Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ на формирование элементов самоконтроля у ребенка 6-7 лет
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Смиренская Анастасия Николаевна

Коррекционно-развивиющие задания на формирование элементов самоконтроля детей 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

Ф.И.О. ребенка:

Группа: подготовительная возрастная группа (6-7 лет)

Диагноз:

Направление: формирование элементов самоконтроля

Цель: развитие произвольности, лабильность мышления, формирование навыков самоконтроля, тренировка внимания и контроля двигательной активности,

занятий

Содержание

1

10

1. «Сделай так же» (палочки Кюизенера). Разложить точно по образцу предложенные орнамент;

2. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

3. Игра "Спрячь букву от буквоежки".

За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а".

Наступила ранняя весна.

2

11

1. Да и нет не говорите.

Какая польза. В игре ребёнок учится контролировать свою речь. Кроме того, игра способствует обогащению словарного запаса за счёт синонимов, развивает быстроту реакции.

          Как играть.

 Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Игроки в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу.

2. Игра "Сохрани слово в секрете". Продолжение игры.

- нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

- нельзя повторять названия животных;

- нельзя повторять имена девочек;

3. Игра "Спрячь букву от буквоежки". А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы".

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

3

12

1.Внимательный сыщик. Предложить ребенку зачеркнуть те фигуры, которые нарисованы на образце сверху.

2. Игра "Сохрани слово в секрете". Продолжение игры.

- нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

- нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.

 3. Игра "Спрячь букву от буквоежки". А здесь вставляй точки вместо буквы "р". Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

4

13

  1. «Да и нет» - не говори

ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК (девочка)?

ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?

ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ?

ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?

ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?

ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?

ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?

ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ?

ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?

  1. «Пол – нос – потолок»

Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

3. «Слушай хлопки»

Ребенок передвигаются по комнате в свободном направлении.

Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу.

Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу).

На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

  1. «Повторение ритма»

Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить.

Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами.

Затем водящим становится ребенок.

5

14

1. «Знаете ли вы цифры?»

Педагог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!».Ребенок отвечает.

2. «Летает - не летает»

Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений.

Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.

Педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова

3. Все под контролем

Вы даете ребенку команду, а он должен ее выполнить, но только после того, как вы скажете: «Быстро!». Например: «Дотронься до желтого предмета», пауза, «Быстро!».

Игра способствует развитию навыков самоконтроля — ребенок старается сдерживать свои действия до получения определенного сигнала.

4. Будь внимателен

Попросите ребенка ответить на ваши вопросы. Но ответ на каждый вопрос должен звучать только после произнесения вами волшебной фразы: «Раз, два, три! Говори!». Вопросы могут быть самыми разными.

Сколько лап у кошки?

Апельсин — это овощ?

Где живет медведь?

6

15

1. Зоопарк

Ребенок имитирует движения разных животных. Вы отгадываете, какой перед вами зверь. Поменяйтесь ролями.

2. Не верь ушам своим

Ведущий объясняет детям правила игры: он будет говорить различные предложения, если сказанное в предложении верно, дети хлопают в ладоши, если же информация не соответствует действительности, игроки топают ногами. Например: «Зимой идет снег» (хлопок в ладоши). «На уроке математики ученики изучали уравнения» (хлопок). «Когда дует ветер, ни один листик на дереве не шелохнется» (топот). Пусть дети поочередно попробуют себя в роли ведущего.

3. Наш с тобой секрет

Объясните ребенку правила игры: вы проговариваете разные слова, малыш должен повторять их за вами, но одна из категорий слов, например «игрушки», является секретной, т. е. повторять их названия можно только про себя, хлопнув при этом в ладоши.

4. Спрячь фигуру

Нарисуйте 3 ряда геометрических фигур разного цвета и формы. Предложите ребенку повторить узор, но перед этим поясните, что за всеми красными треугольниками охотится злой волшебник, поэтому фигурки хотят спрятаться, вместо данных изображений, рисуя узор, следует поставить зеленые точки.

7

16

1. Руки, ноги, голова

Ребенок сидит в кресле, вы поочередно называете части тела, малыш при этом должен показать вам то, что вы назовете и зафиксировать на этом взгляд. Например, вы говорите: «Правая рука». Ребенок поднимает руку и смотрит на нее и т. д. Меняйте темп — называйте части тела быстрее, медленнее, делайте повторы.

2. Радио

Предложите ребенку стать радиоведущим — пусть он рассказывает вам все, что хочет. Объясните малышу, что во время рассказа вы будете прибавлять или убавлять звук, при этом ребенок должен соответственно реагировать на ваши действия, т. е. говорить тише или громче. Можно создавать помехи — в это время малыш перестает говорить и издает какие-либо посторонние звуки.

3. Сели — встали

Вы перечисляете слова, ребенок сидит, услышав название одушевленного существа, он должен встать и сесть только после того, как вы вновь назовете одушевленный объект. Например: дорога, камень, ветер, бумага, бабочка, лодка, вилка, небо, лиса...

  1. «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

8

17

1.«Ухо-нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой —за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»

2. «Вытащи осторожно карандаши».

Перед ребенком выкладываются карандаши в ряд, его задача вытащить по одному или по две, не задев соседей.

3. «Пять палочек». Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

4. Прошепчи ответ

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ).

Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ.

Вопросы:

Какое сейчас время года?

Как называется наш город?

Как называется детеныш коровы?

Сколько лап у собаки?

Какие дни в недели выходные?

9

18

1. «А-а-ах».

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы когда  рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.

2. «Дыши и думай красиво».

 «Когда  ты   волнуешься,   попробуй  красиво и  спокойно  дышать.   Закрой   глаза,   глубоко  вдохни:

— мысленно    скажи:    «Я —  лев», выдохни, вдохни;

— скажи:   «Я — птица»,   выдохни,   вдохни;

— скажи:   «Я — камень», выдохни,   вдохни; — скажи:   «Я   —   цветок», выдохни,   вдохни;

—  скажи: «Я  спокоен», выдохни. Ты  действительно  успокоишься».

3. «Ты   —   лев!»

 «Закрой   глаза,   представь   льва         царя   зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»

4. Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить игру 2-З раза.

5. Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки. Повторить игру 2-З раза.

6..Игра «Холодно - жарко»  (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-З раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе разработан в помощь воспитателям стремящихся развивать способности детей....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии, во второй младшей группе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника...

Индивидуальный маршрут Психолого-педагогического сопровождения способного воспитанника

Индивидуальный маршрутПсихолого-педагогического сопровожденияспособного воспитанника...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с признаками одаренности МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с признаками одаренности МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»...

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию

Хочу разместить разработанный мною индивидуальный маршрут для ребенка имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 4-5 лет

Материал составлен по "Рабочей тетераде дошкольника",  30 занятий для успешного развития ребенка 4 лет, автор Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В....