ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС
материал

Кривенко Наталья Анатольевна

Об особенностях работы в группе кратковременного пребывания детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_detmi_s_ras.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

Аутизм – это симптом и форма психических заболеваний, при которых мышление человека регулируется внутренними эмоциональными потребностями и не зависит от реальной жизни.

Это не общительность, стремление уйти от реальности.

Это нарушения, связанные с неумением понимать мотивы других людей и участвовать в жизни общества.

Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире.

Я хочу поделиться опытом работы в группе кратковременного пребывания детей с РАС. Работаю я в этой группе с 2016 года.

Целью нашей группы является интеграция ребенка в адекватную для него образовательную среду, социализация в обществе, создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Адаптировать ребенка  к коллективу сверстников, формировать социально –приемлемое  поведение, вовлечение в процесс социальной интеграции и личностной саморегуляции  детей.

Развитие  у детей коммуникативных  навыков, навыков  самообслуживания.

Формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в окружающей среде.

Развитие и коррекция познавательной деятельности, формирование базовых знаний и навыков.

В работе воспитателей предусматриваются различные формы взаимодействия с детьми с целью  обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка.

Три часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель.

Это:

-индивидуальные и групповые занятия;

-пальчиковые, хороводные, подвижные игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры с водой, с сыпучими материалами;

-игры с дидактическими игрушками;

-сенсорные игры;

-сюжетные игры;

-игры на развитие мелкой моторики с застегивающими и прилипающими элементами (пуговицы, шнуровки, кнопки);

-совместное рисование, конструирование.

Вся работа проводится в непринуждённой форме, что способствует

свободному общению с детьми.

 Мы добились эмоциональных контактов детей с воспитателем, контакта детей друг с другом.

На лицах ребят стали чаще появляться позитивные эмоции.

Повысился рост включенности детей в совместные игры.

Дети стали более организованными.

Совместные игры детей помогли справиться с тревогой, страхами, агрессивным поведением.

Какие же особенности у  детей с РАС.

У аутичных детей нарушены трудности коммуникации, присутствует стереотипное поведение, чрезмерная психомоторная возбудимость, присутствуют побочные реакции на сенсорные раздражители; нарушена речь, трудно выражают собственные эмоциональные переживания, и понимают состояние других.

 Аутичные дети стараются избегать нововведений в свой привычный жизненный порядок и активно этому сопротивляются.

В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.

 Недостаточное развитие языка, отсутствие речи.

Эти дети чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз подряд. Ребенок не понимает речь других людей,  не стремится разговаривать, общаться с другими детьми. В речи ребенка, в основном, присутствуют эхолалия, ребенок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые он услышал. Ребенок не понимает сложных языковых конструкций, только односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает местоимений мой, твой, их и т.д. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя".

Первоначально сложности в работе с детьми были в том, что ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него, порой совершенно невозможно привлечь внимание ребенка, они не реагирует на свое имя и на звуки голосов взрослых. Благодаря проведению индивидуальных занятий, мы добились положительного результата. Ребенок  стал  фиксировать  взгляд на лице воспитателя.

Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время им  характерна повышенная впечатлительность, реакции детей  на окружающее часто непредсказуемы и непонятны.

Очень сложно дети  с аутизмом  переносят эмоционального контакт как со взрослыми так и с детьми. Были такие дети, которые сначала избегали прикосновений к себе: не позволяли обнять, взять за руку. Но в процессе долгой и плодотворной работы мы достигали положительных результатов.

Не все дети, которые посещали группу,  играют с игрушками, и даже не проявляют к ним интереса. Так же не обращают внимание на других детей, не играют с ними, не имеют простейших игровых навыков.

Их игровая деятельность носит своеобразный характер, обычно ребенок играет сам, преимущественно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода: играть с обувью, шнурками, бумагой, выключателями, проводами, включает

набор простых движений – это дергать  кусок одежды, крутить веревку, сосать или нюхать части игрушек.

Дети выбирают себе место в комнате, где проводят свое время и занимаются с педагогом.

Все дети разные, не похожие друг на друга: кто-то любит слушать детские песенки, кто-то в это время закрывает уши. И у каждого свои «необычные» интересы.

Кто-то составляет на магнитной доске из букв слова; кто-то увлекается счетом. Так один мальчик считает до 200 в прямом и обратном порядке.

Кто-то рисует и конструирует из бумаги, кто-то может часами сидеть и пересыпать каштаны, перебирать карандаши и слушать какие звуки получаются при этом.

Особенностью  этих детей является то, что они привязываются к некоторым значимым взрослым.

И если происходит смена взрослого, то ребенок ведет  себя неадекватно: психует, капризничает, уходит в себя.

Сначала  коррекционную работу мы проводим индивидуально с каждым ребенком. Затем смотрим, каких детей можно объединить в группу.

Дети хорошо занимаются на музыкальных, физкультурных групповых занятиях.

Играют в подвижные игры, конструируют вместе.

Направления нашей работы следующие:

    развитие ощущений и восприятий;

    развитие навыков самообслуживания;

    развитие зрительно-моторной коррекции;

   формирование общей осведомленности.

Не все дети имеют простейшие навыки самообслуживания.

Таким детям  порой невозможно научиться одеваться самим, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и пользоваться столовыми приборами.

Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, он  не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Такой ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т.д.

Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет взрослых и бывает и детей.

Мы стараемся предотвращать вспышки агрессии, увлекая ребенка игрой или определенным видом деятельности.

На любое запрет или попытку связаться ребенок - аутист может внезапно проявить безудержную агрессию. Ему обязательно нужно дать то, что он требует. И в этом случае на помощь приходит игровая деятельность.

 В коррекции детского аутизма исключительно важной является возможность регулировать с помощью игры эмоциональное состояние аутичного ребенка. Игровые занятия помогают справиться с проблемами, сопровождающими детей аутистов: тревогой, страхами, иногда агрессивными проявлениями, возникающими на почве страха. Для этого мы вводим в игру элементы неожиданности, приключения, переживания опасности. Всегда, когда по нашей воле или по желанию ребенка в игре происходит какое-то непредвиденное событие, нечто опасное или не приятное, наша задача – дать ребенку образец благополучного разрешения ситуации, сделать так, чтобы «все закончилось хорошо». Например: если сломалась игрушечная машина –«вызываем мастера», который ее чинит; если разрушился дом – «делаем ремонт»; если игрушечный персонаж упал, «ушибся» или «заболел» -лечим больного. Так мы закрепляем в сознании ребенка с РАС представление о том, что трудности преодолимы, что в тяжелой или опасной ситуации необходимо действовать, искать помощь, что всегда можно найти способ справиться с проблемой. 

Игровые коррекционные занятия с детьми, имеющими РАС, позволяют решать множество задач, необходимых для нормализации их психического и социального развития: повышать психический тонус и снижать сверхчувствительность, развивать произвольное внимание и поведение, стимулировать инициативу во взаимодействии с окружающими людьми и в речи, преодолевать дискомфорт, страхи, проявления агрессии, формировать более гибкую коммуникацию и поведение в целом. Этот далеко не полный список возможностей игровой терапии с аутичным ребенком дает нам право говорить о ее необходимости, первичности по отношению к другим формам работы. Понятно, что эта работа может длиться не один год, но, по нашему мнению, при аутизме и РАС она незаменима, так как формирует основные механизмы эмоционального развития ребенка, создает необходимую базу для усвоения социальных навыков.

Особую  развивающую функцию выполняет участие детей в театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театру, способствует общему развитию, эстетическому воспитанию, развитию памяти, речи, познавательной активности. Участие в

театрализованных играх, разыгрывание песенок, потешек, сказок. Все это способствует творческому развитию.

Развитию творчества и воображения  так же способствуют  музыкально-ритмические движения.

Дети учатся элементарным танцевальным движениям, развивается чувство ритма. Принимая участие в танцах, дети преодолевают стеснительность, развиваются дружеские взаимоотношения.

Через творчество дети познают окружающий мир.  Мир театра поможет понять, что такое добро и зло. Изобразительное искусство привьет детям эстетический вкус, чувство прекрасного.

 Большая работа проводится с родителями. Мы даем советы, рекомендации.

Только совместная деятельность родителей и детей способствует развитию доверительных отношений между ними и положительно влияет на ребенка. Помогает понять ребенка и приучает его к сотрудничеству.

В процессе сотрудничества у детей развиваются моторные навыки, формируется воображение, происходит всестороннее развитие. Если ребенок проявляет творческую инициативу – поощряйте его.

Пусть дома все будет для творчества. От 10-30 минут достаточно уделить ребенку. Можно сделать тряпичную куклу, это источник эмоционального переживания радости, приобщает к традициям русской народной культуре, воспитывает ласковое отношение к миру.

Развивать мелкую моторику можно не только посредством игр, но и в быту. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти.

Шишечку катаю, ладошку упражняю.

Шишечку катаю, пальцы упражняю.

Шишечку катаю, к плечу поднимаю, к ладошке опускаю.

Можно предложить игру с крупой (прячем игрушки, пересыпаем),

покормим птичек, варим кашу. Различные игры с водой, мыльными пузырями. Занятия с карточками, лепка.

Предлагаем родителям схему занятий:  5 минут работа с карточками, 5 минут – чтение книг, 5 минут пальчиковые игры. Сделать перерыв и новый блок занятий. Идти от простых упражнений к более сложным.

Предлагаем родителям поручать ребенку выполнение простейших домашних  обязанностей, которые могут стать источником радости,

маленькие дети активно стремятся привлечь внимание поучавствовать в домашних делах. Обязанности по дому – это способ сформировать и повысить самооценку, может сделать ребенка независимым в будущем.

Это также занятия, которые можно разделить с дедушкой и бабушкой, родственниками и друзьями, которые, возможно, не понимают, как им общаться с ребенком аутистом.

Со временем, ребенок может научиться выполнять некоторые дела полностью самостоятельно, а некоторые дела он всегда будет делить с кем-то из родителей. В любом случае, ваш ребенок будет чувствовать себя успешным и компетентным, и ему будет приятно проводить с вами побольше времени!

Можно предложить полить цветы

Это самое популярное домашнее занятие. Кому не понравится лить воду и вдобавок радовать комнатные цветы? Также можно предложить протереть листья.

На занятиях в группе эти задания дети выполняют. И когда дома они с родителями закрепляют свои умения и навыки, это очень хорошо.

Второе поручение – это предложить сложить белье после стирки.

Совет: начинать лучше с маленьких предметов вроде носков или нижнего белья. Иногда проще вовлечь детей, если они складывают поначалу только собственные вещи. Позвольте вашему помощнику самому придумать систему организации сложенных вещей – по размеру, по цвету.

Я рекомендую привлечь ребенка к раскладыванию ложек и другой небьющейся посуды по своим местам. Сортировка столовых приборов и раскладывание посуды может быть увлекательным занятием, а умение справляться с посудой – это отличный набор навыков для дальнейшей жизни. Освоив ложки и вилки медленно переходите к тарелкам. Главное здесь – добиваться маленьких успехов и постепенно развивать уверенность в себе.

Можно предложить ребенку пылесосить, если он не боится шума.

Попробуйте определить, может ли ваш ребенок заинтересоваться этим устройством, а потом, для начала, поручите ему пропылесосить маленький участок пола или ковра.

Пытайтесь научить ребенка заправлять свою кровать.

Привлекайте детей к приготовлению пищи. Дети любят возиться с тестом. Большинство детей смогут освоить хотя бы какую-то часть, нужную для приготовления блюда.

Проводилось множество исследований о влиянии животных на людей с аутизмом и другими видами инвалидности. Кормление и уход за питомцем – это еще один способ для ребенка с аутизмом установить связь с животным и почувствовать ответственность за него. Если ребенку страшно и некомфортно с животным, то участие в ритуале кормления – это отличный способ наладить отношения, но не подходить слишком близко.

Самое главное – это общение с ребенком. Выражение лица доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное. В разговоре с ребенком старайтесь быть доброжелательны, приветливы в любых ситуациях.

Нужно избегать употребление всех частиц не, приказных фраз, таких слов, как возьми, сделай, должен, обязан.

Смотреть телевизор только с ребенком. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Если вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним. От Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.

Не говорите с иронией или насмешкой, не делайте постоянных замечаний,

не ругайтесь и не кричите на ребенка, вы должны быть всегда вежливым  и теплым по отношению к своим детям.

Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ваш ребенок, несмотря на все проблемы;

Не говорите ребенку, что не любите его;

Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).

От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

Постоянно  хвалите, старайтесь подбодрить вашего ребенка.

Молодец!   Правильно!  У тебя это здорово получилось! Ты сегодня хорошо потрудился! Я знала, что ты справишься! Неплохо!  Отлично!  Ты быстро научился!  Это то, что надо! С каждым днем у тебя получается лучше!

Коррекционно- развивающая работа совместно воспитателей и родителей приносит плодотворные результаты.

В сентябре, в начале  учебного года, мы проводим диагностику познавательного развития детей группы, содержательными критериями которой стали:

 - уровень запаса представлений об окружающем мире;

 - особенности восприятия;

 - пространственно-временные представления;

- особенности мышления, внимания и памяти;

- исследование уровня элементарных математических представлений;

 - состояние моторики.

 В январе  проводится промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.

Работать с детьми аутистами очень сложно.

Работа требует большого терпения, эмоциональных затрат от педагогов и родителей и носит долгосрочный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с детьми по познавательной деятельноси Тема"Детское экспериментироывание - как метод экологического воспитания."

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок нач...

Сообщение из опыта работы с детьми от 1,5 до 2 лет. "Знакомим детей с окружающим миром!"

Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам....

Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".

При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...

Первые шаги в рисовании (из опыта работы с детьми с овз )

Рисование является одним из наиболее эффективных видов деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рисунок является символическим выражением речи малышей. Дошкольники очень любят рисо...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "музыкальная палитра"

музука помогает в гармоничном развитие любого ребенка...

Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)

Как мы называем свое чадо? Как будим его по утрам? Как общаемся дома? О чем говорим и о чем молчим? Все это оставляет след душе ребенка....

из опыта работы с детьми с нарушением интеллекта "Музыкально-игровая деятельность с детьми с ОВЗ"

В работе с детьми с нарушением интеллекта создаётся особым образом организованное сопровождение отличающееся от детей с традиционным развитием. В статье описаны особенности взаимодействия и приёмы раб...