«Скоро в школу!» Программа по профилактике школьной дезадаптации
рабочая программа
Целью программы «Скоро в школу!» является профилактика школьной дезадаптации, формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе.
Задачи:
• выявление уровня психологической и мотивационной готовности ребенка;
• формирование познавательных и социальных мотивов;
• развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;
• развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
• формирование универсальных учебных действий: внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану; планировать свои действия; выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr5.docx | 424.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Скоро в школу!»
Программа по профилактике школьной дезадаптации
Разработал педагог-психолог:
Короткова С.Г.
.
г. Смоленск
Оглавление
Введение | 3 |
| 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации программы | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 6-7 лет | 4 |
1.2. Планируемые результаты освоения программы | 7 |
II. Содержательный раздел | 8 |
2.1.Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания | 8 |
2.1.1. Диагностическая работа | 8 |
2.1.2. Развивающая и коррекционная работа | 9 |
2.1.3. Просветительская и профилактическая работа | 11 |
2.1.4. Экспертная работа | 12 |
2.1.5. Организационно – методическая работа | 13 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 13 |
2.3. Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик. | 14 |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы | 15 |
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 16 |
| 16 |
2.5.2. Просветительская и профилактическая работа | 17 |
III. Организационный раздел | 18 |
3.1. Материально-техническое обеспечение программы | 18 |
3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания. | 20 |
3.3. Описание распорядка и/ или режима дня | 21 |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. | 21 |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | 22 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа «Скоро в школу!» предназначена для детей подготовительной к школе группы.
Программа направлена на решение проблемы преемственности дошкольного и начального образования и опирается на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; ФГОС ДО от 17 октября 2013 №1155; комментарии к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 г. № 08-249, Устав МБДОУ, Образовательную программу МБДОУ, локальные акты МБДОУ.
Данная программа определяет содержание и структуру деятельности направленной на эффективное решение проблемы школьной дезадаптации через проведение всесторонней работы с детьми старшего дошкольного возраста и всеми участниками образовательного процесса по всем направлениям работы педагога-психолога: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и профилактика, экспертная деятельность.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Целью программы «Скоро в школу!» является профилактика школьной дезадаптации, формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе.
Задачи:
• выявление уровня психологической и мотивационной готовности ребенка;
• формирование познавательных и социальных мотивов;
• развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;
• развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
• формирование универсальных учебных действий: внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану; планировать свои действия; выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях психолог ориентируется на ребенка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и его индивидуальные особенности.
- единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируются группы, с которыми проводятся коррекционно-развивающие занятия.
- доступности, который проявляется в соответствии возрастным уровням сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
- сочетания игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры–задачи к учебно-познавательной деятельности.
- поэтапного, дозированного, усложнения задач и условий игр и упражнений.
- развития творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
- полноценных межличностных отношений, основанных на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
- добровольности, который предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
Подходы:
При формировании программы «Скоро в школу!» использованы те же подходы, что и в основной образовательной программе дошкольного образования:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский).
- Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
- Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)
- Теория об амплификации (А.В. Запорожца)
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 6-7 лет.
Психологические особенности развития детей 6 – 7 лет
У детей старшего дошкольного возраста продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным.
Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации.
Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль, начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации программы предполагается, что
- ребенок будет психологически готов к обучению в школе;
- ведущими мотивами станут познавательные и социальные;
- появятся представления о том, что его ждет в школе, как будет проходить его обучение;
- появятся представления о конструктивных приемах решения возникающих проблем;
- повысится уровень развития его познавательных процессов (способность к анализу, обобщению, классификации т.д.)
- ребенок научиться внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану; планировать свои действия; выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
В результате ребенок сможет легко адаптироваться к школе и успешно осуществлять свою учебную деятельность.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми,
- в различных видах детской деятельности (играх, наблюдениях, труде, экскурсиях, конкурсах и т.д.)
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
Для реализации программы необходимо взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей, которое происходит по следующим направлениям:
2.1.1. Диагностическая работа
Цель диагностической работы – помочь педагогам и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение. Диагностика позволяет выявить причины возникновения трудностей в обучении и развитии, определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе развивающей и коррекционной работы. Психолого-педагогическая диагностика детей в подготовительной группе проходит с использованием стандартизированных методик и участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Диагностическая работа
с воспитанниками подготовительной к школе группы МБДОУ
Направления и виды работы | Методики диагностики | Формы работы | Сроки выполнения |
Скрининговая диагностика. Прогнозирование уровня психологической готовности к школьному обучению. Общие рекомендации родителям ипедагогам. | «Психолого-педагогическая готовность ребенка к началу школьного обучения» Методика Н.Семаго и М.Семаго | Подгруппа детей по 8 человек. | |
Мотивационная готовность. Рекомендации воспитателям. Общие рекомендации родителям. | «Оценка мотивационной готовности к школьному обучению» Методика Д.В. Солдатовой | Индивиду-ально. | |
Углубленная диагностика познавательной и эмоциональной сфер (по индивидуальному запросу родителей или педагога) Рекомендации воспитателям по использованию развивающих программ. Общие рекомендации родителям. | Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. | Индивиду-ально. | В течение года. |
2.1.2. Развивающая и коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам. А также, оказание помощи педагогам и родителям детей подготовительной группы в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей на пороге школы. Развивающая работа предполагает создание социально-психологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.
Коррекционно-развивающая работа строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Так как абсолютное большинство детей подготовительной группы посещают наш детский сад не первый год, то педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика, анализируются её результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в индивидуальном психологическом сопровождении. Непосредственно коррекционно-развивающие занятия могут быть:
- групповыми;
- подгрупповыми;
- индивидуальными.
Групповые и подгрупповые занятия и мероприятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Индивидуальные занятия проводятся в кабинете педагога – психолога.
Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.
Все занятия проводятся в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года), согласованы с учебным планом МБДОУ.
Программы, мероприятия, формы, цели групповой и подгрупповой работы и сроки их проведения представлены в следующей таблице.
Программа или мероприятие | Цель | Сроки выполнения | Кол-во встреч в неделю |
Цикл коррекционно-развивающих занятий (развитие умения управлять собой) | Развитие способности управлять своей деятельностью и поведением | декабрь - май | 1 по 30 минут |
Игра – тренинг «Школьный росточек» | Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников. | Вторая неделя апреля | 9 по 30 минут. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Развитие познавательных способностей, формирование универсальных учебных действий в коллективе сверстников. | Апрель | 1 по 30 минут |
Перечень используемых методических пособий:
Программа или мероприятие | Наименование и автор |
«Развитие умения управлять собой» |
|
Игра – тренинг «Школьный росточек» |
|
Комплексная программа развития интеллекта. | Пономаренко А.С. Комплексная программа развития интеллекта. Для детей старшего дошкольного возраста. Часть 1,2. Изд.1-ое. Троицк: Издатель А.С. Пономаренко, 2009 – 81с.+ компьютерные задания на CD |
2.1.3. Просветительская и профилактическая работа
Профилактическая работа с воспитанниками подготовительной группы направлена на снижение тревожности в период подготовки к школьному обучению, повышение уверенности в себе, формированию регуляции межличностных отношений, позитивному изменению поведения и развитию разнообразных форм коммуникации.
Мероприятие | Цель | Дата проведения | Время за нед. | Кол-во занятий в год |
| Создание положительного эмоционального мироощущения по отношению к школе и регулярному обучению, формирование коммуникативных умений, необходимых для успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новых условиях. | Январь - апрель | 2 по 30 минут | 30 встреч |
| Март-апрель |
Экспертная работа
Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002).
Экспертная деятельность педагога-психолога МБДОУ касается оценки образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений
Направления экспертной работы в МБДОУ по программе «Скоро в школу!»:
- Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.
- Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка.
- Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов.
- Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или ДОУ.
- Участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
- Организационно – методическая работа
Организационно-методическая деятельность по программе подразумевает ведение документации: плана работы, анализ и составление заключений по результатам диагностики; составление коррекционных и развивающих программ; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей, самообразование и самоанализ.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Содержание образовательной деятельности по реализации программы «Скоро в школу!» определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется в различных видах детской деятельности.
Виды детской деятельности и формы их организации.
Виды детской деятельности | Формы работы с детьми 6-7 лет. |
Двигательная | Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Дидактическая игра |
Коммуникативная | Беседа. Рассказ, разговор. Викторины, конкурсы Рассматривание. Чтение. Игры с правилами. Игра – тренинг. |
Познавательно-исследовательская | Дидактическая игра. Наблюдение. Целевая прогулка, экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Игры с правилами. Чтение. Викторина. Конкурс. |
Чтение художественной литературы | Чтение. Слушание. Обсуждение. Разучивание. Театрализация. Рассказ. Разговор. Викторина, конкурс. Составление и отгадывание загадок. |
Средства и методы реализации программы.
Для реализации программы «Скоро в школу!» используются те же методы и средства, что и для реализации основной образовательной программы детского сада.
2.3. Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (портфолио ребенка с рабочим материалом занятий, дневник «Школьного росточка», авторские сказки и др.).
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность представлена в разнообразных формах — это дидактические и развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира (мира педагогов и школьников, деятельности учителей, знакомство со школой, школьными правилами и взаимоотношениями людей в школе).
Восприятие художественной литературы организуется как процесс слушания детьми произведений художественной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же формирование графомоторных умений.
Культурные практики
Для реализации программы «Скоро в школу!» используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Приоритетной сферой проявления детской инициативы детей 6-7 лет является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
- устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в основной образовательной Программе МБДОУ и реализуется педагогом психологам в следующих направлениях.
2.5.1. Консультативная работа
Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам и родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ. Консультирование родителей детей подготовительной группы проводится по вопросам, связанным с психологической подготовкой к школе, а так же оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка:
Тема и цель консультации | Формы работы | Сроки выполнения |
Консультации по результатам первичной психологической готовности к школьному обучению. | Индивидуально. | Декабрь |
Консультации по результатам диагностики познавательных процессов. Ознакомление с имеющимся уровнем развития ребёнка. Согласование действий на период коррекционной работы. | Индивидуально. | В течение года. |
Оказание психологической поддержки родителям по вопросам поведения, воспитания, обучения. Согласование действий на период коррекционной работы. | Индивидуально. | В течение года. |
Итоговые результаты коррекционно-развивающей работы. Ознакомление с имеющимся уровнем развития ребёнка. | Индивидуально. | Май. |
2.5.2. Просветительская и профилактическая работа
Психопрофилактическая и просветительская работа педагога-психолога МБДОУ направлена на формирование у родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного психического развития ребенка, а также своевременное выявление и предупреждение таких особенностей в поведении ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.
Профилактическая работа с родителями несёт просветительский характер. Планируется и проводится в виде педагогических гостиных, консультаций с элементами тренингов, открытых занятий, совместных встреч с родителями и педагогами, папок-передвижек, стендовой информации, выставок.
Формы работы | Наименование | Сроки выполнения |
Лекция на родительском собрании. | «Мотивационная готовность» | Сентябрь |
Папка-передвижка. | «Психологические особенности развития детей 6-7 лет» | Сентябрь. |
Педагогическая гостиная | «Мой ребенок – будущий первоклассник!» | Октябрь |
Открытое занятие | «Развитие умения управлять собой» | Ноябрь. |
Круглый стол. Мастер-класс | «Поощрения и наказания» | Декабрь. |
Папка-передвижка. | «10 правил для родителей будущих первоклассников. | Январь. |
Родительское собрание | «Встреча с учителями начального звена БСОШ №№ 2,3 с. Богучаны» | Февраль. |
Консультация для родителей. Стендовая информация. | «Создаем сказку» Помощь в создании авторских сказок по мотивам «Лесной школы». | Март |
Открытое занятие | «Путешествие к школьной планете» | Апрель. |
Педагогическая гостиная. | «Итоги игры-тренинга «Школьный росточек» | Апрель. |
Выставка сказок, рисунков и работ детей. Стендовая информация. | «Скоро в школу!» Информирование о результатах программы. | Апрель. |
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы «Скоро в школу!» и построена на тех же принципах.
Вид помещения | Функциональное использование | Оснащение |
Групповое помещение | Непосредственно образовательная деятельность. Игровая деятельность. Самостоятельная творческая деятельность. | Детская мебель, стульчики, столы. Игровые модули для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровая мебель. Центр книги и развития речи, центр детского творчества, центр игры. Игровая зона «Фиолетовый лес» Телевизоры, DVD, ноутбук, интерактивная доска, проектор. |
Приемная комната | Информационно-просветительская работа с родителями. | Информационные стенды для родителей. Наглядно-информационный материал. Выставки детского творчества. |
Музыкальный зал | Тематические досуги, праздники и конкурсы. | Переносная мультимедийная установка, ноутбук. Аудио- и видеокассеты, CD диски. |
Кабинет заведующего МБДОУ | Индивидуальные консультации и беседы с родителями; | Библиотека нормативно – правовой документации; Компьютер, принтер, сканер. Документация по содержанию работы в МБДОУ (охрана труда, приказы, пожарная безопасность, договоры с организациями и пр.) |
Медицинский кабинет (кабинет медицинской сестры) | Осмотр детей. консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ. | Шкаф для документации, стол и стул для медсестры. Электронные весы, ростомер, кушетка, лампа для кварцевания. Стеклянный шкаф для медикаментов, тумбочка медицинская, стеклянный столик. |
Методический кабинет | Повышение профессионального уровня педагогов, осуществление методической помощи педагогам, организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, планирование, организация и контроль образовательного процесса, | Библиотека педагогической, методической, передовой и детской литературы. Опыт работы педагогов, накопление передового педагогического опыта. Документация по содержанию работы в МБДОУ. Материалы по формам работы с педагогическим коллективом, демонстрационный, раздаточный материал, пособия для занятий с детьми. Компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, проектор |
Кабинет педагога-психолога и логопеда | Психолого-педагогическая диагностика. Индивидуальные и подгрупповые занятия. Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ | Стол и стулья для детей, шкаф и полки для методической литературы, игрушек и пособий. Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей. Игровой материал, развивающие игры, стол для рисования песком. Зеркало. Ноутбук . |
Коридоры МБДОУ | Информационно-просветительская работа с сотрудниками МБДОУ и родителями. Выставки детского творчества. | Стенды для родителей, визитка МБДОУ. Стенды для сотрудников (административные вести, охрана труда, уголок профкома, пожарная безопасность и др.) |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Направления | Методические материалы, средства обучения и воспитания |
Диагностика |
|
Коррекционно-развивающая работа |
|
Профилактика и просвещение |
|
3.3. Описание распорядка и режима дня.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
При проведении режимных моментов МБДОУ придерживается тех же правил, что и при реализации основной общеобразовательной Программы.
Еженедельные занятия с психологом по программе «Развитие умения управлять собой» вставлены в сетку занятий, длятся не более 30 минут с использованием физминуток. В первой половине года занятия проводятся по подгруппам 10-12 человек, во второй половине учебного года – со всей группой вместе.
Чтение сказок «Лесная школа» М. Панфиловой начинается во второй половине учебного года, включает в себя не только активное слушание, но и обмен мнениями о прочитанном. Слушание сказок происходит перед обедом, два раза в неделю. В свободное время дети рисуют, лепят персонажей сказок, придумывают своих героев и сочиняют с родителями свою авторскую сказку.
Игра – тренинг «Школьный росточек» проводится в апреле месяце и длится четыре дня, включает в себя 2 ежедневных «урока» и музыкальное или физкультурное занятие по расписанию, в пятый день проводится итоговое занятие «Путешествие к школьной планете», на которое приглашаются родители. В течение недели дети получают домашние задания, ведется «Экран успеваемости» и заполняется «Книга Хроник». Во время проведения игры-тренинга воспитанники имеют возможность заработать своим трудом и поведением различные «медали» и «ордена». В конце тренинга каждому участнику выдается «Диплом Настоящего Школьника».
- Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий.
- выставка «Скоро в школу!» является итоговым мероприятием, проводится в апреле и включает в себя рисунки по теме сказок «Лесная школа» и авторские сказки. Родители и дети имеют возможность ознакомиться с творчеством будущих первоклассников.
- интеллектуальный конкурс «Умники и Умницы» проводится в апреле с командами детей подготовительных групп детских садов способствует повышению мотивационной готовности и произвольности поведения детей.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая среда нашего МБДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации программы «Скоро в школу!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию на тему "Как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе?" ( профилактика школьной дезадаптации).
Рассматриваются теоретические вопросы школьной зрелости, а также роль семьи в профилактике школьной дезадаптации первоклассника....
Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации
Существуют различные виды готовности к школе, это: личностно-социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность. А сегодня мы будем рассматривать один из компонентов г...
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путем проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект из цикла занятий по профилактике школьной дезадаптации в подготовительной группе по теме «Лесная школа»
профилактика школьной дезадаптации через сказочные образы...
ПРОГРАММА «СКОРО В ШКОЛУ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Программа «Скоро в школу!» является частью образовательной программы дошкольного образования детского сада, предназначена для детей, родителей подготовительной к школе группы и...
Программа занятий по профилактике школьной дезадаптации «Дорога к школе»
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новы...
Конспект выступления для родителей по теме «Формирование мотивации к обучению в школе как путь профилактики школьной дезадаптации»
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он буде...