

Конструирование и робототехника - это одно из направлений работы с конструктором LEGO. Ребенок может не только создавать фигуру, но и «оживлять» ее.

        Немного об истории появления конструктора LEGO.  

 Самая известная в мире игрушка, мечта многих маленьких мальчиков и девочек — конструктор LEGO появилась в Дании, королевстве детских сказок, на родине Ганса-Христиана Андерсена. Кажется, именно там, в стране с волшебной атмосферой, с любовью к миру детства, должен был появиться замечательный конструктор, там его смогли придумать и оценить по достоинству. Замечательное изобретение — конструктор LEGO стал частью жизни Дании: там в 1968-м году был построен Legoland— целый маленький мир из 45 миллионов кубиков LEGO, куда с удовольствие ходят дети и, с не меньшим удовольствием, взрослые. Конструктор LEGO неоднократно получал премии и награды в разных странах мира, вполне справедливо он был назван одним из самых важных изобретений 20-го века.

LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном (Ole Kirk Christiansen) столяром из небольшого городка Билунд в Дании (Billund, Denmark). Оле Кирк Кристиансен на своей небольшой фабрике занимался производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек. Название компания получила в 1934-м году от словосочетания «LEg GОdt» — «играть хорошо» на датском. Оле Кирк Кристиансен объявил о конкурсе на лучшее название для фирмы среди своих работников и в тяжелой конкурентной борьбе сам же его и выиграл.

С тех пор название украшает собой всю продукцию компании. Рядом с отцом с подросткового возраста работал и сын — Готфрид (Godtfred), позже возглавивший компанию. «Тяжелому детству» мальчика многие могут позавидовать, уже с 17-ти лет он полностью посвящает себя моделированию и производству деревянных игрушек. Позже руководство Lego Group возьмет на себя внук основателя Кильд Кирк Кристиансен (Kjeld Kirk Kristiansen).

Форма для штамповки кирпичиков Lego. Прежде чем стать экспонатом в Legoland California в августе 2008 года, она отштамповала более 120 миллионов деталек

В 1949-м году LEGO начинает выпуск «Автоматически соединяющихся брусочков» с четырьмя или восемью выступами — в них уже можно узнать прообраз будущего знаменитого конструктора. В 1954-м такие кубики начинают называть «кубиками LEGO». Современная система крепления кубиков была запатентована позже в 1958-м году. В те же годы компания разрабатывает и свою «игровую систему» — определенный набор основных и дополнительных элементов конструктора, которая с каждым годом становилась все сложнее и сложнее. К кубикам позже прибавились транспортные фигурки, фигурки людей, потом животных, множество дополнительных элементов и еще много-много, очень много кубиков.

В 1973-м году появляется логотип LEGO, который мы знаем сейчас, до этого продукция выпускалась под несколькими логотипами, но активный выход компании на международный рынок привел к созданию единого знака, узнаваемого во всех странах. В 1998-м была создана новая, более сжатая версия логотипа.

LEGO выпускает продукцию для детей самых разных возрастов, да и взрослые с удовольствием занимаются складыванием не таких уж и примитивных кубиков. Самая знаменитая серия LEGO так и называется «Lego» или «Lego system» она представлена множеством серий: «Город», «Замок», «Космос», «Пираты», серии посвященные «Звездным войнам» и «Гарри Поттеру» и т.д. Выпускается серия для маленьких детей — «DUPLO» и для самых маленьких — «Primo».

Есть у LEGO также малоизвестная серия «Znap» — в ней нет классических кубиков, больше всего эта серия подходит для строительства мостов, ажурных перекрытий. Серия «Technic» оснащена более сложными деталями и подходит для любителей роботов. Серия «Mindstorms» предлагает создать не просто своего собственного робота, но и, используя компьютерный модуль, запрограммировать его по своему усмотрению. Конечно при этом затрачивается куда больше усилий и времени, чем если бы вы купили готового робота, но результат превосходит все ожидания.

        Для работы с данным конструктором необходим: ноутбук, интерактивный конструктор, программное обеспечение к конструктору, интерактивная доска, книга учителя.

В набор конструктора входят 158 элементов, ЮСБИ – Лего коммутатор (подключается к компьютеру, через него осуществляется управление датчиками наклона и расстояния, а также мотором).

На экране компьютера находятся готовые блоки, их можно переносить на рабочее поле и выстраивать в цепочку программы. С помощью этих программ модели «оживают». Для управления мотором и датчиками наклона и расстояния предусмотрены соответствующие блоки.

Новизна опыта

В рамках данной деятельности ведется углубленная работа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, размере, количестве, части и целом, причинах и следствиях и др.) через конструктивную деятельность из конструктора LEGO Education WeDo. Расширяется представление детей о современных технических возможностях: не только создание статичной игрушки из конструктора, но и приведение её в движение с помощью современных информационно – коммуникативных технологий.

Ведущая педагогическая идея

        Работа проводится с воспитанниками с ОВЗ, посещающие группу компенсирующей направленности (ОНР). Всем известно, что двигательные и речевые центры находятся рядом. Следовательно, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

В работе с дошкольниками ориентируюсь на следующие педагогические принципы:

 - принцип научности;

- преемственности;

- последовательности и систематичности;

- наглядности;

- принцип сознательности и активности;

 - принцип уважения к личности;

- принцип доступности;

 - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

 - принцип комплексности;

- принцип единства взаимосвязи родителей, воспитателей и детей;

 - принцип развития.

Технология опыта

Цель. Использование конструктора LEGO Education WeDo в совместной деятельности со старшими дошкольниками с ОВЗ

Задачи.  Дать детям старшего дошкольного возраста представление о технических возможностях LEGO Education WeDo; учить старших дошкольников создавать модели из конструктора LEGO Education WeDo, придавать им динамические характеристики; развивать у детей познавательную активность в рамках работы с конструктором LEGO Education WeDo.

Деятельность с дошкольниками в данном направление условно разделили на три блока:

  • Развитие мелкой моторики (основной целью данного блока является развитие мелкой моторики рук, так же дети знакомятся с названием деталей конструктора, происходит развитие сенсорики, развитие речи);
  • Развитие конструктивных действий. Работа со схемами (на этом этапе дети учатся работать со схемами и по схемам собирают фигуры LEGO Education WeDo);
  • Самостоятельная работа с конструктором LEGO Education WeDo, создание движущихся фигур.

Педагогическая целесообразность.  Конструирование – неотъемлемая часть образовательной деятельности ДОУ. Но конструирование из Lego с возможностью «научить» созданную модель двигаться и издавать звуки удовлетворит потребности современных дошкольников: желание не просто играть в гаджеты, а применять умения ими пользоваться для создания чего – то нового; умение не просто создавать постройку из конструктора Lego, а действующие модели; действовать не только по схеме, а вносить элементы творчества.

Способы определения результативности: наблюдение за детской деятельностью, анализ продуктов деятельности, участие в конкурсах по робототехнике.

Результативность

Дети имеют представление о технических возможностях Lego WeDo; дети создавать модели с динамическими характеристиками из конструктора Lego WeDo; дети интересуются робототехникой, знакомятся с новинками, делятся информацией с педагогом и товарищами.

Адресная направленность

   Данный опыт работы по теме может быть использован воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, работающими с дошкольниками, родителями детей дошкольного возраста.

                                              Трудоемкость  

Трудоемкость заключается в следующем:

  1. Подбор научно-методической литературы по теме.

Литература

Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273 - ФЗ «Об образовании в РФ».

Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО.

«Концепция развития дополнительного образования детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726 - р.

Методическая литература

Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

2. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

ПервоРобот LEGO WeDo. Книга учителя.  

Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.

Интернет-ресурсы

http://фгос-игра.рф/ 

cer@irro.ru

Приложение 1

C:\Users\User\Desktop\1579277343_36-62.jpg

Рабочая программа

Пояснительная записка

 «Робототехника. Игрушки своими руками» носит техническую направленность. 

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе направлена на формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии; выявление, развитие и поддержку талантливых дошкольников.

Отличительные особенности образовательной программы. Применение информационно – коммуникативных технологий в рамках конструктивной деятельности.

Сроки реализации. Три года, делятся на три этапа: 1. знакомство с конструктором LEGO Education WeDo и его составляющими; 2. создание статичной игрушки; 3. придание игрушке динамических характеристик; самостоятельное создание движущейся модели игрушки.

 Форма и режим занятий. 1 раз в неделю, занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. 

Способы определения результативности: наблюдение за детской деятельностью, анализ продуктов деятельности, участие в конкурсах по робототехнике.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, конкурсы, презентация деятельности.

Учебно-тематический план

пп

Раздел, тема

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Раздел 1. Знакомство с конструктором LEGO Education WeDo и его составляющими

10

5

5

2.

Раздел 2. Создание статичной игрушки

24

6

18

3.

Раздел 3. Придание игрушке динамических характеристик

36

12

24

4.

Раздел 4. Самостоятельное создание движущейся модели игрушки.

10

2

8

1 год обучения

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие.

Знакомство детей с конструктором Лего Виду. Знакомство с деталями Лего.

2

2.

Исследователи Лего Виду

Исследователи кирпичиков конструктора Лего.

4

3.

Продолжение знакомства с конструктором Лего.

Форма и размер деталей, варианты скрепления.

4

4.

Путешествие по Лего – стране

Продолжаем знакомство с конструктором (название деталей, форма, цвет)

5

5.

Игровая деятельность с конструктором.

Конструирование на свободную тему.

12

6.

Уроки конструирования.

Конструирование по образцу.

6

7.

Уроки конструирования

Знакомство со схемами. Конструирование по образцу.

3

2 год обучения

Путешествие по стране Лего

Повторение формы, цвета и названия Лего-деталей. Вариантов скрепления деталей.

4

Учимся, играя

Конструирование на свободную тему.

5

Знакомство с Миром Лего Виду

Познакомить детей с моделями конструктора Лего Виду (демонстрация презентации)

3

Наши помощники

Закрепить умение детей работать со схемой. Конструирование.

10

Забавные механизмы

Конструирование по схеме:

1.Умная вертушка

2.Танцующие птицы

3.Обезъянка - барабанщик

2

2

2

6.

Мир конструктора Лего Виду. Звери

Конструирование по схеме:

Аллигатор

Рычащий лев

Порхающая птица

2

2

2

7.

Мир конструктора Лего Виду

Конструирование по выбору детей (задание по выбору)

2

3 год обучения

1.

Путешествие по стране Лего

Повторение пройденного курса

1

2.

Мы – исследователи!

Изучение составляющих конструктора для программирования

1

3.

Вот что мы умеем!

Повторение конструирования уже знакомых заданий

6

4.

Мир конструктора Лего Виду. Футбол

Конструирование по схеме:

Нападающий

2.Вратарь

3.Ликующие болельщики

2

2

2

5.

Мир конструктора Лего Виду. Приключения

Конструирование по схеме:

1.Спасение самолета

2.Спасение от великана

3.Непотопляемый парусник

2

2

2

6.

Движущиеся модели

Создание движущейся модели.

Конструирование по схеме и программирование модели

15

7.

Итоговое занятие

Выставка моделей

1

Содержание курса:

Месяц

Краткий ход

Количество часов

1 год обучения

Сентябрь

Вводное занятие. Знакомство детей с конструктором. Знакомство с деталями конструктора.

Исследователи конструктора. Исследователи кирпичиков конструктора.

2

2

Октябрь

Исследователи конструктора. Исследователи кирпичиков конструктора.

Продолжение знакомства с конструктором. Форма и размер деталей, варианты скрепления.

2

2

Ноябрь

Продолжение знакомства с конструктором. Форма и размер деталей, варианты скрепления.

Путешествие по Лего стране. Закрепляем знания о составляющих конструктора.

2

2

Декабрь

Путешествие по Лего стране. Закрепляем знания о составляющих конструктора.

Игровая деятельность с конструктором. Конструирование на свободную тему.

3

1

Январь

Игровая деятельность с конструктором. Конструирование на свободную тему.

4

Февраль

Игровая деятельность с конструктором. Конструирование на свободную тему.

4

Март

Игровая деятельность с конструктором. Конструирование на свободную тему.

Уроки конструирования.  Конструирование по образцу.

3

1

Апрель

Уроки конструирования.  Конструирование по образцу.

4

Май

Уроки конструирования.  Конструирование по образцу.

Уроки конструирования. Знакомство со схемами. Конструирование по образцу.

1

3

2 год обучения

Сентябрь

Путешествие по стране Лего. Повторение формы, цвета и названия Лего-деталей. Вариантов скрепления деталей.

4

Октябрь

Учимся, играя! Конструирование на свободную тему.

4

Ноябрь

Учимся, играя! Конструирование на свободную тему.

Знакомство с миром конструктора. Познакомить детей с моделями конструктора (демонстрация презентации).

1

3

Декабрь

Наши помощники. Закрепить умение детей работать со схемой. Конструирование.

4

Январь

Закрепить умение детей работать со схемой. Конструирование.

4

Февраль

Закрепить умение детей работать со схемой. Конструирование.

Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование по схеме

2

2

Март

Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование по схеме

Забавные механизмы. Обезьянка - барабанщик. Конструирование по схеме

2

2

Апрель

Мир конструктора Лего Виду. Звери. Конструирование по схеме. Аллигатор

Мир конструктора Лего Виду. Звери. Рычащий лев

2

2

Май

Мир конструктора Лего Виду. Звери. Порхающая птица

Мир конструктора Лего виду. Конструирование по выбору детей (задание по выбору)

2

2

3 год обучения

Сентябрь

Повторение пройденного курса

Изучение составляющих конструктора для программирования

Повторение конструирования уже знакомых заданий

1

1

2

Октябрь

Повторение конструирования уже знакомых заданий

4

Ноябрь

Конструирование по схеме:

Нападающий

Вратарь

2

2

Декабрь

Конструирование по схеме:

Ликующие болельщики

Спасение самолета

2

2

Январь

Конструирование по схеме:

Спасение от великана

Непотопляемый парусник

2

1

Февраль

Непотопляемый парусник

Создание движущейся модели.

Конструирование по схеме и программирование модели

1

3

Март

Создание движущейся модели.

Конструирование по схеме и программирование модели

4

Апрель

Создание движущейся модели.

Конструирование по схеме и программирование модели

4

Май

Создание движущейся модели.

Конструирование по схеме и программирование модели

Выставка моделей

3

1

Приемы и методы:

Наглядный (показ презентации, слайдов, карточки, схем, образец)

Словесный (беседа, пояснение, объяснение, вопросы)

Практический

Методическое обеспечение:

Технические

  • Интерактивная доска
  • Ноутбук

Учебно-наглядные пособия

  • Учебное пособие
  • Схемы
  • Карточки

Оборудование

  • Конструктор LEGO Education WeDo

Приложение 2C:\Users\User\Desktop\1579277343_36-62.jpg

Мониторинг 1 раза в год: май.

Индивидуальная карта наблюдения

ФИО воспитанника _______________________________________________

Мониторинг образовательных результатов.

Уровень развития умений и навыков.

- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++).  Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (+). Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (-).  Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (--).  Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

 Нулевой (0).  Полное отсутствие навыка

Умение проектировать по образцу

Высокий (++).  Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

 Достаточный (+).  Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

 Средний (-).  Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

 Низкий (--).  Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0).  Полное отсутствие умения

Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++).  Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный (+).  Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-).  Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--).  Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Нулевой (0).  Полное отсутствие умения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: