Организация театральной студии в ДОУ
учебно-методический материал (старшая группа)

Конева Наталья Леонидовна

         Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием. К таковым можно отнести  развитие  памяти, воображения, фантазии, инициативности,  коммуникативных качеств личности и т.д. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

          Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).

          Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои нередко становятся образцом для подражания.  Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей.

          Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации  от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе,   способствует развитию формированию у детей позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка.

         Театральная деятельность детей не только развивает психические функции личности ребенка и  художественные способности.  Для ребенка театрализованной представление – это  возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Кроме того, данный вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу.

Поэтому, наряду со словесными приемами,  драматизация или театральная постановка  представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

В нашем детском саду с нынешнего учебного года был организован театральный  кружок  для воспитанников из старших групп.

Занятия проходят  два раза в неделю, всего в  год – 72 занятия.

Форма работы в кружке предполагает  групповые занятия, по 10 человек. Итогом работы театрального кружка предполагается постановка и показ спектакля 2 раза в год.

Для реализации работы в студии была  разработана  программа.

Целью работы является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

  • обучить элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • развивать музыкальные  и творческие способности детей (музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку).
  • воспитывать интерес к музыкальной и театральной культуре.

 

В содержание занятий театрального кружка включено:

- игры-драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- театральные этюды.                                                          

В качестве примера можно привести образные упражнения или игры-превращения. Дидактический материал для занятий мы подобрали на разные системы восприятия. Например, задания для слухового восприятия.

Детям включается фонограмма с различными звуками - это могут быть звуки природы, голос разных животных либо отрывок из какого-либо музыкального произведения (например, "Детский альбом" Чайковского или  "Карнавал животных" Сен-Санса).  Во время слушания музыки  дети определяют, под какую музыку идет медведь, бежит мышка, прыгает зайчик. Они могут узнать  образ, услышанный в исполнении оркестра в движении и изобразить его при помощи движений, а так же учатся изображать эмоции с помощью мимики.  Наиболее эффективным при слушании музыки являются такие приемы: «Послушай и расскажи», «Послушай и покажи», «Послушай и сыграй».

Задания для зрительного восприятия. Такие задания задаются  с помощью  использования предметных картинок, изображений на экране компьютера или телевизора, или же  выразительного показа в движении.

 Детям предлагаются  творческие задания на развитие пантомимики, например, определить по походке человека (балерина, солдат, очень старый человек, человек, которому жмут ботинки). 

Детям раздаются картинки (так, чтобы изображенный предмет не видели другие участники)   и они должны изобразить то, что на них нарисовано.

Игра "Крокодил". Ребенок получает словесное задание и изображает предмет, какую-либо ситуацию или  героя. Другие участники пытаются угадать, что именно пытается изобразить игрок.

По этому же принципу даются задания на тактильное восприятие.

 В коробку или мешок кладутся различные предметы, например, игрушки или  музыкальные инструменты. Дети по очереди должны определить предмет и изобразить его для других при помощи жестов и мимики. (Проиграть)

Во время  занятий  с детьми основная наша задача, конечно,  вызвать у них положительные эмоции. Когда ребенок испытывает радость и удовольствие от занятий,  таким образом он включается  в совместную коллективную деятельность, что помогает ему справляться со стеснением,  снимает напряжение,  развивает    инициативность и дает   возможность адаптироваться среди сверстников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

         Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием. К таковым можно отнести  развитие  памяти, воображения, фантазии, инициативности,  коммуникативных качеств личности и т.д. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

          Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).

          Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои нередко становятся образцом для подражания.  Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей.

          Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации  от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе,   способствует развитию формированию у детей позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка.

         Театральная деятельность детей не только развивает психические функции личности ребенка и  художественные способности.  Для ребенка театрализованной представление – это  возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Кроме того, данный вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу.

Поэтому, наряду со словесными приемами,  драматизация или театральная постановка  представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

В нашем детском саду с нынешнего учебного года был организован театральный  кружок  для воспитанников из старших групп.

Занятия проходят  два раза в неделю, всего в  год – 72 занятия.

Форма работы в кружке предполагает  групповые занятия, по 10 человек. Итогом работы театрального кружка предполагается постановка и показ спектакля 2 раза в год.

Для реализации работы в студии была  разработана  программа.

Целью работы является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

  • обучить элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • развивать музыкальные  и творческие способности детей (музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку).
  • воспитывать интерес к музыкальной и театральной культуре.

В содержание занятий театрального кружка включено:

- игры-драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- театральные этюды.                                                          

В качестве примера можно привести образные упражнения или игры-превращения. Дидактический материал для занятий мы подобрали на разные системы восприятия. Например, задания для слухового восприятия.

Детям включается фонограмма с различными звуками - это могут быть звуки природы, голос разных животных либо отрывок из какого-либо музыкального произведения (например, "Детский альбом" Чайковского или  "Карнавал животных" Сен-Санса).  Во время слушания музыки  дети определяют, под какую музыку идет медведь, бежит мышка, прыгает зайчик. Они могут узнать  образ, услышанный в исполнении оркестра в движении и изобразить его при помощи движений, а так же учатся изображать эмоции с помощью мимики.  Наиболее эффективным при слушании музыки являются такие приемы: «Послушай и расскажи», «Послушай и покажи», «Послушай и сыграй».

Задания для зрительного восприятия. Такие задания задаются  с помощью  использования предметных картинок, изображений на экране компьютера или телевизора, или же  выразительного показа в движении.

 Детям предлагаются  творческие задания на развитие пантомимики, например, определить по походке человека (балерина, солдат, очень старый человек, человек, которому жмут ботинки).  

Детям раздаются картинки (так, чтобы изображенный предмет не видели другие участники)   и они должны изобразить то, что на них нарисовано.

Игра "Крокодил". Ребенок получает словесное задание и изображает предмет, какую-либо ситуацию или  героя. Другие участники пытаются угадать, что именно пытается изобразить игрок.

По этому же принципу даются задания на тактильное восприятие.

 В коробку или мешок кладутся различные предметы, например, игрушки или  музыкальные инструменты. Дети по очереди должны определить предмет и изобразить его для других при помощи жестов и мимики. (Проиграть)

Во время  занятий  с детьми основная наша задача, конечно,  вызвать у них положительные эмоции. Когда ребенок испытывает радость и удовольствие от занятий,  таким образом он включается  в совместную коллективную деятельность, что помогает ему справляться со стеснением,  снимает напряжение,  развивает    инициативность и дает   возможность адаптироваться среди сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в театральной студии «Театральный занавес» для детей подготовительной к школе группы

Непосредствеено образовательная деятельность в кружковой студии "Театральный занавес"Дети пробуют себя роли артистов театра, НОД проходит в игровой форме, дети играют в игры  на развитие эмоций, ...

Организация развивающей предметно- пространственной среды в соотоветствии с федеральным государственными образовательным стандартом дошкольного образования театральной студии.

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования....

Консультация для воспитателей на тему "Организация театральной студии в ДОУ".

Консультация для воспитателей на тему "Организация театральной студии в ДОУ". Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнит...

Студия « Талан – ты » презентация по театральной деятельности Немножко из опыта работы в театральной студии "У Лукоморья"

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стр...

Проект по организации работы театральной студии «Маленький актер» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы на...

Презентация "Модель организации деятельности театральной студии "Серпантин" на основе творческого сотрудничества взрослых и детей"

В предлагаемой презентации проектная деятельность рассматривается в виде модели организации деятельности студии дополнительного образования по театрализованной деятельности....

Организация театральной студии "Балаганчик" в детском саду.

Организация  работы театральной студии "Балаганчик" в детском саду. Где дошкольники ставят различные спектакли  по литературным произведениям, а также сами изготавливают кост...