Клубная деятельность Духовно -нравственное воспитание
рабочая программа (младшая группа)

Попова Наталия Михайловна

Клубная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubn_d-t_duh-nravst.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

 « …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие является нравственным стержнем нашего народа.   При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач, мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет, и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей. По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Президент РФ В.В. Путин.

Пояснительная записка

Актуальность. Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»(Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года).

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека и является приоритетом таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших.  Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психофизического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

        Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества. Поэтому, проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Национальная доктрина образования Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливает систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

Направления работы Программы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например, изготовление подарков, открыток к праздникам, выставки рисунков, посвященные праздникам).

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.

Духовно – нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все образовательные области дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях .

Основные принципы программы:

  • Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»),
  • Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего города).
  • Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
  • Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
  • Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
  • Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).

Основная идея программы - возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, помогающих подрастающему поколению противостоять негативным социальным процессам и тенденциям в обществе.

Цель программы: сохранение, формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям традиционной Русской и Православной культуры через национальные традиции Православных праздников.

Задачи программы:

  1. Создание нормативно-правовой базы, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
  2. Познакомить детей с основными православными праздниками, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  3. Воспитание любви и уважения к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, традициям народа.
  4. Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
  5.  Содействие единству учащихся всех национальностей на основе ценностей, которые соответствуют культурной и религиозной традиции России.
  6. Учить принимать высоконравственные решения в реальных жизненных ситуациях.
  7. Осуществление комплекса мер по просвещению родительской общественности, возрождение и сохранение отечественных традиций семейных отношений.

МЕСЯЦ

ТЕМА

МЕРОПРИЯТИЕ

ЦЕЛЬ:

ИСТОЧНИК

 ОКТЯБРЬ

1 неделя

-

2 неделя

«Красота

вокруг нас!»

1. Прослушивание фонограммы музыкального произведения П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года». (1 мин).  

2. Знакомство с картинам И.Левитана  «Золотая осень». «Золотая осень. Слободка».  

3.чтение стихотворений об осени.

4. беседа воспитателя с детьми

 Пробуждать у детей интерес к наблюдениям за окружающим миром и словесному описанию его.

репродукции пейзажной живописи И.Левитана 

 

3 неделя

-

4неделя

 

«Мы в детском саду»

 

Рассказ, показ дем. материала о правилах поведения в детском саду.

Знакомить с правилами поведения в детском саду. Формировать представление о значимости слов вежливости в нашей жизни. Приучать детей помогать друг другу, заботиться друг о друге.

Г.Шалаева, О.Журавлева, О.Сазонова: «Правила поведения для воспитанных детей»

НОЯБРЬ

1 неделя

-

2 неделя

«Моя Семья»

Рассказ вос-ля, рассматривание семейного альбома

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к родным. Учить ценить семью, родителей, их здоровье,  хорошее настроение, их время. Приучать детей к пониманию того, что слова «матерь», «отче» - особенные, имеют огромное значение для всех людей.

Чтение стихотворений А.В. Бородиной «В день рожденья своей маме», «С мамой», «Папа». 

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал

3 неделя

-

4неделя 

«Икона в доме»

Рассказ вос-ля, рассматривание иконы «Рождество Христово», знакомство с понятиями «Христос», «Богородица», «Божья Матерь»

Знакомить детей с иконой, обогащать словарный запас новыми словами «икона», «Христос», «Богородица», «Божья Матерь».

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал

Чтение стихотворений А.В. Бородиной Божья матерь, помоги!» 

Репродукция иконы «Рождество Христово».

 

ДЕКАБРЬ

1 неделя

-

4неделя 

 

«Рождество Христово»

Создание условий к празднику для радостного воспоминание о нем в душах детей. Рассказ вос-ля, рассматривание иконы «Рождество Христово», слушание колокольного звона «Рождественский», продолжать знакомить с понятиями колокол, колокольный звон, «Христос», «Богородица», «Божья Матерь»

 Коллективная аппликация «Рождественская ёлочка»

Продолжать формировать представление детей о всеобщих ценностях для всех людей, например, праздник – Рождество Христово. Продолжать раскрывать детям содержание иконы Рождества Христова. Обогащать словарный запас новыми словами «Рождество», «Рождественская Ёлка»

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал

Чтение: Бородина А.В «Рождество Христово»(фрагмент); Бородина А.В « Дорога к храму», «Рождественская Ёлка» (заучивание наизусть), «Без пяти девять».

Репродукция иконы «Рождество Христово».

Фонограммы: В.А. Моцарт «Колокольчики звенят», «Рождественский»

 ЯНВАРЬ

3 неделя

-

4неделя 

«Рождественский сундучок»

Чтение потешек, песенок, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством (потешки, пестушки, загадки, песенки); воспитывать любовь к родной природе.

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»   Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

 ФЕВРАРЬ

1 неделя

-

2 неделя

«Что такое доброта?»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Чтение сказок «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»

Знакомить детей с системой нравственных норм. Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых. Объяснить детям, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение

Конспект

3 неделя

-

4неделя 

Театральное представление сказки «Заюшкина избушка». Чение стихотворения «Добрые дела».

Формировать представления о доброте, помощи, дружбе;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение.

  МАРТ

1 неделя

-

2 неделя

«МАМОЧКА ЛЮБИМАЯ»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций женщины с ребенком.

Изготовление подарков, открыток для мам и бабушек.

Воспитывать чувство любви и уважения к маме, бабушке; вызвать желание помогать маме.

Развивать творческие способности детей, вызвать желание изготовить подарок мамам, бабушкам.

Конспект

3 неделя

-

4неделя 

«Музыкальный ларец»

Рассказ вос-ля о шумовых народных музыкальных инструментах (погремушке, колокольчике, бубенцах). Рассматривание  народных музыкальных инструментов, знакомство с их историей.

Продолжить знакомство с шумовыми народными музыкальными инструментами погремушкой, колокольчиком, бебенцами-бубном.

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»   Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

АПРЕЛЬ

1 неделя

-

2 неделя

Рассказ вос-ля о шумовых народных музыкальных инструментах (трещётке, рубеле, ложках). Рассматривание  народных музыкальных инструментов, знакомство с их историей.

Продолжить знакомство с шумовыми народными музыкальными инструментами  (трещёткой, рубелем, ложками).

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»   Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

3 неделя

-

4неделя 

Рассказ вос-ля о  духовых народных музыкальных инструментах (свистульке, дудочке)

Знакомить  с духовыми народными музыкальными инструментами  (свистулькой, дудочкой)

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»   Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

 МАЙ

1 неделя

-

2 неделя

«Народная игрушка»

Рассказ вос-ля. Рассматривание народных игрушек, иллюстраций (матрешки, Богородская игрушка),  описание внешнего вида, особенностей.

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества.

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»   Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

3 неделя

-

4неделя 

Рассказ вос-ля. Рассматривание народных игрушек, иллюстраций  (филимоновская игрушка, дымковская игрушка),  описание внешнего вида, особенностей.

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества.

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»   Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...