План работы по самообразованию
материал

 Четверова Юлия Эдуардовна

План работы по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

                   Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития: 

  • повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  • Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
  • Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
  • Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  • Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  • Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
  • Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  • Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
  • Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  • Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
  • Проведение открытого занятия;
  • Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  • Проведение досугов, экологических, народных праздников.
  • Участие в конкурсах.
  • Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.

План работы с детьми:

  • Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
  • моделирование ситуаций;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • экологические спектакли
  • Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
  • «Масленица»; 
  • «Пасха»; 
  • «День Земли»; 
  • «День птиц»; 
  • Проведение сезонных выставок поделок;
  • Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
  • Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
  • «Значение воды в жизни людей»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Синичкин день»;
  • «Покормим птиц зимой»;
  • «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
  • «Морские млекопитающие»;
  • «Естественные водоемы Земли»;
  • «Что такое заповедник»;
  • «Путешествие по заповедникам»;
  • «Мы друзья природы»;
  • «Лес и наше здоровье»; 
  • «Поможем природе»;
  • «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
  • Проекты:
  • «Огород на подоконнике»;
  • «Цветущий участок»
  • Чтение художественной литературы:
  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
  • Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
  • Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
  • Ю. Демянская «Дом Земли»;
  • Н. Т. Бромлей «Охотник» 
  • Заучивание наизусть:
  • Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
  • В. Орлов «Общий дом»;
  • П. Воронько «Журавль»
  • Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
  • Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

План работы с родителями:

  • Анкетирование родителей по экологии.
  • Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Разработка и проведение консультаций для родителей:
  • «Экология и мы»;
  • «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
  • «Игры экологического содержания»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
  • «Чистая планета Земля»
  • Памятки для родителей:
  • «В каких продуктах «живут» витамины»;
  • «Синичкин день»;
  • «Экологическое воспитание»;
  • «Берегите природу»;
  • «Мы против мусора»;
  • «День Земли»;
  • «День птиц»;
  • Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
  • Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
  • Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
  • Привлечение родителей к созданию альбомов: 
  • «Растения нашего края»; 
  • «Берегите природу»;
  • Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
  • Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность.  Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

1.Игровая деятельность.

2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;

3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

1.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала.

Ноябрь

1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:

«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»

1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая»

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Декабрь

Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;

2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

3.Игровая деятельность;

4. Зимняя выставка поделок

1.Памятка: «Экологическое воспитание»;

3.Изготовление поделок с детьми

Январь

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора»;

Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2. Изучение нового материала по экологии;

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие»

3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;

2. Создание альбома; «Растения нашего края»

3.Памятка: «Берегите природу»;

Март

1.Разработка конспекта открытого занятия;

2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»;

«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

1.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

3.Памятка: «День птиц»

Апрель

1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок»

1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

2. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

Май

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2.Подведение итого работы по плану саморазвития;

3.Вывод

1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;

2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»;

 Литература:

1.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа.

2.О.А. Соломенникова «Озакомление с природой в детском саду»

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...