Статья "Современные технологии в ДОУ"
статья (старшая группа)

Рощупкина Елена Алексеевна

Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_detskiy_sovet.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребѐнка,

его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

 и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности». Одним из способов решения поставленной цели в нашей образовательной  модели «Кругосветка» является применение современной технологии «Детский совет»

 «Детский совет» - это технология организации жизни детей, которая  в корне меняет устройство жизнедеятельности  детей. В разных странах и в разных образовательных программах она называется по-своему: детский совет, групповой сбор, утренний кружок, утро радостных встреч…  

Вне зависимости от названия – это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями. С уверенность можно сказать, что такая форма работы является недостающим звеном современного российского дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей.

Основной образовательной программой нашего ДОУ является программа  «Вдохновение», под редакцией И.Е. Федосовой, В.К. Загвоздкина, где неотъемлемым атрибутом является Детский совет.  В своей работе мы используем рекомендации Л.В. Свирской по организации  «Детского совета» в ДОУ. Изучив методическую литературу, мы выяснили, что же такое «Детский совет»?  Это принятая в мировой практике форма работы, позволяющая достичь баланса инициатив взрослых и детей, технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Используя технологию «Детский совет» мы имеем возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, даем возможность быть детям активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. Применяемый в нашей образовательной модели  «Детский совет» дает возможность  активно участвовать детям в обсуждении проблем и принятию решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим их жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Какие же задачи «Детский совет» помогает решить педагогам: -Создать эмоциональный настрой  – «задать тон».

- Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

- Развивать эмпатию.

- Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

- Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

- Выбрать новую тему / подводить итоги.

- Разработать план действий.

- Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

- Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Детский совет проводит воспитатель, в нашей образовательной модели он называется гидом.  Детский совет проходит во второй половине дня, что обозначено в конструкторе режима дня. Педагоги нашего ДОУ основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии. Воспитатели предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Воспитателями  вместе с другими участниками образовательного процесса были  созданы в группах необходимые условия для организации и проведения «Детского совета», а также сформирована база для использования разнообразных источников информации.

Задачи, которые позволяет решить «Детский совет» для детей:

-  Учиться объяснять словами свое эмоциональное состояние, свои желания,

действия;

- Учиться несложным приемам коррекции эмоционального состояния;

- Учиться формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

-Учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

- Учиться внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к

высказываниям других;

- делать выбор;

-  планировать собственную деятельность;

- рассказывать о своих действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях.

Реализуя образовательную модель «Кругосветка», наше дошкольное учреждение выступает как туристическое агентство «Юный путешественник». Наша игровая стратегия – это большая маршрутная игра «Вокруг света», поэтому «Детский совет» имеет свои особенности.

«Детскому совету» предшествует работа турагентства «Юный путешественник»- это организация общего сбора, на котором собираются дети трех возрастных групп – средняя, старшая и подготовительная,  для этого в нашем ДОУ имеются физкультурный  и музыкальные залы  (видео общего сбора). Взрослые и дети обсуждают выбор темы – страну, в которую отправятся путешествовать. Для всех участников организуется просмотр киножурнала: «География для малышей», "Занимательная география для дошкольников", "Уроки тётушки Совы", "Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей", которые позволяют  узнать наиболее интересные и важные факты, о том или ином географическом объекте. Также в турагентстве  дети традиционно выполняют творческие задания, играют в коммуникативные игры, прокладывают предстоящий маршрут, знакомятся с литературными персонажами, национальными танцами и музыкой изучаемой страны.

 После  встречи участников в турагентстве «Юный путешественник» и выбора темы предстоящего путешествия (страны), дети возвращаются в свои группы, где осуществляется неформальный опрос детей, для выявления инициативы и образовательных запросов.

В целом «Детский совет»  длиться  до 20 минут. Жесткого регламента нет. Все зависит от того, насколько педагогу и детям хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна, насколько живо и весело ведется коммуникация.

Детский совет должен быть сродни «производственной летучке» –проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Нашими педагогами на «Детском совете» используют игры, не требующие большой подвижности. Например, пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки. Так же используются элементы тренинга, элементы психогимнастики,  в которых могут участвовать все. Идеи для общих игр могут идти как от взрослых, так и от детей. Дети могут не только предложить игру, но и самостоятельно организовать ее.

Во время детского совета педагоги используют различную информацию –

картинки, игрушки, предметы из центров активности. Чтобы дети могли принять решение о том, что же они хотят делать, о чем узнать. Так же мы используем дополнительные вопросы.

Очевидно, что в каждой ситуации и для каждой возрастной группы, эти вопросы имеют свои особенности. Важно не просто помнить о том, какие вопросы задать, а быть готовым «играть вопросами». В этом случае, они превращаются в увлекательную игру «Вопросилию», а общение становится познавательно-деловым.

Однозначной закрепленной структуры Детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно свободно варьировать

 Нами были выделены следующие смысловые части «Детского совета»

Первое это - ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность.

«Детский совет» проходит в организованном в группе уютном уголке, где можно доверительно общаться. Используется билингвальный компонент - звучит музыка, характерная для изучаемой страны, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются и рассаживаются в круг на мягкие подушки или коврики. Вместе с детьми для проведения «Детского совета»  были определены  правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Правила поведения в группе независимо от их содержания имеют позитивный характер, например: «Мы говорим по одному», «Внимательно слушай других», «Кричать можно на улице», «Говорит тот, у кого в руках какой либо предмет» и т. д.

Сформулированные вместе с детьми правила  мы записываем крупными буквами или знаком и вывешиваем рядом с тем местом, где проводится детский совет, например на стене или можно свесить знак с правилом с потолка на нитке. Написать или нарисовать правило могут сами дети. То, что надпись или рисунок могут быть не очень эстетичными с точки зрения взрослого, совершенно не влияет на сущность использования правила как регулятора поведения. Более того, самостоятельно выработанное и зафиксированное правило выполняется детьми с большим энтузиазмом и ответственностью.

Следующее, выделенное нами смысловое значение – это  выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о новой стране. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей в проектирование мы используем  модель «трех вопросов» Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?»  

Выявление инициатив и  планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих Детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий педагоги нашего ДОУ поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Планируя работу вместе с детьми, мы получаем самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные детьми дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая.

Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность.

И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть, насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы. Дети понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.

У педагогов накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми, и примеры «индивидуальной работы».

Творческой группой нашего ДОУ,  в рамках реализации образовательной модели «Кругосветка», была разработана своя система фиксация детских инициатив и образовательных запросов - это  информационное поле  «Мир открытий», которое представляет собой глобус, модель земли, т. к. наш образовательный маршрут лежит по разным странам мира.  Данное поле -  это применение наших авторских разработок и интеграция методики Л.В. Свирской «модели трех вопросов»

Глобус поделен на сектора с определенным цветовым решением, а также с применением символов.

 Белые сектора, расположенные на: северном полюсе - служит для сбора информации о том, что дети знают о той или иной стране,  на южном полюсе - предусматривает записи о том, как и откуда можно получить новые знания.

Сектора белого цвета, расположенные на экваторе, имеют символическое обозначение по десяти разделам: наука, природа, искусство, история, культура, знаменитые люди, достопримечательности, спорт, промышленность и калейдоскоп. Здесь фиксируется то, что дети хотели бы узнать о той или иной стране. Символы помогают  всем участникам образовательного процесса конкретизировать свои образовательные инициативы, а педагогам распределить их по разделам. Символ – калейдоскоп помогает зафиксировать инициативы, не относящиеся к изучаемой теме.

Шесть цветных секторов – используются для фиксации образовательных запросов в организованных мирах (центрах детской активности) (зеленым цветом обозначен – мир природы, красный мир – науки, синий – мир спорта, оранжевый – мир языка и речи, сиреневый – социальный мир, желтый – мир искусства). Дети высказывают свои пожелания о том, в каком мире и чем бы они хотели заниматься в рамках изучаемой темы, педагог помогает зафиксировать  предложения детей  в информационном поле. Дети так же имеют возможность сделать записи.

Существуют некоторые правила ведения записей, которые мы используем: прежде всего, записи идей детей,  нужно делать в тот момент, когда они озвучиваются; делать  записи нужно печатными буквами, так, чтобы дети могли использовать для чтения. Для ведения записей в информационном поле «Мир открытий» обязательно привлекать помощников, т. к одному педагогу сложно вести разговор и одновременно записывать. Обязательно помечать автора того или иного предложения. Нужно стараться заполнять информационное поле  сразу аккуратно, так как переписывать его начисто не возможно – он потеряет для детей смысл; размещать заполненное поле нужно  в обусловленном доступном для детей месте; целесообразно договориться с детьми о том, как будут помечаться уже выполненные дела и действия. Созданное совместными усилиями информационное поле должно быть доступно для детей в течение всего времени по изучению выбранной страны. По окончанию проживания той или иной образовательной темы информационное поле «Мир открытий» хранится как документ.

Однако существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.

С целью решения педагогических задач, мы предлагаем детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?» Мы основываемся на принципе: активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, мы выбираем те, которые, во–первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставить детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности и возможно с помощью родителей. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы.

 Оценив, познавательные инициативы и образовательные запросы детей  с целью решения педагогических задач, мы  предлагаем детям, узнать, интересующую их информацию. Тем самым, опираясь на опыт детей, осуществляем образовательный процесс в зоне ближайшего развития. Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с нами, завтра он сможет делать самостоятельно.

Информационное поле «Мир открытий»  отражает содержание самостоятельной образовательной деятельности детей в мирах, действия педагогов для стимулирования их самостоятельной деятельности, а также совместную образовательную деятельности педагога с детьми в одном из миров. Информационное поле  открыто для спонтанных детских идей и новых мыслей, так как оно может заполняться в течение двух недель, по ходу проживаемой темы. Информационное поле доступно для сбора инициатив родителей и  специалистов ДОУ, с этой целью информационное поле вывешивается в раздевальной комнате.

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование  дает возможность вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов,

индивидуализировать работу.

Совместно заполненное информационное поле  структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности, но не устанавливает временной и пространственной закрепленности, то есть оставляет свободу выбора, что и когда делать; сколько раз возвращаться к деятельности или содержанию; с кем в партнерстве; где и как организовать деятельность. 

Осуществляемое нами совместное планирование дает возможность планировать и организовывать и  индивидуально-коррекционную работу «внутри» и в логике той деятельности, которую выбрал сам ребенок.

После того, как дети внесли свои идеи в образовательный процесс  взрослые члены команды (воспитатели, старший воспитатель, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить  идеи, предложенные детьми. Возможные вопросы для обсуждения: Что послужило побудительным мотивом для деятельности? Как в теме проявляются личные интересы детей? Как проявляются индивидуальные особенности познавательной деятельности? Какие способы организации познавательной, творческой деятельности детьми не заявлены? Какие виды деятельности можно предложить дополнительно. Кто из детей проявляет активность, кто пассивен? Как включить в работу детей, не проявивших видимой инициативы? Как решать (и какие) индивидуальные задачи развития? Какие ресурсы необходимы для обеспечения и развертывания темы. Кто в чем видит свое место (берет на себя ответственность). Как и в чем будет реализована активность родителей. Какие именно материалы нужно приготовить на следующий день, как будет проведена презентация центров на утреннем групповом сборе. Чему следует научить детей, чтобы обеспечить их успешность в выбираемых видах деятельности.

Обсуждая эти и подобные им вопросы, педагоги нашего ДОУ дополняют образовательный процесс своими идеями, определяют, какие ресурсы нужны для его реализации; что есть в детском саду, о какой помощи и поддержке следует просить родителей; каким образом можно задействовать социальное окружение – библиотеки, парки, школы, мастерские и пр. ресурсы сообщества.

Еще одна задача обсуждения – планирование того, какие материалы будут внесены в центры активности для свободно выбираемой самостоятельной работы детей; чему можно детей научить в рамках выбранной темы и как это сделать, учитывая особенности развития детей своей группы.

Так технология «Детский совет» позволяет нам эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...