Консультация для воспитателей «Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников»
консультация

Консультация для воспитателей: «Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников»

Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное и многотрудное как для музыкального руководителя, так и для воспитателей. Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети, только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми дошкольники сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много! Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонировании при пении, исполнения партий в оркестре. Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается воспитанников, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного, взрослого помощника и наставника недопустимо!

 Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребёнком:

1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и пр.

2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и пр.

3. Речевые задачи: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.

4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить своё возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника…

 5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас! Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребёнка, но и обязан решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.

Задачи воспитателя при проведении утренника:

 Музыкально-исполнительские:

- знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), в танцах (перестроения), в оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов);

 - использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре). Организационные:

- уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу- уборку атрибутов.

В отношении себя воспитатели должны уметь выбрать позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

 Эмоционально-речевые:

- создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращение лично к себе.

Коммуникативные:

 - общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребёнком – умение видеть проблемы каждого ребёнка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок. Надо признать, что проведение утренника – стресс ещё и для взрослого, особенно для того, кто предшествующий период подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителями. Наша задача – избежать стресса.

 Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

1 этап: «Воспитатель как ребёнок» (первые 1-2 недели подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети  (разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра). Времени на это у воспитателя – 4 занятия. Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать помощь затрудняющимся на утреннике.

2этап: «Воспитатель как ведущий» (3-4 недели подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятиях, руководит построениями-перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы детей.

3 этап: «Воспитатель как актёр» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель в это время может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар, чтобы праздничный не надоел детям, работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель - работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты, и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале. Если на всех трёх этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения – тогда утренник пройдёт без стресса, как для детей, так и для руководителя. В идеале утренник должен быть итогом работы двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого. В предварительную работу с детьми по подготовке утренника входит: - чтение дополнительной литературы, связанной с темой праздника - разучивание стихов и монтажа; - разучивание и режиссирование ролей в сценке - повторение музыкального, игрового материала утренника в свободное от занятий время (например, в форме концерта для малышей или кукол) - подготовка необходимых атрибутов и элементов костюмов (совместно с родителями); - подготовка элементов украшения зала.

 Работа с родителями по подготовке утренника предполагает:

- рекомендации по чтению художественной литературы дома;

 - рекомендации по методике разучивания стихов наизусть;

 - рекомендации по изготовлению элементов костюмов;

- рекомендации по организации праздничного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников «Стрессовые ситуации в жизни ребёнка»

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития.Наша общая задача помочь детям избавиться от стресса....

КОНСУЛЬТАЦИЯ -Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

Диагностика. Тест изучения родительских установок (PARI). Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отноше...

Консультация для педагогов "Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников".

Консультация для воспитателей: Как избежать стрессовых ситуацийпри подготовке и проведении праздников. Праздник! С каким нетерпением ждут его дети! И вот он, долгожданный, наступил – искрис...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Стрессовые ситуации в жизни ребёнка»

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать при...

Консультация для воспитателей. "Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников"

Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей и воспитателей, если они не владеют методикой подготовки  проведения мероприятия. Почему в одних группах и у одних воспитат...

Консультация для педагогов:"Как избежать стрессовых ситуаций на утреннике"

Советы педагогам , как избеать стрессовых ситуаций на праздниках....