Как создать интерактивную образовательную среду
консультация

Колпакова Оксана Николаевна

Это консультация для воспитателей о том, как создать интерактивную среду в условиях детского сада, какие существуют преимущества и недостатки при ее использовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для воспитателей

«Как создать интерактивную образовательную среду».

https://images.ru.prom.st/604082779_w640_h640_interaktivnaya-doska-dto-i10-69s.jpg

                                                                             

                                                                                                                                            Составила: О.Н. Колпакова

                                                                                                                                                                 

Что такое интерактивная образовательная среда?

      Понятие «интерактивность» в переводе с английского означает взаимодействие. Поэтому интерактивная образовательная среда в дошкольной организации – это не только развивающая предметно-пространственная среда. Это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным окружением, взрослыми и другими детьми. Кроме того, интерактивная образовательная среда предусматривает взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных моделях:

дети – дети (из разных групп);  

дети – родители (групповое и межгрупповое общение);

дети – педагоги;

дети – педагоги – родители.

    Интерактивный характер образовательной среды определяют приоритетные для каждой дошкольной организации задачи – повышение качества образования, создание условий для позитивной социализации дошкольников, развитие у них инициативы, самостоятельности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Как создать интерактивную образовательную среду?

     Чтобы создать в детском саду или конкретной группе интерактивную образовательную среду, необходимо придерживаться трех подходов.

Подходы

Содержание

Средовой подход

Предусматривает организацию образовательной среды как средства социально-коммуникативного развития детей. Важные составляющие этого подхода:

- диалогичность;

- деятельностно - творческий характер среды;

-предоставление детям пространства, свободы для самостоятельных решений;

- сотрудничество.

Деятельностный подход

Обеспечивает ориентированность образовательной среды на становление и развитие субъектности дошкольников. То есть образовательная среда будет стимулировать детей самостоятельно выбирать, конструировать, программировать те виды деятельности, которые соответствуют их возрасту, удовлетворяют их потребности в саморазвитии и самореализации.

Личностно-ориентированный подход

Позволяет создавать в образовательной среде комфортные условия для межличностного диалога. Именно в ходе такого диалога возникают ценностно-смысловые отношения на основе интереса к потребностям и мотивам ребенка, а также взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями.

    Интерактивная образовательная среда включает четыре модуля. Каждый из них предусматривает определенный набор зон, средств и материалов.

1 модуль – интерактивная среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это развивающая предметно-пространственная среда, которая создается в группе (разные центры активности, информационно-коммуникационное оборудование: интерактивные столы, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет, компьютерные обучающие программы, игротека электронных игр.

    В рамках данного модуля есть возможность реализовывать с детьми разные формы организации образовательной деятельности. Например, участвовать в социальных проектах «Час добрых дел», «Свой мир строим сами»; благотворительных акциях «Твори добро», сетевых детских сообществах по различным направлениям, выпускать ежеквартальную газету «Маленькие истории больших дел», создавать мультимедийные презентации. Технологии, которые помогут реализовать данный модуль:

· диалоговые (беседы, дискуссии);

· интерактивные игры;

· технология проектной деятельности;

· технологии проблемного обучения,

· технология ТРИЗ;

· информационно-коммуникационные технологии;

· здоровьесберегающие технологии.

   2 модуль – интерактивная среда в дополнительном образовании дошкольников. Это секции и студии дополнительного образования художественно-эстетической, познавательной, оздоровительной направленности.

     В рамках данного модуля мы можем организовывать также разные формы образовательной деятельности с детьми. Например, занятия по интересам – «Клубный час», «Час семейных увлечений», составление маршрутных карт совместных дел, проект «Наша новая среда – детский городок», творческие вечера достижений. Чтобы реализовать данный модуль, мы можем использовать:

· лего-технологию;

· технологию детского дизайна;

· игровые технологии;

· здоровьесберегающие технологии.

  3 модуль – интерактивная среда в педагогической деятельности коллектива. Интернет – также неотъемлемая составляющая деятельности современного педагога. В рамках данного модуля мы можем организовывать разные формы деятельности совместно с педагогами дошкольной организации. Например, участвовать в профессиональных педагогических сообществах внутри коллектива, проблемных семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, конкурсах различного уровня, творческих группах по различным направлениям. Чтобы реализовать данный модуль, мы можем использовать: кейс-технологии, методы «Синквейн», «Фишбоун», технологии проектной деятельности, технологии составления ментальных карт, ИКТ.

  4 модуль – интерактивная среда во взаимодействии с семьями воспитанников и социумом. В рамках данного модуля вместе с семьями воспитанников и социальными можно создать, например:

· сетевые сообщества;

· детско-родительские сообщества;

· волонтерское движение в детском саду;

· школу опыта семейного воспитания;

· мини-музеи семейного творчества и т. д.

Реализовать данный модуль мы можем с помощью технологии проектной деятельности, интерактивных игр с родителями и детьми.

Какие интерактивные средства можно использовать в условиях ДОУ?

  1. Интерактивные игрушки,
  2. Персональный компьютер,
  3. Планшет,
  4. Сенсорный стол,
  5. Сенсорные развивающие игровые комплексы,
  6. Интерактивные доски прямой и обратной проекции,
  7. Интерактивный пол.

Каковы преимущества использования интерактивных технологии?

  • Высокая скорость передачи информации.
  • Увеличение восприятия материала.
  • Высвобождение свободного времени.
  • Раскрытия творческого потенциала педагога.
  • Стимулирование активной деятельности воспитанников.
  • Развитие положительной мотивации к изучению.

Существуют и некоторые недостатки в использования интерактивных технологии.

  • Высокая цена.
  • Малодоступность программного обеспечения.
  • Изображение на поверхности интерактивной доски может закрываться человеком, находящимся около доски.
  • Могут сбиваться настройки игр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

Интерактивная образовательная среда

ИКТ в реализации ФГОС ДО...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...

Консультация Интерактивная образовательная среда

Что значит интерактивная образовательная среда?...

Буклет "Как создать интерактивную образовательную среду".

Чтобы образовательная среда в дошкольной организации была интерактивной, педагоги должны знать, какие средства и технологии для этого использовать....

"Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ"

Консультация для педагогов ДОУ                «Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ»...