Консультация Интерактивная образовательная среда
статья

Фролова Наталия Александровна

Что значит интерактивная образовательная среда?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_obrazovatelnaya_sreda.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое интерактивная образовательная среда?

Понятие «интерактивность» в переводе с английского interaction означает взаимодействие (inter – взаимный, act – действие). Поэтому интерактивная образовательная среда в дошкольной организации – это не только развивающая предметно-пространственная среда. Это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным окружением, взрослыми и другими детьми. Кроме того, интерактивная образовательная среда предусматривает взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных моделях: дети – дети (из разных групп);  дети – родители (групповое и межгрупповое общение); дети – педагоги; дети – педагоги – родители.

Интерактивный характер образовательной среды определяют приоритетные для каждой дошкольной организации задачи – повышение качества образования, создание условий для позитивной социализации дошкольников, развитие у них инициативы, самостоятельности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Как создать интерактивную образовательную среду?

Чтобы создать в детском саду или конкретной группе интерактивную образовательную среду, необходимо придерживаться трех подходов: средового, деятельностного и личностно-ориентированного. Данные подходы определяют механизмы создания и функционирования интерактивной среды.

Средовой подход

Предусматривает организацию образовательной среды как средства социально-коммуникативного развития детей. Важные составляющие этого подхода:

·диалогичность;

·деятельностно-творческий характер среды;

·предоставление детям пространства, свободы для самостоятельных решений;

·сотрудничество.

Деятельностный подход

Обеспечивает ориентированность образовательной среды на становление и развитие субъектности дошкольников. То есть образовательная среда будет стимулировать детей самостоятельно выбирать, конструировать, программировать те виды деятельности, которые соответствуют их возрасту, удовлетворяют их потребности в саморазвитии и самореализации.

Личностно-ориентированный подход

Позволяет создать в образовательной среде комфортные условия для межличностного диалога. Именно в ходе такого диалога возникают ценностно-смысловые отношения на основе интереса к потребностям и мотивам ребенка, а также взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями.

Интерактивная образовательная среда включает четыре модуля. Каждый из них предусматривает определенный набор зон, средств и материалов.

1-й модуль – интерактивная среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это развивающая предметно-пространственная среда, которая  создается в группе: разные центры активности с соответствующими игровыми материалами. Кроме того, это информационно-коммуникационное оборудование: интерактивные столы, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет, компьютерные обучающие программы, игротека электронных игр.

В рамках данного модуля есть возможность реализовывать с детьми разные формы организации образовательной деятельности. Например, участвовать в социальных проектах «Час добрых дел», «Свой мир строим сами»; благотворительных акциях «Твори добро», сетевых детских сообществах по различным направлениям, выпускать ежеквартальную газету «Маленькие истории больших дел», создавать мультимедийные презентации. Технологии, которые помогут реализовать данный модуль:

· диалоговые (беседы, дискуссии);

· интерактивные игры;

· технология проектной деятельности;

· технологии проблемного обучения,

· технология ТРИЗ;

· информационно-коммуникационные технологии;

· здоровьесберегающие технологии.

2-й модуль – интерактивная среда в дополнительном образовании дошкольников. Это секции и студии дополнительного образования художественно-эстетической, познавательной, оздоровительной направленности.

В рамках данного модуля мы можем организовывать также разные формы образовательной деятельности с детьми. Например, занятия по интересам – «Клубный час», «Час семейных увлечений», составление маршрутных карт совместных дел, проект «Наша новая среда – детский городок», творческие вечера достижений. Чтобы реализовать данный модуль, мы можем использовать:

· лего-технологию;

· технологию детского дизайна;

· игровые технологии;

· здоровьесберегающие технологии.

3-й модуль – интерактивная среда в педагогической деятельности коллектива. Это информационно-коммуникационное оборудование: интерактивные столы, интерактивная система, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет. Интернет – также неотъемлемая составляющая деятельности современного педагога. Если нет возможности компьютеризировать рабочее место, используйте ресурсы методического кабинета.

В рамках данного модуля мы можем организовывать разные формы деятельности совместно с педагогами нашей дошкольной организации. Например, участвовать в профессиональных педагогических сообществах внутри коллектива, проблемных семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, конкурсах различного уровня, творческих группах по различным направлениям. Чтобы реализовать данный модуль, мы можем использовать: кейс-технологии, методы «Синквейн», «Фишбоун», технологии проектной деятельности, технологии составления ментальных карт, ИКТ.

4-й модуль – интерактивная среда во взаимодействии с семьями воспитанников и социумом. Этот модуль предполагает наличие и использование информационно-коммуникационного оборудования: интерактивные столы, интерактивная система, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет.

В рамках данного модуля вместе с семьями воспитанников и социальными партнерами (общеобразовательными школами, музыкальной школой, спортивными секциями, библиотекой, Комитетом территориального общественного самоуправления) мы можем создать, например:

· сетевые сообщества;

· детско-родительские сообщества;

· волонтерское движение в детском саду;

· школу опыта семейного воспитания;

· мини-музеи семейного творчества и т. д.

Реализовать данный модуль мы можем с помощью технологии проектной деятельности, интерактивных игр с родителями и детьми.

Как оценить интерактивную образовательную среду?

Оценить результаты работы воспитателей, которые создают интерактивную образовательную среду в своих группах, поможет комплекс контролирующих и диагностирующих мероприятий. Для этого необходимо проводить мониторинг по направлениям: социально-коммуникативное развитие дошкольников, вовлеченность родителей в образовательный процесс, профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации интерактивной образовательной среды и эффективность деятельности ДОО. В ходе мониторинга старший воспитатель фиксирует динамику изменений в среде, а также степень соответствия прогнозируемых и фактических результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

Интерактивная образовательная среда

ИКТ в реализации ФГОС ДО...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...

Буклет "Как создать интерактивную образовательную среду".

Чтобы образовательная среда в дошкольной организации была интерактивной, педагоги должны знать, какие средства и технологии для этого использовать....

"Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ"

Консультация для педагогов ДОУ                «Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ»...

Как создать интерактивную образовательную среду

Это консультация для воспитателей о том, как создать интерактивную среду в условиях детского сада, какие существуют преимущества и недостатки при ее использовании....