Консультация для родителей "Наши привычки - привычки наших детей"
консультация (подготовительная группа)

Валитова Гульфинур Нургалиевна

Полезная консультация для родителей о полезных и вредных привычках родителей, которые могут перенять дети

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Описание: 3

Консультация для родителей

"Наши привычки - привычки наших детей"

Почти в каждой семье появление у ребенка нежелательных элементов в поведении, высказываниях и поступках вызывает удивление: откуда это у него?  Если ребенок посещает ясли, детский сад, школу или часто играет с детьми на улице, то все отрицательное в его поведении и высказываниях приписывается дурному влиянию среды. Ну, а если ребенок еще мал, если детский сад и школу он не посещает, на улице в кругу сверстников не бывает, тогда как? В таких случаях взрослые склонны считать, что ребенок просто-напросто от рождения имеет дурные наклонности. Встает вопрос: может, и в самом деле малыш получил от предков «дурные» гены, которые и являются виновниками его странных поступков? И тут уж никакое воспитание не в силах помочь?

Не все, конечно, дети одинаковы от роду. Наследственная программа охватывает многие базисные основы поведения. Учение И.П.Павлова о типе нервной высшей деятельности раскрывает сущность этой программы, освещает значение биологических основ формирующейся личности ребенка. Умалять в связи с этим значение  наследственности недопустимо, но и биологизировать  личность ребенка,  считать, что все в поведении его определяется наследственностью, означало бы мыслить односторонне и не в соответствии с данными науки. Недаром еще И.М.Сеченов считал, что поведение на 99.9% определяется средой. Конечно, это выражение И.М. Сеченова образное, процент средового и врожденного определить с точностью трудно.  К тому же воспитание, выработка навыков и привычек. Формирование нравственного облика ребенка, да и взрослого человека – это пока основной путь воздействия на личность, наследственность такому воздействию поддается пока в значительно в меньшей степени. И даже те задатки, которые определены наследственностью, могут быть в определенной степени скорректированы целенаправленным, систематическим воспитательным воздействием.

В  воспитательном отношении взрослый человек для малыша является наиболее  авторитетным источником, из которого можно черпать ответы на возникшие вопросы, перенимать решение обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребенком, усваивать поведенческие акты и их детали. Ребенок во всем подражает взрослым и главным образом тем, которые постоянно общаются с ним, удовлетворяют его жизненные и ориентировочные запросы. Составляют наиболее устойчивую  микросоциальную среду. Но физиологический механизм подражания как бы «слеп»: ребенок подражает взрослым и в хорошем, и в плохом, само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, что перенимать не надо.  Мы  не замечаем, что воспитание, «учеба» малыша, в основе чего лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. Дело в том, что у детей очень развита так называемая механическая память – зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребенку запечатлевать все то, что он видит, слышит, ощущает, независимо от того, сознает ли малыш все это или еще нет.

Особо интенсивное, постоянное накопление элементов познания происходит в первые пять лет жизни человека, а это дошкольный период, когда ребенка «по настоящему» никто не учит и не воспитывает, а все это идет как бы «само по себе». Но именно в этот период за папами и мамами, бабушками и дедушками постоянно наблюдает зоркий глаз будущего взрослого человека. И не только наблюдает, но и все  фиксирует, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственности. А знаний? И знаний, но последние начнут более интенсивно формироваться позже, по мере созревания интеллекта, с шести – семи лет, когда первый звонок позовет ребенка в школу. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыш не впитал в себя из внешней микросреды отрицательное, ненужное, лишнее.

Наиболее распространенный недостаток в поведении детей – это неоконченное действие: ребенок взял игрушку, поиграл и бросил; не отнес и не положил ее туда, откуда он ее взял, не закончил действие, связанное с этой игрушкой. Перелистал книгу и бросил ее там, где она перестала его интересовать. Зайдя в квартиру, снял головной убор, но не положил туда, откуда он его взял. Это простые, элементарные деятельные акты. Но привыкнув не заканчивать их, ребенок в дальнейшем не будет доводить до конца начатое им дело. А из незаконченных действий формируется хаотичное, безалаберное, несистематизированное поведение, которое уже становится доминирующей составной характера. Элементарный принцип порядка и заключается именно в том, что каждая вещь имеет в доме свое место и место это должно быть постоянным, а каждое полезное действие имеет начало, развитие и конец.

Наблюдение, однако, показывают, что большинство детей не заканчивают начатое действие, не  приобретают привычки ставить вещи на свои места. Причина этого порой удивительно проста: вещи, которыми ребенок пользуется не имеют своего постоянного места – такой порядок или поведение , беспорядок заводят в доме папа, мама, другие члены семьи. Например,  приходилось наблюдать в одной семье «традицию» тапочек ребенка: их видели в коридоре у входной двери, в ванной, на кухне, в спальне возле кроватки, на подоконнике, на холодильнике. Мама каждый раз бранит ребенка за то, что он не ставит тапочки на одно и то же место, но она  это место оказывается не определила. Больше того : мама также каждый день ищет свои вещи, которые могут оказаться где угодно. А ведь у ребенка та или иная привычка вырабатывается не вопреки тому, что он постоянно видит, сколько ему об этом не говорили. Реальная действительность в данном случае для ребенка играет значительно большую роль, чем слова, не подкрепляемые этой действительностью.

Неаккуратному воспитателю трудно ожидать успехов в выработке привычек аккуратности у ребенка. Если папа утром не заправляет свою кровать, то научить это делать ребенка будет трудно. А в случае наказания малыша за неаккуратность, нередко можно услышать справедливое замечание самому папе: «А ведь ты папа, свою постель тоже не заправляешь!» И напрасно в таком случае ссылаться на возраст. Может опять последовать вопрос ребенка: «А почему взрослым можно не заправлять постель, а детям нельзя?»  Убедительно ответить на  этот вопрос воспитуемому вряд ли удастся. Авторитет родителя в глазах ребенка падает.

Подобных  примеров можно привести немало, они в нашем быту на каждом шагу. Очень трудно, скажем, научить ребенка убрать за собой посуду со стола, если этого не делают взрослые члены семьи. Нелегко научить малыша говорить «Спокойной ночи!» и «Доброе утро!», если никто в семье этого не делает. А если это делается, то не приходиться прилагать специальных усилий, привычка возникает «сама по себе». Если в семье бабушка или мама «крикливые», то научить разговаривать детей тихо, по- домашнему не удастся.

Люди из поколения в поколение тянут за собой тяжелый груз изъянов в воспитании, ущербную нравственность, ненужные никому навыки и привычки, плохие характеры. И вся трудность воспитания новых поколений заключается в том, что окружающая ребенка среда «сама» передает ему устаревший нравственный багаж старших поколений. Сам процесс воспитания словами начинается позже, когда  уже значительная часть этого багажа передана. И в самом деле: если бы ребенок никогда не видел  сигарет и папирос, не знал, что такое табак, не видел бы процесс курения, разве появилось  бы у него, уже взрослого человека, желание курить или употреблять алкоголь?. Конечно  нет. Антиникотиновое и противоалкогольное  воспитание , потому  и не достигает должного успеха, что ведется преимущественно на словах, а среда делает свое пагубное  дело. Порок прививается нередко открыто и прямолинейно, когда взрослые, например, в праздничные дни усаживают детей за стол вместе со взрослыми, где употребляют спиртные напитки и курят, а нередко и детям дают «капельку» по случаю праздника. Это теперь делается все- таки  реже. Но случается, когда порок прививается незаметно, «деликатно» и казалось бы незаметно. Пример: любящая своего ребенка мама ежегодно отмечает его день рождение, считая, что такая традиция имеет важное воспитательное значение. К этому дню мама тщательно готовиться: приглашает друзей, накрывает на стол, ставит бутылки. Спиртного нет, ситро, минеральная вода, пепси-кола. Произносится тост, наливаются рюмки, вручается дорогой подарок. Все как у взрослых. Детям это нравится, а прослезившаяся мама не замечает, как она постепенно готовит сына к приему спиртных напитков, как готовит почву для переоценки его будущей личности, гипертрофируя его «я».

Дело в том, что не следует каждый год столь «шумно» отмечать день рождения ребенка: и гостей то многовато, и без взрослых можно обойтись. Детям – все детское: одежда, блюда, столик для занятий и приема пищи, все по возрасту. Переносить на детей «статус» взрослого ни в коем случае не следует. Смешно выглядит дошкольник, и даже школьник младших классов во «взрослом» костюме, шляпе . Всему свое время и свое место, это одно из важных правил воспитания.  

Неразумной добротой к ребенку, слепой любовью к нему и вседозволенностью можно нанести непоправимый вред, исковеркать его формирующуюся личность. Выше упоминалось об авторитете родителей перед детьми. Да, и папа, и мама , и все другие члены семьи должны беспокоиться об авторитете в глазах ребенка. А авторитет этот, уважение и любовь к себе можно завоевать проявлением справедливости, объективности, честности, разумной доброты и внимания к ребенку. Но не только к ребенку, но и к другим людям. Последнее обстоятельство, имеет исключительно важное значение: ребенок быстро заметит особое расположение к себе воспитателя по сравнению с другими детьми и может использовать в своих корыстных целях. Родительский пример в поведении, поступках оставляет в душе ребенка глубокий след. И когда ребенок станет взрослым, и попадет в ситуацию в которой не был, поступит так, как поступили бы отец, мать, или другой близкий человек. Осознанно или нет, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве. Зачем этот след? На всякий случай, может пригодиться, может оказаться полезным. Меткое замечание о значении примера родителей для воспитания детей сделал Александр Дюма:» Мать может надеяться на беспрекословное  послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благо -разумия и образцом совершенства. « То же – отец, дедушка и бабушка.

Дошкольники еще не подготовлены к глубокому  пониманию происходящих вокруг них событий. С позиции этой неподготовленности они могут сделать  и незрелые выводы. Приведем пример. Папа и мама  по вечерам в присутствии детей четырех и шести лет отрицательно отзываются о своей работе. И вот однажды 4х летний сын сказал:  « А я, когда вырасту, работать не буду. Работать плохо!

- А что же ты будешь делать? Спросил папа. «Буду снимать начальников, они плохие».

Ясно, что такая подготовка ребенка к будущему труду не приносит пользы. Главными творцами личности ребенка являются его родные. Их привычки – привычки их детей и внуков. И самое обидное, когда сами любящие родители прививают ребенку плохие привычки.

Между тем дети очень радуются хорошему, что есть у их родителей. С какой гордостью они рассказывают об успехах своих родителей, боевых победах дедушек. Воспитание – процесс вечный и бесконечный, как сама жизнь. И осуществляя это благородное дело, вырабатывая у ребенка привычки, вкусы, мы должны твердо помнить и осознавать наши недостатки, наши пережитки, изъяны с тем, чтобы предохранить от них наших детей, внуков и правнуков.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Наши привычки - привычки наших детей"

Консультация для родителей: « Наши привычки – привычки наших детей»....

Наши привычки - привычки наших детей

Почти в каждой семье появление у ребенка нежелательных элементов в поведении, высказываниях, поступках вызывает удивление - откуда у него это....

Консультация для родителей "Наши привычки - привычки наших детей"

В материале раскрыты вопросы формирования привычек детей. Откуда эти привычки берут свои "корни"....

Консультация " Наши привычки-привычки наших детей"

Консультация " Наши привычки-привычки наших детей"...

Консультация для родителей "Наши привычки-привычки наших детей"

Любая привычка ребенка - это накопление элементов поведения взрослого челока....

Консультация для родителей тема: «Наши привычки - привычки наших детей»

Почти в каждой семье появление у ребёнка нежелательных элементов в поведении, высказываниях и поступках вызывает удивление: откуда это у него?...

Консультация для родителей: «Наши привычки – привычки наших детей»

Консультация для родителей: «Наши привычки – привычки наших детей»...