Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с применением образовательного конструктора UARO
методическая разработка

Грицан Оксана Александровна
Освоение конструктора ведётся последовательно от простого к сложному (по показу, по схеме, по памяти, по представлению). Занятия с конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом. Для конструктора UARO характерны высочайшее качество, эстетичность, прочность, безопасность. Конструктор UARO – это занимательный материал, стимулирующий и активизирующий восприятие, внимание ребенка, развивающий мыслительные процессы, фантазию, формирующий моторные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gr.docx126.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  №48 «Малыш»

г. Южно-Сахалинск

Проект

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с применением образовательного конструктора UARO.

Автор проекта:

воспитатель 1 квалификационной категории

Грицан Оксана Александровна

2021год

Пояснительная записка

Актуальность. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит сенсомоторное и интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Одним из способов развития детей с раннего возраста являются игры с конструктором.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей и возможностей можно использовать различные виды конструкторов. Одним из них является   образовательный конструктор UARO, который представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Данный конструктор отличается простотой и легкостью сборки, ярким дизайном и абсолютной безопасностью. При работе по сборке параллельно ведется развитие детей во всех пяти взаимодополняющий образовательных областях, а именно : речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое.

Конструктор UARO полностью соответствует ФГОС.

Освоение конструктора ведётся  последовательно от простого к сложному (по показу, по схеме, по памяти, по представлению). Занятия с конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом. Для конструктора UARO характерны высочайшее качество, эстетичность, прочность, безопасность. Конструктор  UARO – это занимательный материал, стимулирующий и активизирующий восприятие, внимание ребенка, развивающий мыслительные процессы, фантазию, формирующий моторные навыки.

При работе с детьми приоритетным направлением становится развитие сенсорных способностей и мелкой моторики.

На занятиях по  UARO конструированию в занимательной форме дети учатся различать детали конструктора по размеру, цвету, форме и назначению. При первом знакомстве с конструктором UARO дети практически усваивают понятия: величина (большой, средний, маленький), различие деталей по цвету и назначению,  в дальнейшем - учат и закрепляют приемы счета, понимают, где и как можно применять разные по форме и размеру детали, а также формируют навыки ориентирования в пространстве.

При работе с конструктором UARO развивается мелкая моторика: движения рук и пальцев становятся более согласованными, точными, сильными, так как приходится постоянно соединять и разъединять детали, вкручивать и раскручивать болты и гайки, при этом работать двумя руками и включать в действия все пальцы. А все это приводит к развитию речи и мышления.

Таким образом, используя в работе конструктор UARO можно успешно решать поставленные педагогом задачи по:

-сенсорному и моторному развитию. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.

- активизации памяти, внимания, восприятия (тактильно-двигательное восприятие, развитие слухового восприятия, развитие зрительного восприятия, восприятие формы, величины, цвета );

- развитию комбинаторных способностей;

- закреплению навыков ориентирования в пространстве (восприятие пространства и времени).

- создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с конструктором;

- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Цель проекта - обогащение чувственного опыта детей дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию.

Формой организации занятий являются:

-«пошаговый показ»,

- по образцу,        

- по карточкам и схемам,

- по собственному замыслу.

В конце занятия подводится итог: удалось ли сделать то, что задумали.

Методы:

- практические;

- наглядные;

- словесные;

- игровые;

- проблемные;

- исследовательские.

Доминирующая  в проекте деятельность -  познавательная, творческая, игровая.

Продолжительность проекта: долго-срочный.

Ожидаемые результаты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам «Сенсорное развитие» образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка:

- различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) и осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т.п.);

-использует эталоны в разных видах практической деятельности;

-группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету;

-находят общие и отличительные признаки, выстраивают сериационные ряды из нескольких предметов по одному признаку;

-различают количественные группы предметов и определяют их словами(один-много), определяют отношения (больше-меньше- поровну ) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому;

- имеют первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и вертикали (башенка, лесенка), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции;

-получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия;

-получают математические знания о счете, форме, пропорции;

- расширяют свои представления об окружающем мире;

-развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление;

-учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;

- овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Название этапа

Содержание деятельности

Временные рамки

1.

Подготовительный

  • создание условий
  • создание банка идей и предложений
  • изучение среды дошкольного учреждения
  • анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать

Сентябрь

2.

Практический

  • разработка цели и задачи проекта
  • основных  показателей и критериев
  • подбор соответствующего технологического   оснащения
  • разработка основных направлений развивающей работы.

Октябрь Ноябрь

3.

Моделирование и реализация проекта

  • работа  по созданию модели комплексного     сопровождения детей.

  • разработка планов, конспектов, творческих проектов
  • разработка механизма деятельности  кружка по художественному труду

  • апробирование плана проекта при непосредственном взаимодействии с детьми.

Сентябрь

(3 неделя) - Май

4.

Рефлексивно – экспертный

  • анализ результатов проведённой работы
  • уточнение уровня достижений
  • прогнозирование дальнейшей деятельности

Май (конец месяца)

        

       Ресурсное обеспечение проекта. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.

Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей  была создана предметно-развивающая среда:столы, стулья (по росту и количеству детей),интерактивная доска,  демонстрационный столик, презентации и учебные фильмы (по темам занятий), образовательные конструкторы UARO (1,2 ступень), технологические блокноты, рабочие тетради, учебные пособия, схемы, образцы, инструкции по сборке, чертежи.

                 Длительность занятий в разных возрастных группах

В раннем возрасте сенсомоторные игры –занятия проводят длительностью  7-10 минут, длительность занятия с более старшими детьми запвисит от возрастной группы.

Методика организации занятий

Начиная с 3–4 летнего возраста(младшая группа),  детям предлагаются задания на:

– выделение ярко выраженных признаков одного объекта (цвет, материал, величина);

– нахождение предмета с заданным признаком в группе однородных и разнородных объектов;

– сравнение двух объектов контрастных размеров по толщине, высоте, длине и обозначение результатов сравнения словами толще, тоньше, равны.

В младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог. Для детей педагог выбирает самые простые игры с целью закрепить:

- цвет (синий, зеленый и т.д),

- название деталей,

- форму (квадрат, прямоугольник, круг).

Детям 4–5 лет (средняя группа) предлагаются задания на:

– выделение такого свойства (признака) предметов, как общее название;

– выделение предметов из группы по общему названию;

– сравнение предметов;

– распределение предметов на группы (классы) в соответствии с общим названием, на серии из 3–5 объектов по величине.

Большое внимание уделяется анализу образца. Дети учатся определять и называть постройку, ее части, форму и величину используемых деталей. Начинают работать по цветным карточкам.

Дети 5–7 лет (старшая и подготовительная к школе группа):

– работают с заданиями на классификацию объектов в соответствии с такими выделенными свойствами, как цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название (на основе своего жизненного опыта и имеющихся ассоциаций);

– устанавливают и продолжают простейшие логические закономерности;

– моделируют отношения сериации (расположение объектов по степени выраженности какого-либо признака) с помощью наглядных моделей из полосок или кружков равномерно возрастающей или убывающей величины;– устанавливают отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое. Роль ведущего могут брать на себя дети. В играх развивается коллективизм, память, мышление. Строят более сложные комбинации. Цель игры – развивать речь, уметь работать в коллективе,

После того, как ребенок понял смысл игры, можно начинать усложнение. Составляется  последовательность, предлагаем ребенку эту последовательность заполнить, а затем накрываете последовательность другой пластиной, бумажкой или тряпочкой и предлагаете составить последовательность уже по памяти!

Постепенно добавляется больше цветов в данные последовательности и увеличивается количество деталей.

Самый сложный и интересный вариант — это игра вдвоем. Составив последовательность и накрыв ее чем-то вы вместе с ребенком собираете свою последовательность!

После того, как каждый составил свою последовательность — открываете ряд-образец и сравниваете насколько правильно каждый из вас составил последовательность и кто первый ошибся.

Интересно, что в таком варианте игры, в ненавязчивой форме можно показать ребенку, что далеко не всегда хорошо бездумно повторять за другими! Ребенок наверняка попробует повторять за вами, вместо того, чтобы запоминать. А вы, ошибившись специально, можете озвучить ребенку, что наверняка ты знал, но посмотрел на меня, повторил за мной и от этого ошибся…

Примерный перечень  полифункциональных игр-занятий по сенсомоторному развитию дошкольников (на основе использования конструктора UARO)

  • выбор  деталей основных цветов;
  • выбор деталей с разными оттенками цвета (светло-желтый и темно-желтый);
  • увеличение количества деталей разных цветов;
  • группировка предметов по признаку «цвет»;
  • «Найди лишнюю деталь»;
  • закрепление представлений о цвете, форме, размере.
  •  выбор деталей по цвету, по размеру, по форме.
  • увеличение количества деталей разных цветов;
  • увеличение деталей разного размера и разной формы
  • «Раздели на части»:

- группировка  по цвету,

- группировка  по форме,

- группировка  по размеру

- увеличение количества деталей разных цветов;

- увеличение «кирпичиков» разного размера и разной формы.

  • «Чудесный мешочек»:

Развитие зрительного и слухового внимания, зрительной и тактильной памяти, формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по образцу и словесной инструкции.

- Ребенок наощупь находит деталь и говорит, что нашел (показывает из предложенных на столе).

- Педагог показывает деталь, а ребенок ее ищет.

- Педагог только называет нужную деталь, а ребенок ее ищет.

  • «Что изменилось»:

Развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление представлений о цвете и форме.

- Педагог меняет положение 1-2 деталей.

- Педагог заменяет 1-2 детали на другие.

увеличение количества деталей в постройке;

Увеличение количества замененных деталей.

  • «Найди постройку»:

Развитие внимания, наблюдательности, учить соотносить изображенное на карточке с постройкой.

- рассмотреть карточки с плоским изображением и найти нужную постройку;

- рассмотреть карточки с объемным изображением и найти нужную постройку.

увеличение количества деталей в постройке;

Увеличение количества карточек.

  • «Построй по образцу»:

Развитие внимания, наблюдательности, учить соотносить изображенное на карточке с постройкой

- выполнять сборку, опираясь на карточку с плоским изображением;

-выполнять сборку, опираясь на карточку с объемным изображением;

- выполнять сборку по силуэту;

- выполнять сборку по контуру.

  • «Орнамент по образцу:

- умение выделять пространственные признаки предметов.

- закрепление предлогов «на», «за».

- выложить все детали, как в образце.

- выкладывание деталей под диктовку взрослого.

  • «Построить длинную и короткую дорожку»:

- Закрепление представлений о длине предметов.

- построй дорожку из 3 деталей;

- построй дорожку из 5 деталей.

 - сделать дорожки одинаковыми.

  • «Широкая и узкая тропинка»:

Закрепление представлений о ширине предметов.

- построй дорожку по ширине из 3 деталей;

- построй дорожку по ширине из 5 деталей.

- сделать дорожки одинаковыми.

Заключение

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог активизирует познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную сферу, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В результате использования UARO конструирования дети получают базовые знания при подготовке к школе, у детей формируются так же навыки самоконтроля, наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики,  закрепляются знания о формах и деталях предметов. Заметно улучшается ориентирование в помещении, на местности, на листе.

Использование UARO конструктора способствует формированию сенсорных навыков через собственную предметную деятельность по принципу «от простого к сложному» , умению самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"

Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется  моторная неловкос...

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Представлена динамика сенсомоторного развития ребенка от рождения до школы....

Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"...

Использование дидактических игр и пособий в работе по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.

Данный материал может быть использован в практической деятельности педагога с детьми по развитию сенсомоторных навыков....

План самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через занятия продуктивными видами деятельности»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами образовательных конструкторов

Увлечение конструкторами способствует разностороннему развитию ребёнка. Речь и навыки социализации - конструкторы используют так же при лечении речевых нарушений и аутизма....