«Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»
консультация (подготовительная группа)

Базовая Елена Александровна

Приобщение детей к слушанию классической музыки  - это одно из важнейших направлений в развитии музыкального восприятия. Это оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка, что является актуальным в современном музыкальном воспитании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»

 Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.  Так сказал советский педагог В. А. Сухомлинский.

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь научиться малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Актуальность. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, важно способствовать развитию уже в дошкольном возрасте целостного художественно-эстетического восприятия мира.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: а, это - восприятие, исполнительство (т.е. пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), приобщаются в процессе творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства). Но одним из важных направлений в развитии музыкального восприятия является приобщение детей к слушанию классической музыке. Это оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка, что является актуальным в современном музыкальном воспитании.

 На протяжении всего дошкольного детства, ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую называют искусством. Через классическую музыку дети знакомятся с такими нравственными понятиями: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формируется доброжелательное отношение к животным; воспитывается  чувство к прекрасному, ребенок начинает видеть красоту природы и оберегать ее.

Цель работы: Приобщение детей дошкольного возраста к классической музыке в высокохудожественном исполнении, способствующее развитию музыкального восприятия и общекультурного развития дошкольников.

 Задачи:

  • Способствовать развитию в детях эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения;
  •  побуждать детей передавать свои эмоции и чувства, выражать свое отношение в содержательном рассказе, высказывать свое мнение об услышанной музыке, определять ее характер и настроение;
  • уметь различать средства музыкальной выразительности.

 Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям.  Поэтому так важен строгий отбор предлагаемой детям музыки, ее соответствие возрастным возможностям.

Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, особое внимание надо уделять отбору материала для работы с детьми. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей, в процессе слушания музыки.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки опираемся на «три кита» - песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д. Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая примеры различных музыкальных жанров, надо стремиться к тому, чтобы дети не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Легко доступны дошкольникам танцевальная и маршевая музыка. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями.

Рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. При слушании музыки надо опираться на три взаимосвязанные между собой темы:

«Какие чувства передает музыка?»,

«О чем рассказывает музыка?»

«Как рассказывает музыка?» (Парциальная программа О. Радыновой «Музыкальные шедевры»).

Эта схема используется на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ.

Ребятам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку,  дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы ( «Подснежник», «Осенняя песня»  из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», и т. д.).

Прекрасно  воспринимаются  детьми    музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.)

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка»  из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.).

Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки), грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова), торжественное («Свадебный марш» Ф. Мендельсона).

Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников - способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении.

В работе по развитию восприятия берется за основу парциальная программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Особо следует отметить, что произведения классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений.

В процессе слушания произведения уже на 3 – 4 занятии дети подыгрывают на  музыкальных инструментах. Прием оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкальной деятельности, так как объединяет его отдельные разделы — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. У детей повышается интерес к музыкальным произведениям, заинтересованность — ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке.

Полезно варьировать приемы развития музыкального восприятия. Дети передают характер музыки в движении. Необходимо создавать условия для творческого отношения к музыке прежде всего в таких доступных для детей видах деятельности, как передача образов и танцевальная импровизация, что чрезвычайно занимательно.

Таким образом, выстраивается целая система работы по знакомству детей с классической музыкой.

Развитие восприятия детей на музыкальных занятиях наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:

- слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения) ;

-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление) ;

-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с атрибутами).

-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.) Эти методы и приемы помогают ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

        Используя дидактические игры, такие как «Нарисуй музыку», «Художники», «Поющие руки», «Живая картина», детям предлагается выполнить задание, передающее впечатления от прослушанного музыкального произведения.

Восприятие музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

 

Работа с детьми по слушанию музыки осуществляется и через проведение интегрированных и тематических занятий. Интеграция педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности, объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в мир красок и звуков; прививают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

 

Заключение.

Считаю необходимым и дальше продолжать работу над развитием музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки, так как восприятие ее оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка, развивает воображение, образную речь, обогащает все музыкальные проявления детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...

« Использование техники «Эбру» для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста»

Опыт работы музыкального руководителя Брылевой Анастасии Алексеевны...

Авторский проект на тему:«Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»

Личный вклад в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя Думчевой Е.Н....

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр

Конспект мастер-класса "Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр"...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения инструментальному музицированию.

Детское музыкальное творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает н...

Статья "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"

Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться ...