Рабочая программа воспитания детский сад "Сказка" 2021-2022 учебный год
рабочая программа

Рабочая программа воспитания детский сад "Сказка" 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx230.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

рабочая программа воспитания титульник.jpgХанты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

Протокол №__ от «    »  _______2021 года

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего МКДОУ детский сад «Сказка»

Приказ №___ от «      »__________2021 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………..

3

1.

Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания………………………………………………………………………….

4

1.1.

Цель Программы воспитания………………………………………………………

4

1.2.

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания…

5

1.2.1.

Уклад Детского сада………………………………………………………………..

6

1.2.2.

Воспитательная среда Детского сада……………………………………………...

6

1.2.3.

Общности (сообщества) Детского сада……………………………………………

6

1.2.4.

Социокультурный контекст Программы воспитания (вариативная составляющая)……………………………………………………………………….

8

1.2.5.

Деятельности и культурные практики в Детском саду…………...……………...

9

1.3.

Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания…..

9

1.3.1.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)…………………………………………………………

9

1.3.2.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)……………………………………………………………………………..

10

2.

Содержательный раздел………………………………………………………….

11

2.1.

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания…………….

11

2.1.1.

Патриотическое направление воспитания………………………………………..

12

2.1.2.

Социальное направление воспитания…………………………………………….

13

2.1.3.

Познавательное направление воспитания………………………………………..

13

2.1.4.

Физическое и оздоровительное направление воспитания……………………….

14

2.1.5.

Трудовое направление воспитания………………………………………………...

15

2.1.6.

Этико-эстетическое направление воспитания…………………………………….

16

2.2.

Особенности реализации воспитательного процесса Программы воспитания...

17

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания………………..

18

3.

Организационный раздел………………………………………………………...

19

3.1.

Общие требования к условиям реализации Программы воспитания…………...

19

3.2.

Взаимодействие взрослого с детьми. События Детского сада…………………..

20

3.3.

Организация предметно-пространственной среды……………………………….

21

3.4.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса……………………………….

21

3.5.

Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания…

21

3.6.

Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей……………….

21

3.7.

Календарный план воспитательной работы………………………………………

23


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В МКДОУ детский сад «Сказка» (далее – Детский сад) образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы Детского сада является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.

Воспитательный процесс в Детском саду организуется в воспитывающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.

Для Детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в воспитательном процессе.

1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

1.1. Цель Программы воспитания

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в Детском саду – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:

  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается  на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся  в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения  к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре  и традициях России, включая культурные особенности региона;

- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему

диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе Детского сада, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.  

1.2.1. Уклад Детского сада

Уклад жизни в учреждении - это система отношений в Детском саду, сложившаяся на основе нравственно-ценностных идеалов, традиций и характера организации различных воспитательных процессов.

Уклад всегда основывается на человеческой культуре, поэтому объединяет в себе устоявшийся порядок жизни, общественный договор, нормы и правила, традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность и систему ценностей дошкольного воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей Детского сада, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения учреждения.

Уклад определяет характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, детей друг с другом. На сегодняшний день уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни детского сада. Уклад жизни в Детского сада находит свое выражение в Уставе учреждения, в ООП ДО и Программе воспитания, во внутренней документации. Для реализации Программы воспитания уклад должен быть принят всеми участниками образовательных отношений.

1.2.2. Воспитывающая среда Детского сада

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,  духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда в Детском саду складывается из предметно-пространственной среды и сообществ Детского сада. Качество этих составляющих характеризует уклад жизни Детского сада.

1.2.3. Общности (сообщества) Детского сада

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками Детского сада. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание  к заболевшему товарищу;

- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность  и пр.);

- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,  которые сплачивали бы и объединяли ребят;

- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.  

Профессионально-родительская общность включает сотрудников Детского сада и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития  и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий  по воспитанию ребенка в семье и в Детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в Детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.  

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.  В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости  от решаемых воспитательных задач.  

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,  под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.  В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.

Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы  и ответственности. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.  

В МКДОУ детский сад «Сказка» детско-взрослым и детским сообществом является волонтерское движение «Добрые ладошки», которое позволяет объединить активных, творческих детей, родителей и педагогов ради главной цели - воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды  как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

- улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

- уважительное отношение к личности воспитанника;

- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время  не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.  

1.2.4. Социокультурный контекст Программы воспитания

(вариативная составляющая)

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – имеет древнюю историю, обладает богатыми природными ресурсами, в округе поддерживают самобытность культуры региона. Много талантливых, интересных людей родилось и выросло в Югре. Большое значение в регионе уделяется здоровому образу жизни, физкультуре и спорту. Поддержка семьи и детства, коренных малочисленных народов севера является одним из актуальных направлений в социокультурном пространстве ХМАО. Исходя из этого, можно утверждать о воспитательном потенциале региона.

Детский сад расположен в сельской местности Кондинского района ХМАО-Югры, но это не обедняет его воспитательный потенциал. Знакомя ребенка с регионом, районом, малой родиной следует обратить внимание ребенка на то, что он часто видит, но не замечает. Большую роль в вопросе воспитания играет взаимодействие с семьей и социальными партнерами. Воспитание подрастающего поколения должно происходить в едином воспитательном пространстве региона, района, родного села (поселка), в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни.

Детский сад сотрудничает с:

МУК «Кондинская МЦБС» (филиал в с.Леуши, п.Лиственичный) (библиотека)

МКУ «КСК» п.Ягодный (филиал п.Лиственичный) (Дом культуры)

МКОУ Леушинская средняя общеобразовательная школа с.Леуши

Самодеятельными поэтами с.Леуши, п.Лиственичный

«Центроспас – Югория» (пожарная часть)

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» п.Междуреченский

ГИБДД

Особую роль в вопросе взаимодействия с семьей, социальными партнерами, а также в вопросе ознакомления с родным краем в МКДОУ детский сад «Сказка» играет волонтерское движение «Добрые ладошки», которое направлено на активное участие детей, родителей, педагогов в жизни детского сада, села, района, округа. Для этого и организова добровольческая (волонтерская) деятельность в детском саду  направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, а именно детей старшего дошкольного возраста

1.2.5. Деятельности и культурные практики в Детском саду

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых  он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов  их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).  

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.  Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы  в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».  

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо»  и «плохо».

 Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

 Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения  со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.

Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру  и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать  и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности  в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности  к родному дому, семье, близким людям.  

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию  и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать  и слышать собеседника, способный взаимодействовать  со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности  и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной  и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме  (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе  на основе уважения к людям труда, результатам  их деятельности, проявляющий трудолюбие  при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное  в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся  к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками  художественно-эстетического вкуса.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.  

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Модуль «Я и моя Родина»

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.  Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни  и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;

- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;

- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей  к российским общенациональным традициям;

- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

2.1.2. Социальное направление воспитания

Модуль «Я, моя семья, мои друзья»

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение  в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление  к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается  в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи  с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей  в группе в различных ситуациях.

2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание  на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;

- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;

-  учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;

- учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;

- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

- создавать доброжелательный психологический климат в группе.

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Модуль «Я познаю мир»

Ценность – знания. 

Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,  в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;

- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной  и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.  

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Модуль «Я и мое здоровье»

Ценность – здоровье. 

Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие  и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;

- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;  

- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;

- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;

- введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене  и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;

-  формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте  и чистоте тела;

-  формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;

- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись  в тесном контакте с семьей.  

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Модуль «Я люблю трудиться»

Ценность – труд. 

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет  в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает  их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.

Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых  и труда самих детей.

2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание  на нескольких направлениях воспитательной работы:

- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена  с трудолюбием;

- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Модуль «Я в мире прекрасного»

Ценности – культура и красота.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии  на внутренний мир человека;

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны  и других народов;

5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;

- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;  не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;

- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться  с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться  к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,  после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести  в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения  к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей  с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения  и творчества;

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение  их произведений в жизнь ДОО;

- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;

- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова  на русском и родном языке;

- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

Особенностью реализации воспитательного процесса в Детском саду является наличие инновационных технологий воспитательно значимой деятельности в соответствии с накопленным опытом реализации программы детского волонтерства «Добрые ладошки».

При организации совместной деятельности взрослых и детей, для воспитателя рекомендуется позиция равного партнёра, включённого в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок. При этом включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми предполагает:

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

-открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Единицей воспитания является событие. Это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.

Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.

Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы Детского сада, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:

– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);

– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;

– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде специально организованной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Специально организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.

При свободной самостоятельной деятельности детей для воспитателя рекомендуется позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно.

Во время свободной деятельности детей в специально подготовленной развивающей среде для воспитателя рекомендуется позиция деятельностного взрослого. В основном, это организация ручного труда с подгруппой детей. Гармоничное сочетание форм деятельности позволяет направлять и обогащать развитие детей, организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

В целях реализации социокультурного потенциала Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также ввиду функционирования волонтерского движения «Добрые ладошки» для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения Детского сада. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада Детского сада, в котором строится воспитательная работа.

Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности Детского сада в построении сотрудничества педагогов  и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы, следующие: родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, совместные социально-значимые акции, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Программа воспитания Детского сада реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства, волонтерского движения «Добрые ладошки» при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Уклад Детского сада направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.

2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.

3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.

4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения Детского сада.

Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в Детском саду, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами  и родителями, детьми друг с другом.

Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры.

Воспитывающая среда –  это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

- «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;

- «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;

- «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности,  в особенности – игровой.  

3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События Детского сада

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.  Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.  В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.

Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы Детского сада, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в Детском саду возможно в следующих формах:

- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности  (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);

- проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;

- создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы  с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику Детского сада и включать:

- оформление помещений;

- оборудование;

- игрушки.

ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,  способствовать их принятию и раскрытию ребенком.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.

Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

Раскрывается в ООП ДО МКДОУ детский сад «Сказка»

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы

Раскрывается в ООП ДО МКДОУ детский сад «Сказка»

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Инклюзия является ценностной основой уклада Детского сада и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.

Основными условиями реализации Программы воспитания в Детском саду, реализующем инклюзивное образование являются:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего  и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:

1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;

2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;

4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;

6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;

7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

3.7. Календарный план воспитательной работы

План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам:

- погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);

- разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;

- организация события, которое формирует ценности.

Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности. События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными.  

Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы.

В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.  


Календарный план воспитательной работы

Направления воспитания

Мероприятия

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Патриотическое направление

Модуль «Я и моя Родина»

День народного единства

+

День неизвестного солдата

+

День добровольца

+

День героев отечества

+

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

+

День защитников Отечества

+

День Победы

+

День государственного флага

+

День России

+

День памяти и скорби

+

Международный день коренных народов

+

День Кондинского района

+

День образования ХМАО-Югры

+

Социальное направление Модуль «Я, моя семья, мои друзья»

Международный день толерантности

+

День матери

+

Международный женский день

+

Международный день семьи

+

Международный день защиты детей

+

День семьи, любви и верности

+

Международный день дарения книг

+

День дружбы

+

Окружной семейный праздник «День кедра»

+

Познавательное направление

Модуль «Я познаю мир»

День знаний

+

Всемирный день математики

+

День российской науки

+

День космонавтики

+

День детской книги

+

День Земли

+

День экологических знаний

+

Синичкин день

Физкультурно-оздоровительное направление

Модуль «Я и мое здоровье»

Всемирный день здоровья

Семейная спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья»

+

Международный день зимних видов спорта

+

Всемирный день велосипеда

+

Международный день шахмат

+

Всемирный день туризма

+

Трудовое направление

Модуль «Я люблю трудиться»

Всемирный день окружающей среды

+

Неделя всемирной акции «Очистим планету от мусора»

+

День вторичной переработки

+

Ежегодный районный конкурс «Огород на окне»

Этико-эстетическое направление «Я в мире прекрасного»

Международный день родного языка

+

Всероссийская неделя музыки

+

День славянской письменности и культуры

+

День русского языка – Пушкинский день России

+

Всемирный день театра

+

Рабочая программа воспитания МКДОУ детский сад «Сказка» на 2021 – 2022 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год

Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопроса...

Презентация рабочей программы воспитания на 2021-2022 учебный год

Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18»...

Рабочая программа воспитания детского сада

Программа воспитания детского сада разработана на основе "Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» и спла...

«Анализ Рабочей программы воспитания детского сада"

Вычтуаление на педагогическом совете....

Проект "Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год"

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы,  реализуемой в ДОУ, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать восп...