Конкурс "Воспитатель года - 2021". Педагогическая находка
материал (старшая группа)

Парилова Наталия Леонидовна

Педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx888.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка

Педагогическая система Ф. Фребеля

в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни. Однако в детстве эти процессы характеризуются чрезвычайной интенсивностью и возрастной сензитивностью. Через игровую деятельность ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе, также сюда относятся особенности общения со взрослыми и сверстниками, особенности социального познания и развитие самосознания.

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке. Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей?

Фридрих Фребель заметил взаимосвязь между общением и игрой и, как эти два вида деятельности «создают более высокие жизненные отношения и связи», то есть способствуют социализации ребенка. Идеи Фребеля актуальны и сегодня и эффективно используются в развитии социально-коммуникативной сферы и позволяют решать следующие задачи:

  • развитие координации движений, мышления, воображения, игровой деятельности;
  • развитие гендерных представлений;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие представления о себе, своей группе;
  • развитие самосознания
  • развитие умения выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты.

Серия игровых наборов Фребеля «Сказочный мир» продолжает традиции использования в образовательных целях народных сказок в сочетании с дидактическими материалами на основе «даров» Фребеля. Это специально подобранные комплекты из элементов «даров» Фребеля с современными авторскими иллюстрациями персонажей сказок.

Данные наборы позволяют как разыгрывать сказки самостоятельно, так и использовать их в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.

Следует отметить, что возможность проиграть сказку, используя игровой набор Фребеля, дает ребенку дополнительный импульс для развития воображения, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков, и, конечно же, речи. Коллективно разыгрывая сказочный сюжет, дети не только лучше запоминают и усваивают содержание сказки, но и учатся взаимодействовать со сверстниками, связно излагать свои мысли.

В процессе игры-драматизации ребенок глубже осмысливает сюжет, формирует собственное отношение к героям и сказке в целом. Играя сказочным персонажем, ребенок как бы «примеряет» на себя эту роль и, таким образом, получает опыт эмпатии. Это расширяет его представления о мире чувств и способствует его эмоционально-личностному развитию.

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

План-конспект

организованной образовательной деятельности

по социально-коммуникативному

и художественно-эстетическому развитию детей

старшего дошкольного возраста

«Кот Котофеич»

(с использованием игровых наборов Ф.Фрёбеля)

Составил: воспитатель

Парилова Наталия Леонидовна

г. Вихоревка

2021 г.

Цель: развитие коммуникативных и творческих способностей детей через инсценирование сказки «Кот Котофеич», с использованием пособий Ф. Фребеля «Сказочный мир»

Задачи:

образовательные:

  1. Познакомить детей с игровым пособием Фребеля «Сказочный мир» по сказке «Кот Котофеич»;
  2. Закрепить у детей знания сказки «Кот Котофеич»;
  3. Закрепить знания детей о профессии актера;
  4. Способствовать формированию у детей умений действовать в соответствии со своей ролью в театрализации, соблюдать очередность;
  5. Закрепить знания детей о характере героев сказки и их голосе.

развивающие: 

  1. Способствовать развитию у детей интонационной выразительности речи;
  2. Способствовать развитию у дошкольников связной речи, памяти, мышления, воображения;

воспитательные:

  1. Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей сказки;
  2. Создавать положительный эмоциональный настрой;
  3. Способствовать сплочению детского коллектива;
  4. Воспитывать интерес детей к русской народной сказке «Кот Котофеич»;
  5. Способствовать развитию интереса детей к пособиям Ф. Фребеля «Сказочный мир».

Предварительная работа: чтение с детьми сказки «Кот Котофеич», заучивание ролей героев. Театрализация сказок «Теремок» и «Колобок» по пособиям Ф. Фребеля «Сказочный мир». Рассматривание иллюстраций к сказке «Кот Котофеич». Беседа с детьми о содержании сказки «Кот Котофеич».

Оборудование: игровое пособие Фребеля «Сказочный мир» по сказке «Кот Котофеич», игровые наборы Ф. Фребеля, телевизор, иллюстрации к сказке, аудиозаписи фоновой мелодии и музыкальной физ.минутки.

ХОД

  1. Вхождение в занятие

Воспитатель приветствует детей, говорит, что очень рада всех видеть и что у нее очень хорошее настроение:

Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает, какое настроение у них?

Дети отвечают

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разноцветное настроение»

  1. Игра «Разноцветное настроение» 

Дети нанизывают на шнурки фигурки из набора Ф. Фребеля № J1, выбирая цвет и форму по настроению и объясняя свой выбор.

Например: «Я выбираю жёлтый шарик, потому что он веселый и тёплый, как солнышко».

По окончанию игры воспитатель спрашивает у детей, умывались ли они сегодня утром? Какой водичкой умывались? А какие слова при этом говорили? А зачем?

(Слова, которые дети проговаривают с педагогом каждый раз, умываясь: «Я желаю всем людям здоровья и счастья!») 

Педагог подытоживает: чем искреннее мы желаем всем людям на Земле здоровья и счастья, тем больше здоровья и счастья будет у нас самих.

Педагог предлагает детям подышать, сбросить с себя все плохое и наполниться любовью.

  1. Дыхательная гимнастика.

Последовательность:

1. Встряхивание.
2. Сброс негатива. Сброс через руки и через ноги.
3. Приседания. Полуприсед с согнутыми руками.
4. Прыжки.
5. Дыхание.
6. Принятие себя, благодарность себе.

7. Поза ребенка (благодарность всем)

Первая стадия пранаямы (дыхание животом) –на выдохе дарим любовь всем.

Звучит музыка (Песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках» «Приходите в гости к нам»)

  1. Воспитатель обращает внимание детей на звуки музыки, которые откуда-то доносятся. (Подходит к телевизору, из которого доносится музыка, снимает ткань, которой накрыт экран). На экране появляются по порядку изображения: занавес, зрительный зал, костюмы, сцена, афиши. Воспитатель вместе с детьми рассматривают изображения, называют их.

Педагог спрашивает у детей, откуда, по их мнению, все эти атрибуты? Что их объединяет?

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что речь идет о театре.

Воспитатель спрашивает у детей, были ли они когда-нибудь в театре? На какое представление ходили в театр?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Педагог спрашивает, как называется профессия людей, которые играют роли в театре?

Дети отвечают

Воспитатель уточняет, где выступают актеры?

Дети отвечают

Воспитатель задает детям следующие вопросы:

- какие атрибуты необходимы актеру для исполнения своей роли на сцене театра?

- С помощью чего актер может передать характер, чувства, настроение своего героя?

Дети отвечают

Воспитатель подытоживает: речь и голос – это главные инструменты актера. С их помощью актер передает настроение, чувства, характер своего героя.

Далее педагог предлагает детям побыть в роли актеров и попробовать разыграть сказку с помощью игрового набора Фребеля «Сказочный мир».

  1. Прежде чем начать инсценировать сказку, педагог предлагает детям разгадать ее название с помощью изображений, которые они увидят на экране.

Дети рассматривают изображения на экране и угадывают ее название «Кот и лиса» или «Кот Котофеич».

Воспитатель говорит, что сегодня дети попробуют побыть в роли персонажей этой сказки и предлагает вспомнить ее героев.

Дети перечисляют героев сказки

Воспитатель предлагает распределить роли. С этой целью он задает детям следующие вопросы:

- Как вы думаете какими чертами характера обладает кот (лиса, волк, медведь, кабан, заяц) Какой он в этой сказке? Какой у него голос?

Дети отвечают, а педагог спрашивает, кто желает сыграть ту или иную роль.

Воспитатель выбирает желающих детей на роли.

Далее воспитатель спрашивает у детей, какие чувства испытывали старик и старуха, когда потеряли своего кота? И кто хочет сыграть старика и старуху?

Воспитатель выбирает желающих на роли старика и старухи.

Педагог объявляет детям, что она будет рассказчицей сказки, и будет им помогать.

Но перед тем, как начать инсценировку, воспитатель предлагает детям немного расслабиться, послушать сказку и попытаться ее представить.

  1. Сказкотерапия «Про девочку Машу, которая боится выступать на сцене»

«Жила-была девочка Маша и было ей 5 лет. Она была очень красивой и талантливой девочкой. Но свои таланты она боялась показать людям. И в тайне мечтала быть актрисой и выступать на сцене театра. И вот однажды Мама спросила Машу: «Кем ты хочешь быть?». Маша испуганно сказала: «Я хочу быть актрисой и выступать на сцене!» «А что тебе мешает стать актрисой?» - спросила мама. Маша ответила: «Я боюсь и думаю, что у меня ничего не получится, сцена такая большая, а я такая маленькая!». «Не бойся, Маша! -  ответила ей Мама, - ты вырастешь, и сцена уже не будет такой большой. Тебя будут любить и громко аплодировать зрители. Но для того, чтобы быть актером нужно громко, четко, выразительно и артистично исполнять свою роль, нужна хорошая память, и нужно правильно передавать черты характера своего героя. И тогда у тебя получится стать настоящей актрисой».  «Спасибо, мама,  – сказала Маша, - я перестану бояться сцены, буду громко и артистично исполнять роли и стану настоящей актрисой!»

По окончанию сказки воспитатель просит поделиться детей их чувствами и впечатлениями об услышанном, рассказать, чему учит эта сказка?

Дети высказывают свои мысли.

Педагог предлагает немного размяться

  1. Физминутка «Топнем ножкой - хлопнем в ладошки» (музыкальная разминка)

После разминки воспитатель предлагает детям по ролям разыграть сказку «Кот Котофеич». Говорит, что стол будет сценой, где дети будут ставить фигурки своих героев. На сцене нужно разместить декорации (дети выстраивают декорации из набора Ф.Фребеля)

Воспитатель раздает детям фигурки героев, согласно их ролям и сообщает, что когда она назовет определенного героя, дети должны поставите его на сцену, вспомнить его слова и исполнить свою роль. 

Воспитатель также напоминает детям, что необходимо обращать внимание на то, где происходит действие в лесу или в доме и ставить фигурку в нужное место. Исполнять свою роль громко, четко, выразительно, вспомнить о чертах характера своего героя и попытаться их передать, чтобы зрителям понравился спектакль. Зрителям предлагает, после того как ребята выступят, наградить их бурными аплодисментами.

8. Инсценировка сказки «Кот Котофеич»

-Жили были дед и баба.

Дети выставляют фигурки деда и бабы на стол, около дома. 

И был у них кот.

Ребенок выставляет фигурку кота (говорит «мяуу»)

Вышел однажды кот на охоту и заблудился в лесу.

Ребенок изображает, что кот уходит и убирает кота со сцены.

Дед и баба очень расстроились и долго плакали, когда потеряли кота.

Дети, играющие роль бабы и деда, плачут. И убирают фигурки со сцены.

Воспитатель меняет декорацию – лес.

Бежала мимо дерева лиса и увидела, что кот сидит плачет. И загляделась: никогда еще такого зверя в своем лесу не встречала!

Дети выставляют фигурки лисы и кота. Кот плачет, лиса бежит и останавливается около кота.

Лиса: кто ты такой?

Кот: я Кот Котофеич. Мяу.

Лиса: а чего ты плачешь?

Воспитатель: рассказал кот про свою беду лисе. А лиса говорит ему.

Лиса: ступай ко мне жить. Будешь у меня хозяином.

Кот: ладно. Мяу.

На столе стоят две декорации дом и лес.

Воспитатель: пришел кот к лисе домой. Наелся и спать завалился.

Ребенок кладет фигурку кота рядом с декорацией дома.

Воспитатель: а тем временем бежит по лесу волк.

Ребенок ставит фигурку волка около декорации лес.

Волк: топ-топ-топ.

Воспитатель: услыхала лиса и кричит волку.

Лиса: кто это топочет в моем лесу? Кто моему хозяину спать не дает?

Волк: а кто у тебя хозяин?

Лиса: у меня не хозяин, а хозяище, хвост с помелище: как махнет сразу убьет.

Воспитатель: испугался волк. Но стало ему интересно.

Волк: а можно на него посмотреть?

Лиса: посмотреть можно, но лучше без подарка не приходи. Мой хозяин подарки любит.

Волк: ладно будет ему подарок.

Воспитатель: сказал волк и побежал дальше. Вернулась лиса в избу.

Волк убегает. Лиса идет в дом.

Воспитатель: а тем временем идет по лесу медведь.

Медведь: хрясь-хрясь-хрясь.

Идет медведь в перевалочку по лесу.

Лиса: кто в моем лесу трещит? Кто моему хозяину спать не дает?

Медведь: а кто твой хозяин?

Лиса: у меня не хозяин, а хозяище, хвост с помелище: как махнет сразу убьет.

Воспитатель: стало интересно медведю, какой хозяин у лисы, что хвостом всех побивает.

Медведь: а можно на него посмотреть?

Лиса: посмотреть можно, но лучше без подарка не приходи. Мой хозяин подарки любит.

Медведь: ладно, будет ему подарок.

Медведь уходит. Лиса идет в дом.

Воспитатель: пробегали еще кабан и заяц. Лиса их своим хозяином напугала.

Пробегают фигурки кабана и зайца.

Воспитатель: собрались звери вместе и стали думать, какой подарок лисьему хозяину принести?

Волк, медведь, кабан, заяц встают в кучку в лесу.

Воспитатель: думали-гадали наконец медведь говорит.

Медведь: давайте лисьему хозяину обед приготовим, да в гости его позовем. Тогда и увидим его все вместе.

Воспитатель: согласились звери с медведем. И опять давай думать какой обед приготовить и решили, медведь говорит.

Медведь: я принесу мед.

Воспитатель: волк говорит.

Волк: я принесу барана.

Воспитатель: кабан говорит.

Кабан: я принесу желудей.

Воспитатель: заяц говорит.

Заяц: я принесу свежей капусты.

Воспитатель: подготовили они угощенье и стали советоваться, кто пойдет приглашать лису и ее хозяина в гости. Медведь говорит.

Медведь: я толстый, мне ходить трудно.

Воспитатель: волк говорит.

Волк: а у меня ноги болят.

Воспитатель: кабан говорит.

Кабан: а я говорить толком не умею.

Воспитатель: и решили звери зайца к лисе отправить, как самого шустрого.

Звери уходят со сцены.

Заяц бежит к лисьему дому.

Воспитатель: прибежал заяц к лисьей избушке. Стучит лапкой.

Заяц: тук-тук. И испуганным голосом говорит.

Заяц: добрый день! Медведь, волк и кабан приглашают вас к себе в гости.

Воспитатель: сказал заяц это. И бегом бежать к зверям.

Кот и лиса уходят со сцены. Заяц бежит к зверям.

Заяц: нет, братцы. Так сидеть страшно. Давайте спрячемся и издали посмотрим на хозяина лисы.

Звери прячутся за декорацию лес.

Воспитатель: звери согласились и спрятались. А тем временем кот и лиса пошли в гости к зверям в лес.

Кот и лиса заходят в лес.

Воспитатель: увидел кот барана, накинулся на него. Ест и все урчит.

Кот: мяу-мяу.

Воспитатель: испугались звери, что кот и их съест и убежали. А кот с лисой нагостились и домой воротились.

Кот и лиса идут к дому. 

Дети актеры садятся на свои места.

  1. После окончания инсценировки воспитатель спрашивает у детей понравилось ли им, как актеры разыграли сказку? Предлагает поаплодировать им.

Далее воспитатель задает вопросы:

- Как называется сказка, которую вы сегодня смотрели?

- Какие герои вам понравились больше всего и почему?

- Какого героя вы бы хотели сыграть?

- Какие чувства у вас возникли при просмотре сказки?

- Какие чувства возникли у актеров при проигрывании своей роли?

- Чему учит эта сказка?

Сказка учит хитрости, смекалке и находчивости. Учит быть смелым. Учит верить своим глазам, а не чужим рассказам. Они поверили словам лисы, что кот важная птица, а потом от страха приняли кота за непобедимого силача. Учит нас не теряться в трудных ситуациях. Кот, впервые попавший в лес, не растерялся, а  встретив лису, представился ей важной особой.

- Как называется игровое пособие, которое помогло нам инсценировать сказку?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Педагог спрашивает у детей как можно выразить (показать) свои чувства, эмоции, впечатления?

Ответы детей.

Воспитатель подытоживает: свои чувства, эмоции мы можем выражать в поступках, в подарках, в рисунках и др. И предлагает выразить свои впечатления, эмоции об увиденном сегодня, с помощью элементов из наборов Фребеля. Воспитатель предлагает детям выложить на столе определенный образ, который близок чувствам, ощущениям, настроению в данный момент.

(Дети выкладывают с помощью набора Фребеля образы, которые близки их чувствам и объясняют их).

Воспитатель говорит, что у детей получилось стать настоящими актерами, отлично сыграть свои роли.  Педагог благодарит детей, предлагает взяться за руки и сказать другу слова благодарности:

«Спасибо скажем дружно мы. Сыграли сказку от души!»

Иллюстрации к сказке «Кот Котофеич»

                

https://vdp.mycdn.me/getImage?id=121113217754&idx=4&thumbType=32

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения "Новогодний праздник танца" в рамках проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года - 2016" (Педагогическая находка)

Цель: Продолжать знакомство ребят с хореографией, как с видом искусства.Задачи:Образовательные: Продолжать формировать хореографические навыки, повторить некоторые танцевальные элементы.Развивающ...

Воспитатель года 2017. "Педагогическая находка"

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием дидактического материала«Логические блоки Дьенеша»Тема: «Поможем Карлсону»...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

"Педагог года - 2021" Педагогическая находка

формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 3-4 лет  посредством игровой деятельности  применением национально-регионального компонента....