«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ».
статья (средняя группа)

Балашова Наталья Юрьевна
(1 слайд) Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. ( 2 слайд) Что такое ИКТ? Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей. ( 3 слайд ) ИКТ включают в себя: • компьютер и интернет • телевизор • видеомагнитофон • видеокамера и фотоаппарат • DVDи CD • радио • игровые приставки • мобильные телефоны • магнитофоны • мультимедиа и интерактивная доска. (4 слайд ) Цель использования ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО. (5 слайд ) Задачи использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ : • сделать образование современным; • приблизить ОД к мировосприятию современного ребенка; • установить отношение взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником; • помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал; • экономить время как педагога, так и ребенка; • использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде: текста, графического изображения, звука, речи, видео. ( 6 слайд) Современный педагог применяет ИКТ при: • Работе с детьми • Взаимодействие с родителями • Взаимодействие с коллегами • При оформление документации • Для повышения своего профессионального мастерства . (7 слайд) Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе: • по подбору иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы; • по подбору дополнительного познавательного материала к занятиям; • по обмену опытом, в знакомстве с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран; • по оформлению групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения; • в создании презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; • Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей; • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их; • Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса); • Оформление буклетов, визитных карточек, материалов по различным направлениям деятельности; • Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ. (8слайд) Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет: • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре. • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. (9 слайд) В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: 1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. 2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. 3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь; 4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.); 5. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. 6. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. 7. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты). Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». ( 10 слайд) Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс: • Недостаточная ИКТ – компетентность педагога. В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе. • Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой. Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду. • Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ. • Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео- записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.(11 слайд)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx774.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад «Солнышко» « Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ » Выполнила воспитатель: Балашова Н.Ю. 2021

Слайд 2

« Если сегодня будем учить так, как учили вчера, Мы украдём у наших детей завтра» Джон Дьюи ИКТ Информационные технологии Коммуникационные технологии Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Слайд 3

ИКТ включает в себя: компьютер и интернет телевизор видеомагнитофон видеокамера и фотоаппарат DVDи CD радио игровые приставки мобильные телефоны магнитофоны мультимедиа и интерактивная доска.

Слайд 4

Цель использования ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Слайд 5

Задачи использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ : • сделать образование современным; • приблизить ОД к мировосприятию современного ребенка; • установить отношение взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником; • помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал; • экономить время как педагога, так и ребенка; • использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде: текста, графического изображения, звука, речи, видео.

Слайд 6

Области применения ИКТ современным педагогом: Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Взаимодействие с коллегами Оформление документации Повышение профессионального мастерства педагога

Слайд 7

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе: Повышает интерес детей к обучению Способствует повышению профессионального уровня педагога Поднимает уровень педагогической компетентности родителей

Слайд 8

Использование компьютерных технологий помогает: Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; Формировать информационную культуру у детей; Активизировать познавательный интерес; Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) Реализовывать личностно – ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; Дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

Слайд 9

Плюсы использования ИКТ в ДОУ Приоритеты ИКТ перед старой системой подачи материала Интерактивные экскурсии, например, в Эрмитаж, позволяют очутится в другом месте, не выходя из игрового зала.

Слайд 10

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательном процессе: Недостаточная ИКТ – компетентность педагога. Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой. Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ. Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.

Слайд 11

Спасибо за внимание! Успехов в освоении информационно- коммуникационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

Выступление из опыта работы «Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе

Выступление из опыта работы«Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе СП «детский сад»Капустиной В.Р.,  воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образова...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания....

Материал для выступления на Круглом столе « Применение информационно- коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста», для воспитателей Тема: «Мультимедийная презентация - одна из форм ИКТ в работе с д

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опрных образов, наполненных исчерпывающей структурирующей информацией в алгоритмическом порядке. В э...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

   Семинар-практикум для педагогов на тему:      «Применение социо-игровой технологии  в воспитательно-образовательном процессе        ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с ...