проект "«Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ»"
проект

Богуславская Татьяна Ивановна

Адаптация - приспособление организмов к изменяющимся условиям существования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sots_adaptatsii_i_reabilitatsii_detey_s_ovz.docx217.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приготовила

Богуславская Татьяна Ивановна

 воспитатель

МБ ДОУ № 19 «Радость»

 г. Урай ХМАО - Югра

«Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ»

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду,где происходит множество изменений: режим дня, место пребывания ребенка, требования к нему. Все эти факторы сильно влияют на эмоциональное состояние малыша и создают для него стрессовую ситуацию. Поэтому основной задачей для взрослого, в этот сложный для ребенка период, является оказание помощи в адаптации ребенка к условиям пребывания в детском саду.

Адаптация - приспособление организмов к изменяющимся условиям существования.

Категория  детей с ограниченными возможностями здоровья: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций, гиперактивные дети, дошкольники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья адаптация происходит намного сложнее и проблематичнее. Как правило, такие ребята требуют особого внимания, т. к. с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях, иногда нуждаются в специальных условиях пребывания и уходе, не могут общаться со сверстниками.

При поступлении в группу детского сада ребенка с ОВЗ прежде всего обращается внимание на степень выраженности отклонений и определяется возможность обучения детей либо в группе компенсирующей направленности (интегрированное образование, либо в обычной группе (инклюзивное образование). Если патологии развития у ребенка выражены сильно,то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада: педагог-психолог, дефектолог.

При поступлении ребенка с ОВЗ в обычную группу все обязанности по его воспитанию ложатся на плечи воспитателя. Основное задачей которого становится адаптация такого ребенка к условиям детского сада,и насколько безболезненной она будет зависит от следующих факторов: возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня психического и физического развития, опыта общения ребенка с окружающими, самостоятельности ребенка, сформированности навыков самообслуживания, личностных особенностей самого малыша, организации режима дня ребенка дома, взаимоотношения ребенка с матерью.

В это период родители должны сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. В свою очередь,воспитатель должен успокоить родителей: познакомить их с режимом дня, рассказать, чем ребенок будет заниматься, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня, где должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, и т. д. Организационные формы коррекционно-образовательной работы (групповые, подгрупповые, индивидуальные) должны варьироваться в течении дня. При работе с детьми с ОВЗ педагог должен использовать программу обучения, которая включает в себя индивидуальный подход к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям ребёнка, обусловленные характером патологии и степенью её выраженности.

Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, воспитатель обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Использование таких методов работы с детьми как: сказкотерапия, смехотерапия, куклотерапия, пескотерапия, арттерапия, игротерапия поможет способствовать коррекции настроения, реабилитации, расширить сознания и совершенствовать взаимодействия через речь с окружающим миром, ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию.

Т. О. можно сделать вывод, что необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Актуальность проекта: для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироваться к окружающей действительности, ему необходимо пройти несколько этапов обучения, а именно, овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, расширить представления и знания об окружающем, научиться играть, а также овладеть навыками хозяйственно-бытового труда. Это все важные этапы в развитии самостоятельности ребёнка. И для того, чтобы все эти знания и умения ребёнка закреплялись, важна помощь со стороны родителей, благодаря которым у ребёнка будет формироваться мотивация к обучению.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

ЦЕЛЬ проекта: создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной и игровой деятельности, посредством социальной адаптации детей с ОВЗ к социальной действительности.

ЗАДАЧИ по реализации проекта с детьми:

  • Активизировать и расширять пассивный и по возможности активный словарь детей (учёт индивидуальных особенностей контингента);
  • Развивать у детей навыки коммуникации;
  • Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
  • Учить детей воспроизводить цепочку игровых действий;
  • Учить детей использовать в игре натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;
  • Учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
  • Развивать способность детей отражать в играх приобретённый жизненный опыт;
  • Учить детей принимать на себя роль другого лица;
  • Формировать у детей навыки ролевого и ситуативного поведения;
  • Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимодействия;
  • Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий;
  • Воспитывать у детей эмоционально отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;
  • Знакомить детей с конкретными трудовыми процессами;
  • Формировать у детей основы культуры труда;
  • Формировать у детей умение выполнять элементарные практические действия с предметными орудиями по односложной речевой инструкции;
  • Формировать у детей умения выполнять простейшие трудовые действия с опорой на представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, и образец их выполнения, предложенный взрослым;
  • Формировать у детей элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания;
  • Формировать у детей элементарные представления об элементах быта, необходимых в жизни человека;
  • Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы.
  • Формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации;
  • Способствовать у детей интеграции полученных игровых действий в бытовые ситуации;
  • Формировать у детей первоначальные представления об опасных предметах дома;
  • Воспитывать у детей положительное отношение к труду взрослых;
  • Воспитывать бережливость, аккуратность в процессе действия с предметами;
  • Способствовать у детей развитию психических процессов (внимание, память, мышление и др.);

 ЗАДАЧИ по реализации проекта с родителями (законными представителями):

  • Создать условия для заинтересованности родителей и их педагогического просвещения в вопросе социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • Сформировать у родителей убеждённость в необходимости полной адаптации ребёнка с ОВЗ к социальному и бытовому окружению;
  • Познакомить родителей со способами и методами обучения детей с бытовыми предметами и предметами домашнего обихода;
  • Содействовать умению родителей переносить приобретённый опыт взаимодействия с ребёнком в домашний быт.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

  • Игровые упражнения;
  • Коррекционно-развивающий занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные);
  • Рассматривание предметных картинок и иллюстраций с последующим соотнесением с реальными предметами;
  • Образовательные ситуации;
  • Мини-экскурсии по территории и помещениям детского сада;
  • Экскурсии и целевые прогулки по городу;
  • Предметные игры;
  • Отобразительные игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Трудовые действия (ХБТ);

ФОРМЫ РАБОТЫ с родителями (законными представителями):

  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Информационные стенды;
  • «Родительский клуб «Мы-вместе!»
  • Совместные экскурсии и целевые прогулки;
  • Анкетирование;
  • Мастер-классы;
  • Подбор методической и обучающей литературы по запросу родителей;
  • Совместная деятельность детей и родителей под руководством специалистов;

ПЛАН

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТЕЙ С ОВЗ.

2020 – 2021 учебный год

  • Рекомендации и система мероприятий в работе с родителями ребенка с ОВЗ.  

Для большинства родителей рождение ребёнка с ОВЗ является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Родители имеющие ребёнка с ОВЗ знают о том, сколько сопутствующих психологических проблем приносит с собой эта тяжелая болезнь. Поэтому понятно, что характер ребенка, несущий ее отпечаток, является очень сложным, а умственные способности зачастую сниженными. Но это не вина ребенка, а его беда.

  • Вся работа с родителями, имеющими особенного ребёнка, строится на сотрудничестве и доверии;

Работа проводится поэтапно.

На 1 этапе, ещё до поступления ребенка в учреждение, психологами осуществляется патронаж семей. Эффективно действует программа изучения семьи: структура семьи и психологический климат, социальный статус матери и отца в семье, основные принципы семейных отношений, стиль и фон семейной жизни, воспитательный климат семьи, культурный уровень родителей, трудности.

На 2 этапе,  помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние особенности ребёнка, вовлекаем родителей в процесс интеграции детей в общество.

Е.А Стребелева и Ю.Ю. Белякова выделяют следующие формы работы, которыми пользуется дефектолог в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии и их родителями:

  • консультативно-рекомендательная;
  • лекционно-просветительская;
  • практические занятия для родителей;
  • организация «круглых столов»,
  • родительских конференций,
  •  детских утренников и праздников;
  • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
  • подгрупповые занятия.

  • Рекомендации  родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители - основные участники психолого-педагогической помощи при ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий  ребенка  в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол,   

  • Рекомендации для родителей,  по принципам организации эффективного взаимодействия  с особым ребёнком.

1. Активность и самостоятельность ребёнка.

Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.

2. Постоянная упорная тренировка каждый день.

Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Задача родителей - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.

3. Сознательная беспомощность родителя.

Если родитель ловит себя на мысли, что не может больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что-то сделать за него - родитель жалеет не его, а себя! Если родитель сделал что-то за ребёнка, то отнял у него шанс научиться чему-то новому.

4. Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями.

Формы

взаимодействия

Содержание работы

Период

Информация для родителей.

  • «Результаты индивидуального развития ребёнка, пути её совершенствования».

Сентябрь

Сентябрь

Беседа на тему:

  • «Понятие и особенности работы с  ребенком с ОВЗ».

Рекомендации для родителей.

  • «Формирование пространственных представлений, представлений о пространственных соотношениях».

(для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению сюжетных картинок, например из кубиков с частями изображения или разрезных карточек с иллюстрациями).

  • «Построение геометрических форм и изображений с помощью различных предметов, например палочек».

Рекомендации:

  • «Дома - не скучаем» (для нормализации оптико-пространственного гнозиса необходимо сформировать как навыки оптико-пространственной ориентировки плоского конструирования, так и объемного).

Октябрь

Консультация:

  • «Правильный дидактический материал»

(Следует обращать внимание, что при нарушении зрительных функций, материал, которым пользуется ребенок (наглядные пособия, картинки). Должны быть достаточно контрастными с фоном, на котором они изображены.

Консультация:

  • «Правильно проводим занятия»

(Во время проведения занятий должно быть обязательное, словесное сопровождение всех двигательных умений и навыков.  Важно, чтобы у ребенка возникало ощущение позы и формировалась схема движения.

Ноябрь

Индивидуальная беседа:

  • «Нетрадиционные методы оздоровления».

Декабрь

Консультация:

  • «Сенсорное развитие – это важно».

 Мастер – класс:

  • « Артикуляционная гимнастика вместе с мамой».

Январь

Памятка родителям:

  •        ««Здоровье ребёнка в ваших руках».

Февраль

Консультация:

  • «Давайте играть вместе – реализация потребности ребёнка в овладении языковыми средствами».

Консультация:

  • «Игры, которые лечат».

        Март

Информация для родителей

  • «Формирование моторных навыков и навыков».

Апрель

Проведение совместных занятий с родителями

  • Практикум «Пальцы помогают говорить».

Памятка

  • «Чем занять ребёнка летом».

Май

Заключение

На развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» в 1 младшей группе

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).С приходом в ясли ...

Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» Первая младшая группа

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...

проект "Адаптация детей к условиям детского сада"

Приспособление детей второй младшей группы к адаптации детского сада....