Педагогическая находка
методическая разработка

Рзаханова Диана Идаятовна

Цель проведения: закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах и их позициях.

Задачи:

Образовательная. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;

Развивающая. Развивать в детях способность слушать и наблюдать;

Воспитательная. Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль. 

Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по количеству участников, магнитная шахматная доска, шапочки с шахматными фигурами по количеству участников, раздаточный материал, фломастеры, напольные шахматы.

Методы и приёмы.

Наглядные:

• рассматривание;

• зрительное обследование.

Словесные:

• объяснение;

• инструкция;

Практические и игровые:

• практическое упражнение;

• дидактическая игра;

• сюрпризный момент, воображаемая ситуация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_po_shahmatam.docx151.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по шахматам

«Переполох в Шахматной стране»

                                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                                 Рзаханова Д. И.

2021

Цель проведения: закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах и их позициях.

Задачи:

Образовательная. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;

Развивающая. Развивать в детях способность слушать и наблюдать;

Воспитательная. Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль. 

Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по количеству участников, магнитная шахматная доска, шапочки с шахматными фигурами по количеству участников, раздаточный материал, фломастеры, напольные шахматы.

Методы и приёмы.

Наглядные:

• рассматривание;

• зрительное обследование.

Словесные:

• объяснение;

• инструкция;

Практические и игровые:

• практическое упражнение;

• дидактическая игра;

• сюрпризный момент, воображаемая ситуация.

Ход занятия:

Воспитатель. Ой, ребята, что это такое у нас в группе на шарике висит? Это флешка. Давайте мы его вместе посмотрим?

Видео-обращение от Девочки Клеточки: «Ребята, в нашей Шахматной стране большой переполох, все фигуры переругались между собой, они говорят, что в наше время дети не любят и не умеют играть в шахматы. Это правда? Ну вот и я им говорю. А вы любите заниматься шахматами? Ребята, помогите мне, я подготовила для вас задания, если вы справитесь, то фигуры поймут, что дети любят и умеют играть в шахматы и помирятся. Конверт с заданиями спрятан в группе, вы легко сможете отличить его».

Воспитатель просит Мишу посмотреть конверт в шахматном уголке.

В: Ребята, в конверте шахматные фигуры, а на обороте, что-то написано.  За каждое выполненное задание вы получаете по шахматной фигуре, а вы прикрепляйте в свой оценочный лист, он лежит перед вами. А после того как мы выполним все задания, я скажу кто и сколько баллов заработал.

Итак, приступаем к первому заданию. Для вас клеточка подготовила вопросы. Вам нужно быть максимально внимательными:

  1. Ребята, ответьте на вопросы:

Какой король не умеет говорить? (шахматный)

Каких фигур на доске больше всего? (пешек)

Ходит ли ладья по белым и чёрным полям? (да)

У какого слона нет хобота? (у шахматного)

Какие фигуры стоят между ладьями и слонами? (кони)

Знаете ли вы диагональ и вертикаль?

Перед вами лежать полоски покажите мне горизонталь, вертикаль, диагональ.

(Вручаю фигуры пешек. Дети прикрепляют.)

  1.  Найди правильно расположенную доску.

Обращаюсь к письму. Перейдем к следующему заданию. Ребята, обратите внимание на доску. На экране 3 шахматные доски. А перед вами вееры с цифрами. Вы должны выбрать одну из этих досок, который стоит правильно перед шахматистом. Поднимите цифру с правильным номером доски и объяснит почему вы выбрали именно эту доску.

Ответ: В правом нижнем углу белое поле, всего полей в горизонтали и вертикали 8.

(Награды: пешки)

C:\Users\РБТ\Pictures\доска.jpg

Награды: Пешки

  1. «Шахматная эстафета: Поставь правильно шахматную фигуру»

Обращаюсь к письму.

В: Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои придворные фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места. Руки спрятали в замочек над головой и как только я скажу старт вы начинаете собирать фигуры в свои первоначальные позиции. Кто первым соберет тот поднимает руку и получает от меня награду.

Участники правильно расставляют шахматные фигуры перед собой.

В. А давайте проверим правильно ли мы расставили фигуры на доске прочитав стихотворение?

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Награды: пешки

  1. Превратитесь в фигуры на шахматном поле.

Обращаюсь к письму.

В: Ребята, достаньте из мешочка фигуру, в соответствии с ней наденьте маску. На напольной шахматной доске выполняются задания:

«Займи своё место» (Каждый ребенок надевает маску на голову и стоит на своем месте на наполной шахматной доске)

«Встаньте на самую большую шахматную диагональ и самую маленькую».

(Строятся по диагонали)

«Постройтесь по вертикали».

(Строятся по вертикали)

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!    

Вышли пешки погулять!

Король на месте, по привычке, (стоим прямо)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!    (прыжки на месте)

Необычен каждый шаг!    (указательный палец)

А ладья упряма,    

Ходит только прямо!    (шаги вперёд)

Все фигуры встали стеной, (садитесь на свои места)

Им начинать этот сказочный бой.

  1. Игра «Лабиринт»

Обращаюсь к письму.

В: Следующее задание, ребята, «Лабиринты». Перед вами лежат шахматные доски в виде лабиринта с фигурами. Помогите фигурам пробраться к ракете. Вам нужно вспомнить как ходит каждая фигура и нарисовать путь к нему с помощью маркера.

(Слежу за выполнением задания при необходимости задаю наводящие вопросы.

Как ходит ладья? Конь? Слон? Ферзь) Награды: Слон или конь.

  1. «Перехитри часовых»

Обращаюсь к письму.

Итак, следующее задание «Мат в один ход». Игра выполняется на экране с помощью программы «Шах и мат». На шахматных досках расставлены позиции.

Задание: добавь предложенную фигуру, чтобы получился мат.

Пример позиций:

Добавь https://us.123rf.com/450wm/jemastock/jemastock1707/jemastock170702814/81619213-flat-line-uncolored-horse-chess-piece-over-white-background-vector-illustration.jpg?ver=6        Добавь https://sweetdreamsquiltstudio.com/images/chess%20queen%20single.jpg

                                                                      

                             Добавь                                                 Добавьhttps://static.thenounproject.com/png/777785-200.png

                                 Добавьhttps://yt3.ggpht.com/a/AGF-l78ol79DX7s7NV_w-uP9gioagpoN_jgFJjDxvw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo                                                               Добавь  https://i.pinimg.com/474x/d3/01/a3/d301a3d003026fcfba8691f0e3085d73.jpg

                                    Награды: тяжелые фигуры

  1. Итог занятия.

На этом все задания закончились

(Собираю оценочные листы и награждаю).

Ну что, ребята, вам понравились задания? Какое задание вам понравилось больше всех?

А какое задание для вас было самым тяжелым?

А теперь прошу вас оценить сегодняшнее занятие. Кому сегодня понравились задания Девочки-клеточки выбираем веселые пешки, а кому не понравилось - грустные и наклеиваем на магнитную шахматную доску.

https://yt3.ggpht.com/ytc/AAUvwnivzJZG6uCnv1KGfhVWo2KeBNo0pvoG6YuNrx26=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj https://yt3.ggpht.com/ytc/AAUvwnhC4XGYf6dk9jUHKHviBcMPTTPelR89Fh4srSef=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

Стук в дверь. Заходит Девочка клеточка: Дорогие ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями и доказали, что дети все-таки тоже любят игру шахматы и умеют играть в него. Вам понравились задания, которые я подготовила для вас. Я надеюсь вы будете продолжать играть в эту старинную игру. Хочу вручить вам подарки. Я вам желаю, чтобы из каждого из вас стал юный гроссмейстер.