Педагогический проект
методическая разработка (старшая группа)

Мастерова Елена Алексеевна

«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterova_proekt.docx97.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЭмблема

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 7-79-95

Педагогический проект

воспитателя МАДОУ «Детский сад «Гусельки»

Мастеровой Елены Алексеевны

«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность»

Югорск, 2018

Содержание

1.

Информационная карта проекта

3

2.

Краткая аннотация

4

3.

Описание проекта и его обоснование

5

4.

Цель и задачи

6

5.

Основное содержание проекта

7

6.

Ресурсы

9

7.

Партнеры

9

8.

Целевая аудитория

10

9.

План реализации проекта

10

10.

Результаты мониторингового обследования

12

11.

Перспектива дальнейшего развития проекта

13

12.

Литература

14

Информационная карта проекта

1.

Полное название проекта

«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность».

2.

Специализация проекта

Познавательное развитие (Экология)

3.

Цель проекта

Формирование у детей целостных представлений об окружающей природе, природе родного края средствами игровой деятельности.

4.

Автор проекта (Ф.И.О., род занятий, специальность по диплому, адрес, телефон, электронная почта)

Мастерова Елена Алексеевна, учитель права, профессиональная переподготовка - воспитатель дошкольного образования, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, п.Таежный, улица Курченко, дом 12, квартира 2, телефон

8(950)531-83-40, masterova83@list.ru

5.

Сроки реализации проекта

1 год

6.

География проекта

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,городЮгорск.

7.

Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки».

Краткая аннотация

   В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. В России 2017 год был объявлен годом экологии. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Проблема экологического образования сегодня  волнует всех - ученых, педагогов, общественности.

   Основой для экологического развития у детей дошкольного возраста я выбрала следующую методическую тему «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность». Реализовывать данную тему планирую через долгосрочный проект.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность».Проект разработан в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и направлен на формирование экологического развития детей дошкольного возраста.

В проекте определены основные педагогические технологии, представлены практические материалы, которые могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций, в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога и обучающегося.

Определены основные цели и задачи проекта, этапы и сроки реализации, ожидаемые результаты, разработана система мероприятий по реализации проекта, определена дальнейшая перспектива.

Автор проекта: Мастерова Елена Алексеевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки».

Описание проекта и его обоснование

Перемены, которые происходят в системе образования, касаются и дошкольного образования, так как это первый и самый ответственный уровень в общей системе образования(Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели и задачи системы образования Российской Федерации, отведя ведущее место дошкольному образованию, потому что именно в детском саду закладываются и формируются качества успешного ученика, предпосылки универсальных учебных действий, помогающие справляться с требованиями последующих образовательных стандартов и вызовами времени (п. 1.5. ФГОС ДО).

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.Окраска, форма, запах цветов и плодов, пение птиц журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их развития.

Актуальность:

   Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей их сознания, взгляды и представления. Дети, живущие в Югре, должны знать и оберегать свой край, в котором они живут.

Новизна: состоит в том, что экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края осуществляется через  игровую деятельность.

Проблема:

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Обострение экологической проблемы в стране и мире диктует необходимость просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

Гипотеза:

Если использовать игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, можно создавать в более у спешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально-позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней.

Главная задача педагога в области экологического воспитания детей  дошкольного возраста – помочь им познакомиться со своим родным краем, осознать важность окружающего его микромира, значимости своего края в мире, помочь детям приобрести необходимые качества.

Целью:моего проекта в 2017-2018 учебном году стало,изучение детской игры как средство  формирования у детей целостных представлений об окружающей природе, природе родного края

Для реализации цели решались следующие задачи:

1.  Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. Выявить влияние детской игры на повышение уровня развития экологического развития детей.

3. Формировать первоначальное умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения в природе и практических умений взаимодействия ребенка с природой Югры;

4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Основное содержание проекта

Исходя из задач, работа, организованная мною по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность, строится с учетом следующих принципов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 1.4. ФГОС ДО):

  • Принцип личностно - ориентированного взаимодействия (организация образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику образовательного процесса).
  • Принцип доступности, доступности и научности знаний;
  • Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой - либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
  • Принцип активного включения детей в практическую деятельность (наблюдения, беседы, игры, развлечения, элементарные театральные пробы).

Работа осуществляется во время образовательной деятельности (в ходе режимных моментов, в совместной деятельности взрослых с детьми, в самостоятельной деятельности детей) Схема 1

Схема 1

Организационно-содержательная модель экологического воспитания  дошкольного возраста

Для решения поставленных задач использую следующие элементы педагогических технологий: здоровьесберегающая, игровые, информационно-коммуникационные (далее - ИКТ),проектной деятельности.

Ресурсы

1

Материально – технические

Проектор, ноутбук, магнитофон, набор для сюжетно-ролевых и дидактических игр, загадкам и т.д.художественная литература.

2

Человеческие (кадровые)

3

Информационные

Интернет – ресурсы, педагогические сообщества:shkollegi.ru, maam.ru.nsportal и другие.

Партнеры

ДЮЦ «Прометей» г. Югорска; «Детская школа искусств» г. Югорска

Целевая аудитория

Целевая группа – дети старшей группы в количестве 23 человек.

План реализации проекта

Задачи

Срок реализации

Мероприятия

Полученный (ожидаемый результат)

Этап 1. Подготовительный

- Изучить информационные ресурс (в том числе в сети Интернет) по теме экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность;

- организовать развивающую предметно – пространственную среду;

- систематизировать дидактический материал, в т.ч.   атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр.

                                           Сентябрь- октябрь

-Изучение методической литературы по данной теме;

-сбор информации о развитии познавательного интереса дошкольников через экологическую игру;

- подбор наглядного, дидактического материала;

-оформление центра по экологическому воспитанию детей (загадки, сказки, дидактические игры, пословицы).

- Уровень оснащенности, развивающей предметно – пространственнаясредагруппы по данному направлению – 100 %;

- анализ изученных информационных ресурсов по данной теме

Этап 2. Практический

- Выявить влияние детской игры на повышение уровня развития экологического воспитания дошкольного возраста.

- Развить познавательную активность, через игровую деятельность;

-Обогатить представления детей о природе родного края.

-   Воспитывать чуткое отношение к природе родного края.

                                                            с ноября по март

- Проведение мониторингового обследования по экологическому развитию детей дошкольного возраста;

-реализация проекта «Вода»

обучающихся в реальные практические ситуации через практическую деятельность.

- Результаты мониторинга сформированности экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста (Таблица 1);

Этап 3. Итоговый

-Проанализировать полученные результаты и соотнести их с поставленными задачами.

                                                                        апрель

-Анализ и обобщение материалов, полученных в результате мониторингового обследования (Таблица2);

- формирование системы наглядных и дидактических материалов по проекту (создать банк методических материалов  по теме экологическое воспитание  дошкольников);

- представление результатов реализации проекта.

-Формирование перспективы реализации проекта в 2018-2019 учебный год;

Итогом работы на данном этапе, являются результаты мониторингового обследования сформированности экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения в природе и практических умений взаимодействия ребенка с природой Югры. Результаты мониторинга, проведённого мною в старшей группе, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели

Уровни %

Знает название родного

города, поселка, страны, ее столицу

Называет времена года,

их особенности.

Знает о взаимодействии человека

с природой в разное время

года, о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. Бережно относится к природе

Самостоятельно использует действия экспериментального характера

н.г

к. г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

высокий

0%

14%

0%

16%

0%

17%

0%

13%

средний

19%

86%

54%

84%

78%

83%

83%

87%

низкий

81%

46%

22%

17%

Исходя из данных результатов таблицы, можно сделать вывод, что у обучающихся старшей группы на начало года по некоторым показателю был низкий уровень сформированности экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения в природе и практических умений взаимодействия ребенка с природой Югры., однако  на конец года  этот показатель значительно изменился и появился высокий.

Таким образом, мы видим, что на конец года уровень сформированности экологическому воспитанию старшей группы дошкольного возраста по каждому показателю представил положительную динамику.

Сравнительные результаты мониторингового обследования сформированности экологического развития обучающихся старшей группы посредством игры

Таблица 2

Уровень

Начало года

Конец года

Высокий

0 %

15%

Средний

58,5%

85%

Низкий

41,5%

Таким образом, анализируя полученные в результате мониторинга данные, можно говорить о положительной динамике уровня экологического воспитания обучающихсястаршей группыдошкольниковпосредством игры, что соответствует запланированным результатам.

Перспектива дальнейшего развития проекта

В 2018 – 2019 учебном году планирую привлечь к реализации проекта«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность» социальных партнеров.

Литература

1.     Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

2.     Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

3.    Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

4.      Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с. 5.    Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991г. №9

6.     Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

7.     Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.

8.     Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности

9.    Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр. –

10.   Ресурсы интернета.

11.   Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...