Моделирование при проведении экспериментов по теме ПДД
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Соломина Наталия Александровна

В старшем дошкольном возрасте, в области развития мышления, дети овладевают действиями наглядного моделирования, которое основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, или знаками, схематично изображенными. на основе этих принципов предлагаются игры-эксперименты по ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yf_cfqn_glll.docx750.84 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование при проведении экспериментов

по теме ПДД

В старшем дошкольном возрасте, в области развития мышления, дети овладевают действиями наглядного моделирования, которое основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, или знаками, схематично изображенными.

Освоение различных символов и знаков помогает ребенку анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность. Многие психологи утверждают, что работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень.

При проведении игр-экспериментов мы используем символику виде изобразительных символов (пиктограммы, схемы опытов) и предметов -заместителей (коробка-машина, кубики-пассажиры, геометрические фигуры-пешеходы).

 Продумывая разнообразные «модели», мы стараемся придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщенный образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию объекта следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Главное, о чем должен помнить педагог, то, что смысл каждого символа обязательно должен быть уточнен, прежде чем включен в работу.

Мы рассматриваем моделирование и экспериментирование как совместную деятельность воспитателя и детей по созданию специальных ситуаций с целью, чтобы ребенок реально увидел, как работают правила дорожного движения и убедился, что они необходимы для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.  

И еще….Самые ценные знания это те, что. Мы хотим дать возможность ребенку добыть знания самостоятельно, понять их, сделать своими и уже затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

«Правостороннее движение»

Детям порой трудно понять, почему принято то или иное правило, почему транспортные средства и люди должны придерживаться при движении правой стороны, и что будет если идти или ехать, где угодно. Цель этого эксперимента наглядно показать, почему люди договорились передвигаться по правой стороне тротуара, а транспортные средства по правой стороне проезжей части. Дети, играя, убеждаются, что разделительная полоса помогает избежать столкновения с теми, кто движется навстречу.

Оборудование: шарики или небольшие мячи двух цветов, ограничители («бордюры») для дороги, разделительная полоса.  

Ход:

Обсуждение проблемы

Моделирующие действия

Давайте представим, что однажды в городе появились первые автомобили

Взять два мяча разного цвета

 Хотя их было мало и ездили они не очень быстро, для них сделали дорогу.

Строительство дороги с использованием ограничителей.

Красный автомобиль едет в красный гараж, а синий в синий.  

Установить гаражи на разных концах дороги

Первые автомобили начали движение

 С обоих концов дороги прокатываем навстречу друг другу два мяча разного цвета.

Оценить результат: оба автомобиля успешно попали в свой гараж

Потом транспортных средств становилось все больше и больше, ехать они стали быстрее.

Одновременное прокатывание по несколько красных мячей с одной стороны и несколько синих с другой. Мячи неизбежно сталкиваются

Оценить результат: сколько транспортных средств доехали до гаража, что случилось с остальными, почему так произошло

Предложить разделить дорогу вдоль пополам и договориться по какой проезжей части будут ехать красные машины, а по какой синие

Прокладывание разделительной полосы. Прокатывание синих мячей по одной проезжей части, а красных по другой

Оценить результат: столкновений нет, на дороге порядок. Все транспортные средства успешно попали в свой гараж

Некоторые автомобили захотели поехать в гости в гараж другого цвета. По какой стороне им надо двигаться, чтобы не столкнуться со встречными транспортными средствами?

Прокатывание мячей в обоих направлениях, имитирующее правостороннее движение.

Обсудить, какое правило помогает не сталкиваться транспортным средствам, двигающимся навстречу друг другу. Сделать вывод о том, что надо придерживаться правой стороны.

Комментарии: далее можно аналогично провести моделирование ситуации на примере движения по тротуару пешеходов, людей на самокатах, роликах и других средствах передвижения. Иначе говоря, рассмотреть такой аспект взаимодействия ребенка с транспортной системой, где ребенок является пешеходом и водителем детских транспортных средств.

 «Мы пассажиры»

Цель: создать условия, чтобы дети убедились в необходимости использования ремня безопасности в автомобиле. Показать почему надо держаться за поручни в общественном транспорте.

Оборудование: игрушечная машина или платформа на колесах, бруски из деревянного конструктора.

Ход:

Сегодня пассажирами нашего автобуса будут бруски

Разместить на платформе 2-3 бруска установленные на короткую сторону. Один брусок (пассажир на переднем сидении) находится близко к переднему краю платформы

Все заняли свои места и поехали

Плавно привести платформу в движение, постепенно ускоряя

Вдруг автобус внезапно затормозил

Перед платформой появляется препятствие, и она резко останавливается. Бруски падают вперед по направлению движения, а первый падает на пол.

Сделать вывод, что при неожиданном торможении транспортного средства пассажиры могут упасть, удариться и даже вылететь через лобовое стекло. Обсудить с детьми, что для того, чтобы этого избежать надо пристегиваться ремнем безопасности и держаться за поручни.

Рисунок»

Рисунок «Резкое торможение»

Варианты:

  1. Игра-эксперимент «Автобус». В ней роль пассажиров выполняют дети и могут прочувствовать на себе, что происходит при резкой остановке транспортного средства

Сейчас мы с вами поедем на воображаемом транспортном средстве. На чем хотите поехать?

Дети строятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего.

Чтобы двигаться нам нужны водители.

Выбрать ребенка, который будет выполнять роль водителя. Он встает первым, остальные – пассажиры.

Пока пассажиры занимают свои места, водитель должны получить инструктаж.

Дать инструкцию водителю, что он должен резко остановиться в определенном месте. Остальные участники об этом не должны знать.

Поехали, все быстрее и быстрее

«Транспортное средство» начинает двигаться, постепенно увеличивая скорость. При подходе к условленному месту первый игрок внезапно останавливается.

 Что же произошло? Что вы почувствовали на себе?  А представьте, какой сильный удар может быть, если скорость еще будет больше.

Все почувствовали удар о впереди стоящего ребенка.

Обсудить, что от удара может защитить ремень безопасности. А в общественном транспорте надо держаться за поручни.

  1. Другим вариантом этого эксперимента может стать одновременное участие двух команд пассажиров во главе с водителем. В этом случае имитируется столкновение, и при сближении двух команд водители транспортных средств «обнимаются».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Использование метода наглядного моделирования при проведении физкультминуток с опорой на план схему.

Мастер – класс на методическом объединении учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений муниципального района«Город Валуйки и Валуйский район»Использование метода наглядного моделировани...

Доклад на тему: «Методические требования к подготовке и проведению экспериментов в ДОУ»

Доклад на тему: "Методические требования к подготовке и проведению экспериментов в ДОУ"Подготовила: Кишко Екатерина Валерьевна, воспитатель подготовительной к школе группы...

Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...