КОНСУЛЬТАЦИЯ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
методическая разработка

Кияница Ирина Викторовна

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Елочка в кристаллах

Синельная (пушистая) проволока зеленого цвета, соль грубого помола, банка объемом 0,5 л,), нитка, палочка (или карандаш).

  1. Согни из пушистой проволоки контур елочки.
  2. Привяжи ее за верхушку так, чтобы она

висела на ней.

  1. Второй конец нитки привяжи за серединку палочки или карандаша так, чтобы елочку можно было повесить в банке и она не касалась дна.
  2. В банку насыпь 16 столовых ложек с горкой соли и налей кипяток по «плечики»!
  3. ОСТОРОЖНО, чтобы не обжечься перемешай соль до растворения. Если соль растворилась вся, добавляй еще соли до тех пор, пока она не прекратит растворяться в воде.
  4. Повесь в банку елочку так, чтобы она была полностью

погружена в воду.

  1. Оставь банку на сутки.
  2. На следующий день ты увидишь, что вся елочка покрылась красивыми кристаллами соли, будто снегом!

При растворении поваренной соли в воде кажется, что соль полностью исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. При определенных условиях они могут собраться вместе и снова стать видимыми. Когда мы делаем перенасыщенный солевой раствор, то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, нитка, пушистая проволока и т.п.

Что больше - лед или вода?

Прозрачная пластиковая бутылка 0,3л, маркер, холодильник.

Ход эксперимента

  1. Набери в бутылку воды примерно до половины.
  2. Отметь маркером то место, до которого она достает.
  3. Установи        бутылку        в                морозилке вертикально                и        подожди,        чтобы        вода         полностью замерзла.
  4. Достань бутылку со льдом.
  5. Отметь уровень замерзшей воды.        
  6. Ответь на вопрос: больше или меньше

стало льда в бутылке, чем было налито воды?

И лед, и вода — это одно и то же вещество, просто оно находится в разных состояниях. Вода — это жидкое состояние, лед — твердое. Каждая молекула этого вещества состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Так это остается и в жидком состоянии, и в твердом. Меняется только порядок молекул. В воде молекулы расположены хаотично. Они двигаются друг относительно друга, поэтому вода не имеет своей формы. А когда вода замерзает, молекулы выстраиваются в определенном порядке. Теперь они уже не движутся и сохраняют строй. Поэтому лед твердый. А так как в строю молекулы воды сохраняют между собой определенную дистанцию, то и получается, что лед занимает больше места, чем вода, в которой молекулы могли стоять как им вздумается.        Ученые        посчитали,        что объем воды в замороженном виде на 1/9 больше, чем в жидком.

Куда пропал снег?

Материалы:

Стакан, снег.

  1. Набери на улице снег в стакан ровно по его край
  2. Принеси стакан домой, поставь в теплое место

     и подожди, пока снег полностью растает.

  1. Ответь на вопрос: вода в стакане занимает такой же объем, какой занимал снег?

Что наблюдаем:

Чтобы понять, что случилось со снегом, попробуй сложить игрушечные кубики (детали лего, костяшки домино) двумя разными способами: просто набросать как попало и сложить аккуратно, так чтобы они плотно прилегали друг к другу. Думаю, очевидно, что если складывать кубики аккуратно, то они займут меньше места.

Так и со снегом. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух. Поэтому и занимают большой объем.

А когда эти же снежинки растают, то молекулы, из которых они

состоят, теряют свою жесткую структуру. Теперь они могут сблизиться друг с другом так, что между ними не остается никаких промежутков. Совсем как аккуратно сложенные кубики в коробке. И поэтому они занимают меньше места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...